Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение внебюджетных фондов



2016-01-26 437 Обсуждений (0)
Значение внебюджетных фондов 0.00 из 5.00 0 оценок




Второе звено финансовых ресурсов — внебюджетные спе­циальные фонды. В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных и остальные фонды произ­водственного назначения.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать раз­витие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополни­тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогно­зируемого на длительный период источника денежных средств, ис­пользуемых для финансирования конкретных социальных потребно­стей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных ре­гиональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление до­ходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе пуб­личных финансов во всех развитых странах мира.

Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер; число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством. В современных условиях внебюджетные фонды представляют со­бой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интере­сов отдельных социальных групп населения, решения конкретных за­дач экономического характера.

Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

• выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;

• формирование фондов с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии по­ложительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, зай­мов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут так­же привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды — это специфическая фор­ма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических по­требностей общегосударственного либо регионального значения.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные.Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые — в распоряже­нии органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социальногоназначе­ния (их иногда называют фонды социального страхования) и экономи­ческие фонды.Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры явля­ются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кре­дитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополни­тельных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государ­ство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать госу­дарственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве свое­образного «кредитора» государственных бюджетов.

Правовой основой создания внебюджетных фондов в Российской Федерации первоначально являлся Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социально­го назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).

В Российской Федерации к фондам социального назначения от­носятся:

(1) Пенсионный фонд РФ (ПФ);

(2) Фонд социального страхования РФ (ФСС);

(3) Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС). До 2001 г. существовал также Государствен­ный фонд занятости населения РФ (ГФЗН).

Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоро­вья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т.п.

Предельный объем субвенций бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий и пособий, осуществляемую в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также на доставку и пересылку пенсий установлен в 2004 году в размере 59499,2 млн. рублей, в том числе 1757,2 млн. рублей на погашение задолженности федерального бюджета по финансированию выплаты пенсий перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, фактически сложившейся в 2002 году, 500,0 млн. рублей на погашение реструктурированной задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 апреля 2002 года N 35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год".

Пенсионный фонд РФбыл образован постановлением Верховно­го Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учре­ждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собст­венностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Второе звено финансовой системы — внебюджетные спе­циальные фонды.В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных и остальные фонды произ­водственного назначения.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать раз­витие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополни­тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений рабо­тающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России де­мографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на рабо­тающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаб­лению стимулов к их «зарабатыванию».

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правле­нием, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъ­ектах Российской Федерации органами оперативного управления яв­ляются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах — уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделени­ях и уполномоченных Отделениях Пенсионного фонда. Финансовое положение Пенсионного фонда к 2004 г. значительно укрепилось. В 2003—2004 гг. неоднократно производилось увеличение пенсий.

Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

• единство государственного пенсионного страхования в РФ;

• всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;

• доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем;

• использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;

• соответствие сведений о суммах страховых взносов, представ­ляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведени­ям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страхо­вых взносов;

• осуществление индивидуального учета в процессе всей трудо­вой деятельности застрахованного лица.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каж­дому застрахованному лицу страховое свидетельство государственно­го пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкет­ные данные.

Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и дей­ствует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финан­сово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения яв­ляются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:

• обеспечение гарантированных государством пособий по времен­ной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по ухо­ду за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также со­циального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслужива­ние работников и их детей;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социально­го страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обяза­тельного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с 18 янва­ря 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.)

Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гаран­тий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в фи­нансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхо­вание осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обяза­тельном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной ча­стью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и^ лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на ус­ловиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февра­ля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансирования обязательного меди­цинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.

Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992 до 2001 г. существовал Госу­дарственный фонд занятости населения РФ.Он был образован в со­ответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занято­сти населения в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства Фонда находились в оператив­ном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости на­селения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды заня­тости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.

Основными функциями Фонда занятости являлись:

• профессиональная подготовка и переподготовка граждан, вклю­чая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости;

• выплаты пособий по безработице, а также оказание материаль­ной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудоспособности безработным гра­жданам;

• создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы;

• организация общественных работ.

К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федера­ции относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития. Они создают­ся на федеральном уровне по решению органов Федерального Соб­рания России, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне — по решению законодательных (представитель­ных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления.



2016-01-26 437 Обсуждений (0)
Значение внебюджетных фондов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение внебюджетных фондов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)