Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет эконом теории: различные подходы. Экономические потребности и эконом блага



2016-01-26 390 Обсуждений (0)
Предмет эконом теории: различные подходы. Экономические потребности и эконом блага 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос№1

Экономика

Экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Абсолютная потребность не может быть удовлетворена, а действительная может. Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Марксистское определение. Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода

 

Эконом ресурсы. Ограниченность и выбор – фундаментальные эконом понятия. Альтернативная стоимость. Закон возрастающих альтернативных затрат.

Ресурсы, задействованные в производстве, становятся факторами производства – это труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

Ограниченность - понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент. Именно производство позволяет реализовать право выбора каждого потребителя и производителя в условиях ограниченности ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

Альтернативная стоимость - количество другого блага, которым надо пожертвовать, чтобы получить дополнительную единицу данного блага.

Закон возрастающих альтернативных издержек: в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать все большим количеством другого блага.

 

Производственные возможности и эконом рост. Экономический кругооборот

Экономика, производящая больше общей объем производства, называется динамичной (растущей экономикой).

Экономический рост – выход экономики за пределы границ производственных возможностей. Типы: экстенсивный (за счет количества) и интенсивный (за счет качества). Эффективность = прибыль/издержки.

Экономический кругооборот — это движение расходов и доходов, денег, ресурсов, продукции в сфере экономической деятельности.

4) Методы экономических исследований. Экономические системы

Метод экономической теории – это способ, прием исследования и описания экономических явлений и процессов. Эмпирический (опыты), экономический анализ (факты), синтез, метод научной абстракции, индуктивный и дедуктивный (теория), экспериментальный. Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность.Типы экономических систем: - традиционная (экономика основана на обычаях); - административно-командная (общественная собственность); - рыночная (преобладает частная собственность); - смешанная. Развитие государственной формы собственности приводит к госуд. монополии, что пагубно отражается на экономике страны. Формы собственности: госуд-ная, частная.

Рыночный механизм и его элементы. Законы рынка. Экономические институты и собственность в рыночной экономике.

Рынок – отношения людей по поводу обмена эконом благами. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены

Ф-ции рынка: связующая, ценностная, регулирующая, объединяющая, санирующая, информационная.

Спрос и предложение не только зависят от цены, они оказывают влияние друг на друга и напрямую, не взирая на цену. Предложение на рынке рождает спрос, а рост спроса– предложение товара. Основные законы рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. Экономические институты - под ними понимается набор правил и законов, знание которых должны разделять все члены общества, ибо эти правила оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей. ( Собственность, рынок, деньги, заработная плата). Собственность можно классифицировать различным образом, например: 1) По форме присвоения различных форм собственности (индивидуальная, коллективная и государственная собственность).

2) По форме права собственности (частная, государственная и совместная собственность).

3) По типу производственных отношений (феодальная, капиталистическая, социалистическая, рабовладельческая).

Определяющим видом собственности в рыночной экономике является частная собственность. Она может выступать в следующих основных формах:Единичная собственность, Партнерская (собственность – она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала), ООО (общество с ограниченной ответственностью), Корпоративная собственность ( базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество).

Государственная собственность. Ее ф-ции: способность осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию развития, оптимизация структуры для наивысшей эффективности. Гос-ная собственность ведет к возникновению государственной монополии, что пагубно влияет на экономику. (муниципальная, образовательная, общегосударственная)

Частная собственность. Можно отнести к частной собственности: домашнее хозяйство, легальные частные предприятия, нелегальные частные предприятия, любой вид сбережений и использования частного имущества. Одно из условий развития – это полная свобода, гарантия законом выполнения частных договорных обязательств, безопасность, частные капиталовложения. (Трудовое хозяйство, личная собственность)

Коллективная собственность. Кооперативная форма и ее принципы: долевая основа формирования фондов и средств, участие членов кооператива в его деятельности, право вхождения и выхода с возвращением имущества! ( арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия)

Экономическая теория товара и денег. Структура и инфраструктура рынка. Государство в рыночной экономике.

Товар – это то, что поддается обмену.Ф-ции товара: пригодность к обмену, потребительская стоимость, способность удовлетворить потребности.

Деньги – товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Ф-ции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

Закон денежного обращения: MV=P×Q (P-цена, Q-товарная масса,V-скорость обращения,M- масса на рынке)

Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка;

Классификация:экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств производства,географическому положению — местный, региональный, по степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный, отраслям — автомобильный, зерновой, характеру продаж — оптовый и розничный.

Типы рынка: неразвитый( бартерный), свободный( наличие частной собственности, свободная конкуренция, отсутствие монополии), отсутствие госуд. регулирования, деформированный( в условиях командно-административном типе)

Нелегальные рынки: черный(наркотики, люди), серый(под вывеской легального), розовый( уход от налогов)

Основные экономические функции государства: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);защита конкуренции, перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.); финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные особенности.

Предпринимательская деятельность – это организация и соединение факторов производства для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих потребности.

Бизнес – организация выполнения социального заказа с его последующей реализацией для удовлетворения потребностей. Основной структурной единицей, субъектом бизнес - деятельности является фирма.

Фирма - это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства

Форма предпринимательства: единичные хозяйства – полная самостоятельность, свобод, максимальный интерес в получении дохода, конфиденциальность, трудность привлечения больших капиталов, ответственность за убытки. Товарищества - финансовая сила, свобода, коллективное управление, неограниченная ответственность, зависимость партнеров друг от друга. Акционерное общество – широкое привлечение капитала, профессиональное управление, ограниченная ответственность, строгий контроль за деятельностью, склонность к монополизации деятельности.

Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, ф-ции спроса, факторы спроса. Предложение как экономическая категория: …….. Взаимодействие спроса и предложения, равновесная цена.

Спрос – это количество товаров и услуг, которые покупатель готов приобрести за определенную цену в определенный момент времени.

Закон спроса – со снижением цены спрос растет.

Неценовые факторы, влияющие на спрос: количество потребителей, реклама, мода, время года.

При увеличении спроса линия спроса сдвигается вправо, при снижении — влево.

 

Предложение – это количество товаров и услуг, которое продавец готов продать за определенную цену в определенный момент времени.

Закон предложения – при прочих равных условиях с ростом цены увеличивается предложение.

Неценовые факторы, влияющие на предложение: количество, качество, сезонность, технологии, мода, политика государства (налоги).

Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения или изменению предложения. При увеличении предложения линия предложения сдвигается вправо, при снижении — влево.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. Цена формируется в результате сбалансированности интересов продавцов и покупателей.

Q= f(M,W,P)-рыночное равновесие.

ВОПРОС №8

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время. Иными словами экономический спрос на товар означает желание потребителя, подкрепленное объективными возможностями (денежными средствами).
В экономике, график спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене.Кривая спроса – это непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривая спроса может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов спроса.

Закон спроса– закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах.
Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:
Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n , Р c 1 …Р c m , I , Z , N , Inf , R, T, E ), где Q d - объем спроса.
В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:
Q d = f ( P )
Факторы спроса:

Доходы потребителей,

Вкусы, мода,

Сезонность,

Количество потребителей,

Цены заменителей,

Ожидания потребителя,

Цены дополняющих товаров

Предложение как экономическая категория отражает желание производителя (продавца) представлять товар на рынке для реализации.Предложением называется количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами предложения.
Основные факторы предложения:

цена данного товара;

прибыльность товаров, являющихся «конкурентными» данному товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может — морковь);

прибыльность товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью);

затраты производителей;

государственные налоги и дотации;

количество производителей;

цели производителей;

природные условия;

ожидания производителей.

Кривая предложения (S) — графическое отражение взаимосвязи между рыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, которые будут предлагать на рынке производители.

Закон предложения:величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).
По аналогии с функцией спроса функция предложения отражает зависимость величины « S » от факторов, его определяющих:

Q S = f ( Р , Р s 1 … Р s n , Р c 1 … Р c m, , C, G, Tech, N, M, O, Inf, E ).
Функция предложения от цены:
Q S = f ( P ).
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.
Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.
Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Рис. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
Pe = PD = PS – равновесная цена;
Qe = QD = QS - равновесный объем производства.

 

ВОПРОС №9
Эластичность спроса и предложения.Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.
Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью.
Помимо словесного заключения об эластичности или, наоборот, неэластичности спроса часто требуется дать точную количественную оценку этой характеристике спроса. Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности (E, priceelasticity):

Поскольку между объемом спроса и изменением цены зависимость обратная, постольку коэффициент прямой эластичности спроса будет отрицательной величиной. Однако для оценки степени эластичности спроса по цене важен не знак перед коэффициентом, а его абсолютная величина (|E|).
Графическое изображение вариантов эластичности.

Аналогично понятию «эластичность спроса» выделяют понятие «эластичность предложения». Эластичность предложения по
цене
— показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.
Ценовую эластичность предложения можно оценить количественно, с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения ESP рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:

где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:

• неэластичное предложение (график S1): значительное про­центное изменение цены приводит к незначительному про­центному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;

• эластичное предложение (график S2): незначительное про­центное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эла­стичности предложения больше 1;

• предложение с единичной эластичностью (график S3): из­менение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предло­жения равен 1;

• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эла­стичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства то­вара (если цена понижается), либо к неограниченному уве­личению предложения (если цена повышается);

• абсолютно неэластичное предложение (гра­фик S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном слу­чае его предложение будет постоянным (одинаковым); ко­эффициент эластичности равен нулю

Виды эластичности.
Точечная эластичность спроса по цене. Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:

где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.
Дуговая эластичность спроса по цене.
В случаях, когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %), принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:

где и — средние значения соответствующих величин.
То есть, при изменении цены от до и объёма спроса с до , среднее значение цены будет составлять ,а среднее значение спроса
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории предметов роскоши(E>1) или предметов первой необходимости. (E<1)
Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:

где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей.
Перекрёстная эластичность спроса - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

 

где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под и подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар ( ) в ответ на изменение цены другого товара ( ).

ВОПРОС №10
Предпочтения потребителя- один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.
Благо в теории потребления - любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага потребляются, как правило, в определенных наборах.
Набор благ - совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период.
При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возможностях, которая представляет собой меру удовлетворения потребностей индивида, т. е. полезность.
С увеличением объема блага уменьшается его предельная полезность, значит уменьшается его цена. Это закон убывающей предельной полезности.
MU = ΔTU/ΔQ,
где TUобщая полезность, MUпредельная полезность, Q объем.
Общая полезность блага TUс увеличением его количества сначала растет, а достигнув какого-то предела начинает убывать.

Функция полезности, или функция благосостояния, потребителя — это выражение зависимости общего уровня полезности набора благ ( ) от объема потребления различных благ ( ), входящих в данный набор:

ВОПРОС №11

Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

На рис.5.1(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается количество блага Х и блага Y, между которыми делает выбор потребитель.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.5.1б). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

На кривой безразличия зона замещения обозначена отрезком RS (рис.5.2а). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне отрезка замена исключается. Два блага выступают как независимые друг от друга.
Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.
Если I – доход потребителя, Рх – цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные кол-ва благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Рх Х + Рy Y.

При Х=0, Y= I/Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находим кол-во блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (точка D) означает положение равновесия потребителя (рис.5.2б).
Кривые Энгеля (Engelcurve) иллюстрируют зависимость между объемом потребления благ (C) и доходом потребителя (I) при неизменных ценах и предпочтениях. Названа в честь немецкого статистика Эрнста Энгеля, занимавшегося анализом влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов.

На оси абсцисс откладывается уровень дохода потребителя, а на оси ординат — расходы на потребление данного блага.На графике показан примерный вид кривых Энгеля:

E1 — кривая для нормальных товаров;

E2 — кривая для предметов роскоши;

E3 — кривая для низкокачественных товаров.

 

ВОПРОС № 12
Предельная норма замещения (MRS) товаром товара показывает количество товара , которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара , при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным.

MRS = ΔQ2 / ΔQ1
Оптимум потребителя – это пересечение бюджетной линии с наиболее высокой кривой безразличия.Потребитель, опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждого благ следует купить.Данный выбор можно изобразить графически. Используя кривые безразличия и бюджетную линию (R):U1 < U2 < U3.Точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя. В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей.

ВОПРОС №13
Производство – это процесс, в котором люди, воздействуя на вещества природы, производят материальные и нематериальные блага.
Предположим, что F1 является переменным фактором, тогда как остальные факторы постоянны: Совокупный продукт (Q) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, получим средний продукт (АР). Предельный продукт (MP) определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора: Правило замещения факторов производства: отношение приростов двух факторов находится в обратной зависимости от величины их предельных продуктов.
Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.Факторы производства используются в производстве только тогда, когда их производительность представляет собой положительную величину. Если обозначить предельный продукт в денежном выражении через MRP, а предельные издержки - через MRC, то правило использования ресурсов может быть выражено равенством:
MRP = MRC.

 

 

ВОПРОС №14

Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема выпуска продукции и количества необходимых для этого ресурсов. Этот расчет представляет производственную функцию фирмы.
Q = f(k,l) ,где: Q - объем l - труд k - капитал.
Условие равновесия фирмы - это состояние, которое обеспечивает максимизация прибыли при минимальных издержках и выражается равенством предельных издержек и предельного дохода.
MC = MR ,где: MC - предельные издержки MR - предельный доход.
Правило наименьших издержек - производство любого продукта обеспечивает наименьшие издержки в соотношении ресурсов в том случае, если предельный продукт каждого вводимого фактора производства один и тот же:

Правило максимизации прибыли - фирма применяет соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль, если цена на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении:

,где: MR - предельный доход P- цена L- труд k - капитал.
При MC > MR - прирост выпуска продукции становится неэффективным.
При MC < MR - фирма увеличивает спрос на факторы производства до тех пор, пока доход от их предельного продукта не уравновесится с ценой каждого из применяемых факторов.
ВОПРОС №15
Выбор производственной технологии. Предположим, что в производстве используются только 2 ресурса, напр., труд (L) и капитал (K) (рис.5.2). Если мы соединим все сочетания ресурсов, использование которых обеспечит одинаковый объем выпуска продукции, то получатся изокванты.
Изокванта, или кривая постоянного (равного) продукта, – кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции.

Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции. Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант.
Увеличение затрат фактора F1 (труда) компенсирует уменьшение затрат фактора F2 (капитала). Предельная норма технического замещения или технологической замены (MRTS) – количество одного ресурса, которое может быть сокращено в обмен на единицу другого ресурса при сохранении неизменным общего объема выпуска продукции.

Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены.
Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет изокоста (прямая равных издержек). Изокоста – это прямая линия, показывающая все сочетания ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат.
Рост бюджета производителя или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен – влево (рис.5.2а). Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя (точка T), т.к. позволяет достичь максимального объема производства приимеющихся ограниченных средствах

.

 

ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБАэкономическая закономерность, согласно которой суммарные издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции. Э. от м. обусловлена следующим. Во-первых, по мере роста объема выпуска продукции постоянные издержки распространяются на все большее количество продукции. Во-вторых, по мере увеличения размера предприятия появляется возможность специализации труда, в результате чего работники трудятся более производительно. В-третьих, экономия обусловлена более полным использованием основных фондов. Существует так называемое правило двух третей, согласно которому стоимость основных сооружений и оборудования увеличивается только на две трети от роста объема производства. Однако эти три фактора Э. от м. действуют не во всех отраслях и не при всех объемах выпуска продукции. Так, первый фактор действует в основном для малых предприятий, второй и третий - главным образом для производственных предприятий. Э. от м. несущественна для некоторых предприятий сервиса, например для ресторанов и прачечных. Кроме того, для очень крупных предприятий стоимость единицы продукции по мере роста объема производства может даже возрастать, например, по причине увеличения сложности управления. К тому же Э. от м. значительно проявляется при первоначальном росте объема производства, затем ее действие быстро уменьшается по мере роста объемов производства и, наконец, начиная с достаточно больших размеров выпуска продукции, практически прекращается; издержки производства остаются неизменными.
ВОПРОС № 16

Предприятие (фирма) – один из важнейших субъектов рыночной экономики, представляющий её основу. Поведение фирмы и эффективность её работы влияют на состояние национальной экономики. Поведение фирмы отражает выработку и принятие решений для деятельности в рыночной среде.
Фирма (предприятие) – экономическая единица, юридической и хозяйственной самостоятельностью, занимающаяся производственной или коммерческой деятельностью для получения прибыли и определяющая что, как и для кого производить.В развитой рыночной экономике предприятия разнообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых разнообразных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д. В зависимости от размера выделяют мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя; мелкие (численность работников 10-15 человек); средние (численность 50-500 человек); крупные (численность 500 человек, как правило, акционерные общества).

Многообразие возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различной нацеленностью их функционирования. Это может быть желание выжить при неблагоприятной экономической конъюнктуре, минимизация убытков, завоевание нового сегмента рынка или максимизация прибыли и т. д. В самом общем виде модели деятельности фирмы можно представить в виде следующей таблицы:
Принятие широких долгосрочных мер по реализации цели составляет содержаниестратегии(деловой политики) фирмы. Формирование стратегии обуславливается анализом внешних и внутренних факторов деятельности фирмы
Планирование коммерческой деятельности фирмы входит в системы организации управления и определяется его целью. Располагая факторами производства и соединяя их в различных технологиях, фирма выпускает готовые товары и предлагает их на рынке.
Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора называетсяпроизводственной функцией.

Q = F (L, K),где Q- выход продукции, L, K – различное сочетание факторов производства

Вопрос

Основную цель деятельности любого производителя составляет максимизация прибыли. Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и по



2016-01-26 390 Обсуждений (0)
Предмет эконом теории: различные подходы. Экономические потребности и эконом блага 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет эконом теории: различные подходы. Экономические потребности и эконом блага

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)