Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние и реформирование системы образования в России



2016-01-26 499 Обсуждений (0)
Состояние и реформирование системы образования в России 0.00 из 5.00 0 оценок




В 60-х годах прошлого уже ХХ века западные социологи наперебой заговорили о «революции интеллектуалов». В общих чертах это означало признание того факта, что в жизни западных обществ определяющую роль стали играть наука, образование, высокие технологии и люди, связанные с этими сферами деятельности. Здесь можно выделить несколько совмещающихся тенденций.

Первая – «менеджериальная революция» - рост власти, влияния и доходов управленческого звена. Рост влияния и доходов той или иной группы связан с наличием у нее специфических ресурсов. Каким же специфическим ресурсом обладают управленцы? Ответ один – ЗНАНИЯ.

Вторая тенденция – рост высоких (наукоемких) технологий. С середины ХХ века стали интенсивно развиваться (приносить все более высокие доходы) производства, связанные с наукой. По мере развития этих отраслей все отчетливей наблюдалась интеграция науки, производства и бизнеса вокруг одного – получения новых ЗНАНИЙ. Компании нового поколения, строящие производство на основе новых технологий (например, «Майкрософт», «Интел», «IBM») по уровню доходов на одного работника быстро вышли в лидеры рынка.

Третья тенденция – рост значимости и престижа высшего образования. Высшее образование сегодня не привилегия, а необходимость. В Америке и Европе говорят о всеобщем высшем образовании. Высшее образование становится стратегическим приоритетом в программах развития всех стран-лидеров.

Начиная с 90-х гг. прошлого века ведущие страны мира встали на путь реформирования своих образовательных систем в соответствие с произошедшей «революцией интеллектуалов». Наиболее очевидны перемены в формах образования. Характерной чертой информационных обществ является чрезвычайно быстрое обновление информации. Раньше человек заканчивал вуз и работал в течении жизни, опираясь на те знания, которые он получил в процессе обучения. Сегодня это в прошлом. От 20 до 50 % знаний, получаемых студентом, устаревают к моменту окончания им вуза. Современному специалисту приходится обучаться и переобучаться в течении всей жизни. Жизненно важным становится непрерывное образование, включающее, в том числе, возможность смены специальности. Становится возможным (и необходимым) развитие системы дистанционного образования, образования без отрыва от производства. Эти требования диктует логика современного высокотехнологичного бизнеса. Тренинговые центры крупнейших корпораций приближаются по уровню и качеству образования к университетам, а иногда фактически являются таковыми. Примером может служить Intel University – первое в мире высшее учебное заведение, обслуживающее одну корпорацию.

Перемены касаются не только формы, но и содержания образовательного процесса. Традиционная система обучения основывалась на запоминании информации с последующим ее воспроизведением. Преподаватель передавал, студент воспринимал знания. Разумеется, квалифицированные преподаватели всегда работали «на понимание», требуя, чтобы учение не сводилось к механическому запоминанию. Сегодня насущной потребностью становится более глубокое вовлечение студента в процесс обучения в качестве активного участника. Позиция «меня учат, мне дают знания» должна в массовом порядке уступить место позиции «я учусь, я добываю знания на основе анализа разноплановой информации».

Встают резонные вопросы: каковы перспективы вхождения России в глобальное общество, основанное на знании? Как сказываются мировые тенденции в образовании на России?

Начнем с того, что интенсивная интеграция России в мировое информационное сообщество и формирование собственного информационного общества началось всего лишь несколько десятилетий назад. Однако это никоим образом не означает, что Россия отставала от стран Запада в области развития науки и технологий. Из 50 высоких технологий, глобально повлиявших на жизнь людей в ХХ веке – 12 было создано в России (СССР). Наши научные школы признаны во всем мире. Выпускники наших лучших вузов ценились во всех странах. Наши профессора, уехавшие на запад, преподают в ведущих университетах мира – Сорбонне, Йельском, Гарвардском и др. Таким образом, сложностей с получением знаний у нас не было. Сложности были с широким внедрением научных результатов, их практическим использованием. Особенно это касается коммерческого использования знаний в интересах экономического развития. Наукоемкий бизнес в России появился совсем недавно.

Другой пробел – резкое отставание социально-гуманитарного знания (в первую очередь наук о поведении) от естественно-научного. В Советском Союзе число специалистов с высшим техническим и естественно-научным образованием в 100 раз превышало число гуманитариев. Для сравнения - в США было обратноепревышало число гуманитариев. Для сравнения - в США было обратное соотношение – на одного «технаря» приходилось порядка 80 гуманитариев. Именно это обеспечило Америке преимущество в управленческих технологиях.

Еще один существенный недостаток – резкая дифференциация регионов по возможностям получения высококачественных образовательных услуг. В социалистические времена система распределения выпускников педагогических учебных заведений обеспечивала определенную равномерность в распределении знаний. С развалом этой системы жители, проживающие вдали от учебных центров (особенно это касается сельской местности), оказались в ущемленном положении. Аналогично на неравенстве возможностей получить образование сказался и фактор финансовых возможностей. Итогом же стала, например, резкая дифференциация выпускников общеобразовательных школ по уровню подготовки: по сравнению с социалистическими временами порядка четверти выпускников заметно лучше подготовлены, а три четверти – заметно хуже.

Ухудшилась ситуация и с профессиональным образованием. Важнейшим показателем его качества является доля выпускников, трудоустроенных по специальности. В Швеции по изученной специальности работают 82% выпускников, в США – 75%, в России – всего лишь 37%.

При этом по количеству обучающихся Россия выглядит на фоне развитых стран совсем неплохо. По уровню образования населения и масштабам его участия в образовании, Россия занимает ведущие позиции в мире. По доле населения, имеющего образование не ниже среднего профессионального, Россия с показателем 47% уступает только Канаде (48%), значительно опережая все остальные страны, а по доле населения с высшим образованием превышает средние показатели для стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Более того, показатели образования даже растут.

Таблица 4

Показатели образования в России

Показатель
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, тыс. человек                            
Охват детей программами начального и основного общего образования (удельный вес численности учащихся 1-9 классов в численности детей в возрасте 7-15 лет), процентов   92,3   92,7   93,3   95,0   96,7   98,8   Нет сведе- ний
Численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования, тыс. чел.                         Нет сведе- ний
Численность учащихся в учреждениях среднего профессионального образования, тыс. чел.                            
Численность учащихся в учреждениях высшего профессионального образования, тыс. чел.                            

 

Из таблицы 4 видим, что уменьшается численность обучающихся по общеобразовательным программам (вследствие демографического спада), уменьшается численность обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования (вследствие малой престижности данных уровней образования, а также вследствие демографического спада), зато резко повышается число лиц, получающих высшее образование. Прирост в высшем образовании практически равен убыли в начальном и среднем профессиональном образовании, а демографический спад проявился на этой ступени образования лишь в 2009 году (то есть на несколько лет позже, чем на других ступенях).

По идее, увеличение численности лиц с высшим образованием должно говорить о повышении качественных характеристик трудовых ресурсов. Однако эксперты в области образования отмечают, что это не так.

Главная беда, по мнению экспертов, в том, что россияне ценят формальную образованность, а не знания. Диплом является необходимым условием повышения социального статуса, карьеры и роста материального благосостояния. В то же время престиж знания, как такового, и тех профессиональных групп, которые заняты его производством - ученых, преподавателей, учителей, чрезвычайно низок.

Для исправления имеющихся перекосов, а также для вхождения в мировое сообщество наша страна встала на путь реформирования образования в соответствии с так называемой Болонской декларацией, которую в 1999 году приняли 29 европейских стран.

Болонская декларация стала началом реального интенсивного строительства общеевропейской системы высшего образования. В качестве конкретных шагов декларация провозгласила: сокращение сроков обучения, переход европейских стран на совпадающие или близкие программы обучения и квалификации высшего образования (бакалавр/магистр), взаимное признание дипломов, введение новых механизмов обеспечения качества образования, развитие технологий дистанционного образования и др.

В сентябре 2003 года Болонская декларация была подписана Россией.

Ключевые элементы реформирования образования в России:

1) единый государственный экзамен (ЕГЭ);

2) 12-летнее школьное обучение;

3) двухуровневое высшее образование (бакалавриат + магистратура);

4) коммерциализация образования (образование должно стать товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Отдельные элементы реформы образования в России уже реализованы, однако требуют корректировки, а какие-то - только в начале воплощения. То есть на завершение реформирования требуется ещё немало времени. В других европейских странах, подписавших Болонскую конвенцию, реформирование образования должно завершиться в 2010-м году. В России изначально завершить реформу собирались только к 2012 году. Однако и этот срок – под сомнением, так как все промежуточные этапы реформы выполнялись с опозданием.

В проекте Закона «Об образовании», существующем на октябрь 2010 года, выделим ещё и такие моменты:

1) Уровни образования намечается привести в соответствие с международными стандартами. Это означает, что будет дошкольное образование, общее (начальное, основное и среднее образование), профессиональное (подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена), а также высшее (бакалавриат, магистратура, подготовка специалистов и подготовка научно-педагогических кадров). Соответственно, при таком раскладе исчезнет как самостоятельная ступень начальное профессиональное образование.

2) Действующую градацию учреждений высшего образования "институт - академия - университет" законопроект заменяет на "колледж - институт - университет".

Помимо изменений в законодательстве, стоит отметить также заявление министра образования Андрея Фурсенко, в котором можно увидеть перспективы резкого сокращения числа вузов. Министр образования в сентябре 2010 года сказал, что в полной мере современному образовательному процессу соответствуют только порядка 100-150 вузов (при этом в 2009 году в России высших учебных заведений было 1114).



2016-01-26 499 Обсуждений (0)
Состояние и реформирование системы образования в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние и реформирование системы образования в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)