Сравнительный анализ ощущений и восприятия
Основная
2. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск, 2009 3. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. – Минск, 2005 4. Основы психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А.Фурманов [и др.]. – Минск, 2011 5. Психология: пособие для студ. БГУ, обуч. по спец. гуманит. и естеств.науч. профиля / И.А. Фурманов [и др.] ; под общ. ред. И.А. Фурманова. – Минск, 2007
7. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика. Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко – Москва, 2011 Дополнительная 1. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А.Вайнштейн. – Минск, 2005 2. Талайко, С.В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / С.В.Талайко. – Минск, 2006
Индивид, личность, индивидуальность. Индивид. В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга — потенциальный интеллект, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью. В понятие «индивид» входят как общие для многих людей свойства, так и качества, отличающие данного человека от других людей. Понятие «индивид» характеризует конкретного человека и включает все многообразие характеристик человека -психологические и биологические свойства, личностные качества, которые ему присущи. Индивидуальность. Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные психологические свойства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность. Понятие личность шире понятия индивидуальности. Личность не может быть сведена только к совокупности произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, поскольку эти качества не проявляются в отношениях к людям, к обществу. В понятие «личность» обычно включают устойчивые свойства индивидуальности человека, значимые для общества. Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Сравнительный анализ ощущений и восприятия. Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Они представляют собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней ивнешней среде. Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной системой. У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями. Для ощущений характерно отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Различают раздражители, адекватные для данного органа чувств и неадекватные для него. Общие свойства ощущений 1. Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. 2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и их функциональным состоянием рецептора. 3. Решительность – определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью. 4. Пространственная механизация раздражителей – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная чувствительность характеризуется низками и верхними порогами. Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличии от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, моторных, осязательных. Свойства восприятия: 1. Предметность – свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру. 2. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. 3. Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. 4. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ. 5. Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д. 6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |