Понятие фирмы (предприятия), классификация фирм по различным признакам
На всех этапах развития экономики основным ее звеном является предприятие (фирма). Фирма как субъект хозяйствования, являющийся юридическим лицом, имеет в собственности или управлении имущество, необходимое для осуществления деятельности и являющееся обеспечением обязательств. Таким образом, фирма – общее название промышленного, торгового или иного предприятия, компании или другого хозяйствующего субъекта. Фирмы различаются по размеру (мелкие, средние, крупные или представляющие собой объединение нескольких предприятий), формам собственности (единоличные, находящиеся в собственности товарищества, кооперативные), сферам деятельности. К наиболее распространенным фирмам, которые участвуют в сфере реального производства, относятся производственные, строительные и торговые. Наряду с этим существуют фирмы венчурные, связанные с научно-техническими разработками, инновационные, занимающиеся освоением технологий на базе новых научно-технических разработок, инвестиционные, занимающиеся инвестициями и операциями с фондовыми ценностями, инжиниринговые, предоставляющие инженерно-консультационные услуги, риэлтерские, оказывающие услуги в сфере недвижимости и др. Основными признаками, позволяющими считать тот или иной субъект юридическим лицом, являются: • право вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими и физическими лицами; • право защищать свои имущественные права, интересы в судебных и других органах государственной власти и управления; • полная имущественная ответственность перед контрагентами в пределах имущества, числящегося на балансе (находящегося в собственности); • наличие требуемого законодательством регистрационного свидетельства, в специально оговоренных случаях лицензии на право осуществлять те или иные виды деятельности; • наличие утвержденного устава или учредительного договора; • наличие фирменного наименования, печати, расчетного счета в банке; • ведение бухгалтерского учета с составлением баланса и определением прибылей и убытков. Как форма организации предпринимательства, предприятия – экономические агенты или лица, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и оказывающие услуги с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие рассматривается как определенный имущественныйкомплекс, включающий материальные и нематериальные элементы, использующий факторы производства и являющийсяобъектом права (рис. 1.2.). Предприятие (фирма) является коммерческой организацией, нацеленной на получение прибыли и распределение ее между участниками. Этим предприятие отличается от некоммерческих организаций, результатом деятельности которых не является извлечение прибыли. Ранее в законодательстве нередко отождествлялось понятие «предприятие» и «юридическое лицо». В новом Гражданском Кодексе признаками юридического лица обладают организации, которые в зависимости от целей хозяйственной деятельности делятся на коммерческие и некоммерческие. Кнекоммерческим относятся: потребительские кооперативы; общественные или религиозные объединения, благотворительные или иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), учреждения. К коммерческим относятся: товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Существуют также объединения предприятий: картели, синдикаты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы. Таким образом, для предприятия характерно производственно-техническое и организационно-экономическое единство. Производственно-техническое единство означает взаимосвязь всех составляющих частей предприятия, которая определяется общностью продукции и технологии. Рис. 1.2. Экономическое содержание предприятия
Организационно-экономическое единство характеризуется наличием единых органов управления, единого коллектива, административной обособленностью, взаимосвязью плана деятельности с наличными ресурсами – факторами. Хозяйственная самостоятельность предусматривает самообеспеченность необходимыми основными и оборотными средствами для осуществления деятельности, самостоятельный сбыт продукции, наличие системы отчетности и бухгалтерского баланса. Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. При изучении предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, форме собственности, принадлежности капитала и контроля над ним, правовому положению, а также ряду других признаков. Прежде всего, предприятия отличаются отраслевой принадлежностью: промышленные и непромышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и др. Одной из важных характеристик предприятия являются его размеры - определяемые количеством занятых работников: мелкие - до 100 человек; средние - от 100 до 1000 человек; крупные - свыше 1000 человек. Размеры предприятия тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно бывают крупные. Составной частью экономической политики государства является развитие и поддержка малого предпринимательства. Малые предприятия способны гибко реагировать на изменения потребительского спроса, более восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. Государственной Думой РФ в 1995 году был принят Федеральный закон о господдержке малого предприятия. Обязательным требованием к малым предприятиям является ограниченная возможность участия других юридических лиц в уставном капитале, а также установление предельной среднесписочной численности работающих. По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над ним выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия. Классификация по организационно-правовым формам предполагает выделение двух групп предприятий: коммерческих и некоммерческих. Классификация предприятий по другим признакам представлена в табл. 1.1. Таблица 1.1 Классификация предприятий
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1088)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |