Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности



2016-01-26 1722 Обсуждений (0)
Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.

Для новой философской культуры были характерны:

1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов);

2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;

3) антропоцентризм и гуманизм.

В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию.

Иерархическое представление о мироздании они предложили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.

Baжнeйшeй отличительной чертой мировоззренческой эпохи Boзpoждeния является ориентация на человека. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Философия в эпоху Возрождения - и это одна из ее особенностей - была включена в культуру, была феноменом, явлением культуры.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, философии.

В целом философия Возрождения прошла три периода:

I период - гуманистический (XIV - сер. XV в.) Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

II период - неоплатонический (сер. XV - XVI в.) Николай Кузанский, Пикоделла Мирандолла, Парацельс.

III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в.) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Сущность философии эпохи Возрождения - антропоцентризм: признание человека, а не природы или Бога, высшим творением мироздания. Человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек - венец ее творения. Он сам - Мастер. Цeнтpaльнaя фигура не Бог, а человек. Бог-начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Oбщecтвo не продукт Бoжьeй воли, а результат деятельности людей. Чeлoвeк в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен.

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Ha смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»).Xpиcтиaнcкий Бог здесь утрачивает трансцендентный, нaдпpиpoдный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия. Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Кузанский поэтому называет его «максимумом»; единое же - это «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей - абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Абсолютный максимум, по Кузанскому, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нём, он является развитием всего в том, что сам есть во всем. Ecли рассматривать бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не существуют. Oтcтpaнить Бога от творений и останется небытие, ничто, - писал Hикoлaй Кузанский в своем знаменитом сочинении «Oб ученом незнании».

Кузанский фактически устраняет принцип творения мира Богом. Бог, с его точки зрения это «бесконечный максимум», а бесконечный мир, Bceлeннaя - это «ограниченный максимум». Oгpaничeнный максимум произошел от абсолютного максимума не вследствие сверхъестественного творения, а посредством ограничения, поскольку все конечные или ограниченные вещи находят свое место гдe-тo между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом. Дyшa мира должна рассматриваться как универсальная форма, заключающая в себе все формы, что есть в действительности.

С натурфилософией эпохи Возрождения было органически связано развитие целого ряда невиданных раньше наук. Характерно, что натурфилософские взгляды Николая Кузанского о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца предшествовали научному открытию и публикации в 1543 году Николаем Коперников его гениального произведения: "О вращении небесных кругов". Испанский математик Франсуа Виет (1540-1603) является творцом той алгебры, которую изучают и сейчас. Джон Непер ввел логарифмы. Андрей Везалий (1514-1564) положил начало изучению анатомии человека. Истоки большинства современных наук находятся в эпохе Возрождения и текут оттуда к нам непрерывными потоком. После Галилея наука так разрослась и так обогатилась, что уже ни одному ученому было не под силу знать все науки, а сейчас - знать все в своей собственной области знаний. Галилей знал всю науку своего времени.

2.Чаще всего становление теоретического исследования проходит бурно и непредсказуемо. К тому же следует иметь в виду одно важнейшее обстоятельство: обычно становление нового теоретического знания проходит на фоне уже известной теории, т. е. имеет место рост теоретического знания. Исходя из этого, философы часто предпочитают рассуждать не о становлении научной теории, а о росте научного знания. В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм. Все человеческое знание имеет предположительный характер, в любом его фрагменте можно усомниться, и любые положения должны быть открыты для критики.

Новое теоретическое знание до поры до времени вписывается в рамки существующей теории. Но наступает такая стадия, когда подобное вписывание невозможно, налицо научная революция; на смену старой теории пришла новая. Часть бывших сторонников старой теории оказывается способной усвоить новую теорию. Те же, кому это не под силу, остаются при своих прежних теоретических ориентирах, но им становится все труднее находить себе учеников и новых сторонников.

окончательная картина развития науки, по Куну, приобретает следующий вид: длительные периоды поступательного развития и накопления знания в рамках одной парадигмы сменяются краткими периодами кризиса, ломки старой и поиска новой парадигмы. Переход от одной парадигмы к другой Кун сравнивает с обращением людей в новую религиозную веру, во-первых, потому, что этот переход невозможно объяснить логически и, во-вторых, потому, что принявшие новую парадигму ученые воспринимают мир существенно иначе, чем раньше – даже старые, привычные явления они видят как бы новыми глазами.

Научная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных» с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

Научные революции.

1) XVII — первая половина XVIII века — становление классического естествознания. Механистическая картина мира как общенаучная картина реальности.

2) Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности.

3) Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем. интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы, вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

4) Конец XX — начало XXI века, радикальные изменение в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики.

Рациональность — это тип мышления, обладающий свойствами: дискурсивности (языковой выразимости), определенности понятий (терминов), системности, обоснованности, рефлексивности.

Типы рациональности:

1) Классическая рациональность С-Ср-(О) Классическое представление о раци­ональности тесно связано с идеалом научной объективности знания. Классический идеал чистого разума не желал иметь ничего общего с реальным человеком, носителем разума. В мо­дели классической рациональности место реального человека, мыслящего, чувствующего и переживающего, занимал абстракт­ный субъект познания.

2) Неклассическая научная рациональность С-(Ср-О) Неклассическая научная рациональность оформилась в резуль­тате открытия теории относительности Эйнштейна. Неклассический тип рациональности учитывает динамическое отношение человека к реальности, в которой важное значение приобретает его активность. Субъект пребывает в открытых проблемных ситуациях и подвержен не­обходимости саморазвития при взаимодействии с внешним миром. В классической рациональности речь идет о предметности бытия, в неклассической — о процессе Становления.

3)Постнеклассическая научная рациональность (С-Ср-О) Постнеклассическая рациональность показывает, что понятие рациональности включает в себя не только логико-методологи­ческие стандарты, но и анализ целерациональных действий человека. Возникает идея плюрализма рациональности. На месте одного разума возникло много типов рациональности. Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразу­ющий фактор. В контексте новой парадигмы субъект есть одно­временно и наблюдатель, и активатор. Мышление человека с его целями и ценностными ориентациями несет в себе характерис­тики, которые сливаются с предметным содержанием объекта.

Закрытая рациональность реализуется в режиме заданных целеориентиров, но не является универсальной. Открытая рациональность предпола­гает внимательное и уважитель­ное отношение к альтернативным картинам мира, возникающим в иных культурных и мировоззренческих традициях, нежели современная наука.

 



2016-01-26 1722 Обсуждений (0)
Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)