Предмет эконом теории: различные подходы. Экономические потребности и эконом блага
Вопрос№1 Экономика Экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Абсолютная потребность не может быть удовлетворена, а действительная может. Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Марксистское определение. Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества. ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода
Эконом ресурсы. Ограниченность и выбор – фундаментальные эконом понятия. Альтернативная стоимость. Закон возрастающих альтернативных затрат. Ресурсы, задействованные в производстве, становятся факторами производства – это труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Ограниченность - понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент. Именно производство позволяет реализовать право выбора каждого потребителя и производителя в условиях ограниченности ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. Альтернативная стоимость - количество другого блага, которым надо пожертвовать, чтобы получить дополнительную единицу данного блага. Закон возрастающих альтернативных издержек: в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать все большим количеством другого блага.
Производственные возможности и эконом рост. Экономический кругооборот Экономика, производящая больше общей объем производства, называется динамичной (растущей экономикой). Экономический рост – выход экономики за пределы границ производственных возможностей. Типы: экстенсивный (за счет количества) и интенсивный (за счет качества). Эффективность = прибыль/издержки. Экономический кругооборот — это движение расходов и доходов, денег, ресурсов, продукции в сфере экономической деятельности. 4) Методы экономических исследований. Экономические системы Метод экономической теории – это способ, прием исследования и описания экономических явлений и процессов. Эмпирический (опыты), экономический анализ (факты), синтез, метод научной абстракции, индуктивный и дедуктивный (теория), экспериментальный. Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность.Типы экономических систем: - традиционная (экономика основана на обычаях); - административно-командная (общественная собственность); - рыночная (преобладает частная собственность); - смешанная. Развитие государственной формы собственности приводит к госуд. монополии, что пагубно отражается на экономике страны. Формы собственности: госуд-ная, частная. Рыночный механизм и его элементы. Законы рынка. Экономические институты и собственность в рыночной экономике. Рынок – отношения людей по поводу обмена эконом благами. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены Ф-ции рынка: связующая, ценностная, регулирующая, объединяющая, санирующая, информационная. Спрос и предложение не только зависят от цены, они оказывают влияние друг на друга и напрямую, не взирая на цену. Предложение на рынке рождает спрос, а рост спроса– предложение товара. Основные законы рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. Экономические институты - под ними понимается набор правил и законов, знание которых должны разделять все члены общества, ибо эти правила оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей. ( Собственность, рынок, деньги, заработная плата). Собственность можно классифицировать различным образом, например: 1) По форме присвоения различных форм собственности (индивидуальная, коллективная и государственная собственность). 2) По форме права собственности (частная, государственная и совместная собственность). 3) По типу производственных отношений (феодальная, капиталистическая, социалистическая, рабовладельческая). Определяющим видом собственности в рыночной экономике является частная собственность. Она может выступать в следующих основных формах:Единичная собственность, Партнерская (собственность – она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала), ООО (общество с ограниченной ответственностью), Корпоративная собственность ( базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество). Государственная собственность. Ее ф-ции: способность осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию развития, оптимизация структуры для наивысшей эффективности. Гос-ная собственность ведет к возникновению государственной монополии, что пагубно влияет на экономику. (муниципальная, образовательная, общегосударственная) Частная собственность. Можно отнести к частной собственности: домашнее хозяйство, легальные частные предприятия, нелегальные частные предприятия, любой вид сбережений и использования частного имущества. Одно из условий развития – это полная свобода, гарантия законом выполнения частных договорных обязательств, безопасность, частные капиталовложения. (Трудовое хозяйство, личная собственность) Коллективная собственность. Кооперативная форма и ее принципы: долевая основа формирования фондов и средств, участие членов кооператива в его деятельности, право вхождения и выхода с возвращением имущества! ( арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия) Экономическая теория товара и денег. Структура и инфраструктура рынка. Государство в рыночной экономике. Товар – это то, что поддается обмену.Ф-ции товара: пригодность к обмену, потребительская стоимость, способность удовлетворить потребности. Деньги – товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Ф-ции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги. Закон денежного обращения: MV=P×Q (P-цена, Q-товарная масса,V-скорость обращения,M- масса на рынке) Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; Классификация:экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств производства,географическому положению — местный, региональный, по степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный, отраслям — автомобильный, зерновой, характеру продаж — оптовый и розничный. Типы рынка: неразвитый( бартерный), свободный( наличие частной собственности, свободная конкуренция, отсутствие монополии), отсутствие госуд. регулирования, деформированный( в условиях командно-административном типе) Нелегальные рынки: черный(наркотики, люди), серый(под вывеской легального), розовый( уход от налогов) Основные экономические функции государства: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);защита конкуренции, перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.); финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг. Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные особенности. Предпринимательская деятельность – это организация и соединение факторов производства для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих потребности. Бизнес – организация выполнения социального заказа с его последующей реализацией для удовлетворения потребностей. Основной структурной единицей, субъектом бизнес - деятельности является фирма. Фирма - это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства Форма предпринимательства: единичные хозяйства – полная самостоятельность, свобод, максимальный интерес в получении дохода, конфиденциальность, трудность привлечения больших капиталов, ответственность за убытки. Товарищества - финансовая сила, свобода, коллективное управление, неограниченная ответственность, зависимость партнеров друг от друга. Акционерное общество – широкое привлечение капитала, профессиональное управление, ограниченная ответственность, строгий контроль за деятельностью, склонность к монополизации деятельности. Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, ф-ции спроса, факторы спроса. Предложение как экономическая категория: …….. Взаимодействие спроса и предложения, равновесная цена. Спрос – это количество товаров и услуг, которые покупатель готов приобрести за определенную цену в определенный момент времени. Закон спроса – со снижением цены спрос растет. Неценовые факторы, влияющие на спрос: количество потребителей, реклама, мода, время года. При увеличении спроса линия спроса сдвигается вправо, при снижении — влево.
Предложение – это количество товаров и услуг, которое продавец готов продать за определенную цену в определенный момент времени. Закон предложения – при прочих равных условиях с ростом цены увеличивается предложение. Неценовые факторы, влияющие на предложение: количество, качество, сезонность, технологии, мода, политика государства (налоги). Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения или изменению предложения. При увеличении предложения линия предложения сдвигается вправо, при снижении — влево. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. Цена формируется в результате сбалансированности интересов продавцов и покупателей. Q= f(M,W,P)-рыночное равновесие. ВОПРОС №8 Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время. Иными словами экономический спрос на товар означает желание потребителя, подкрепленное объективными возможностями (денежными средствами). Доходы потребителей, Вкусы, мода, Сезонность, Количество потребителей, Цены заменителей, Ожидания потребителя, Цены дополняющих товаров Предложение как экономическая категория отражает желание производителя (продавца) представлять товар на рынке для реализации.Предложением называется количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами предложения. цена данного товара; прибыльность товаров, являющихся «конкурентными» данному товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может — морковь); прибыльность товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью); затраты производителей; государственные налоги и дотации; количество производителей; цели производителей; природные условия; ожидания производителей. Кривая предложения (S) — графическое отражение взаимосвязи между рыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, которые будут предлагать на рынке производители. Q S = f ( Р , Р s 1 … Р s n , Р c 1 … Р c m, , C, G, Tech, N, M, O, Inf, E ). Рис. Рыночное равновесие
ВОПРОС №9 где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют: • неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1; • эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1; • предложение с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1; • абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается); • абсолютно неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю Виды эластичности.
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под и подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар ( ) в ответ на изменение цены другого товара ( ). ВОПРОС №10 ВОПРОС №11 Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. На рис.5.1(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается количество блага Х и блага Y, между которыми делает выбор потребитель. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.5.1б). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую. Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. На кривой безразличия зона замещения обозначена отрезком RS (рис.5.2а). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне отрезка замена исключается. Два блага выступают как независимые друг от друга. I = Рх Х + Рy Y. При Х=0, Y= I/Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находим кол-во блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (точка D) означает положение равновесия потребителя (рис.5.2б). На оси абсцисс откладывается уровень дохода потребителя, а на оси ординат — расходы на потребление данного блага.На графике показан примерный вид кривых Энгеля: E1 — кривая для нормальных товаров; E2 — кривая для предметов роскоши; E3 — кривая для низкокачественных товаров.
ВОПРОС № 12 MRS = ΔQ2 / ΔQ1 ВОПРОС №13
ВОПРОС №14 Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема выпуска продукции и количества необходимых для этого ресурсов. Этот расчет представляет производственную функцию фирмы. Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции. Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант. Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены. .
ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБАэкономическая закономерность, согласно которой суммарные издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции. Э. от м. обусловлена следующим. Во-первых, по мере роста объема выпуска продукции постоянные издержки распространяются на все большее количество продукции. Во-вторых, по мере увеличения размера предприятия появляется возможность специализации труда, в результате чего работники трудятся более производительно. В-третьих, экономия обусловлена более полным использованием основных фондов. Существует так называемое правило двух третей, согласно которому стоимость основных сооружений и оборудования увеличивается только на две трети от роста объема производства. Однако эти три фактора Э. от м. действуют не во всех отраслях и не при всех объемах выпуска продукции. Так, первый фактор действует в основном для малых предприятий, второй и третий - главным образом для производственных предприятий. Э. от м. несущественна для некоторых предприятий сервиса, например для ресторанов и прачечных. Кроме того, для очень крупных предприятий стоимость единицы продукции по мере роста объема производства может даже возрастать, например, по причине увеличения сложности управления. К тому же Э. от м. значительно проявляется при первоначальном росте объема производства, затем ее действие быстро уменьшается по мере роста объемов производства и, наконец, начиная с достаточно больших размеров выпуска продукции, практически прекращается; издержки производства остаются неизменными. Предприятие (фирма) – один из важнейших субъектов рыночной экономики, представляющий её основу. Поведение фирмы и эффективность её работы влияют на состояние национальной экономики. Поведение фирмы отражает выработку и принятие решений для деятельности в рыночной среде. Многообразие возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различной нацеленностью их функционирования. Это может быть желание выжить при неблагоприятной экономической конъюнктуре, минимизация убытков, завоевание нового сегмента рынка или максимизация прибыли и т. д. В самом общем виде модели деятельности фирмы можно представить в виде следующей таблицы: Q = F (L, K),где Q- выход продукции, L, K – различное сочетание факторов производства Вопрос Основную цель деятельности любого производителя составляет максимизация прибыли. Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и по
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |