Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



2016-01-26 320 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственная стратегия экономической безопасности РФ является составной частью национальной безопасности РФ в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований в ближайшие 3-5 лет.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

 

Билет 59. Государственный долг. Определение, структура, основные параметры, модели

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

– месту размещения долга;

– уровням государственной власти;

– сроку привлечения средств;

– характеру выплачиваемого дохода;

– объему расходов на выплату государственного долга;

– методу определения дохода и др.

Управление государственным долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения.

В организационную структуру системы управления государственным долгом входят органы власти и управления РФ, выполняющие функции по управлению государственным долгом в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами. Президент РФ устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Федеральное Собрание РФ утверждает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга. Правительство РФ определяет организационные основы системы управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и условия осуществления заимствований, включая программу государственных заимствований. Министерство финансов РФ управляет в установленном порядке государственным долгом. Центральный банк РФ консультирует Минфин России по вопросам графика погашения государственного долга с учетом приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Министерство экономического развития и торговли РФ принимает участие в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1) рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3) конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

 

Билет 60. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью

 

Причинами кризиса внешней задолженности являются:

1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары.

2. Неудовлетворительное управление экономикой в странах-должниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на грядущей девальвации валюты

3. Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточными кредитами коммерческих банков.

 

Такая активность кредиторов была обусловлена несколькими причинами:

а) нефтяные шоки 1973-74гг. и 1979-80гг. послужили инструментом перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран-экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока происходило аккумулирование сбережений для крупных инвестиций в их собственную экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило источником расширения ресурсов для международного кредитования;

б) эти новые финансовые средства в основном были предоставлены в виде дополнительных кредитов странам-должникам, так как инвестиционная ситуация в индустриальных странах была в это время весьма неопределенной. К тому же страны-должники ограничивали прямые иностранные инвестиции и широко использовали внешние займы под проценты без права контроля над собственностью, что стимулировало нарастание их внешнего долга;

в) крупнейшие коммерческие банки активно искали возможностей для таких операций в целях опережения конкурентов.

В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной "утечке" финансовых ресурсов из стран-должников.

Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана с мировой конъюнктурой 80-х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверенными странами-должниками. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога или обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.

Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.

 

 

Билет 61. Теория сравнительных преимуществ и ее современные модификации.

 

Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.

Рикардо в своей работе « Начала политической экономии и налогового обложения» доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:
- изменением структуры потребления;
- специализацией производства.

До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

Совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются относительными издержками.

 

 

Билет 62. Торговая политика

Торговая политика — относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт. пакеты с логотипом по низким ценам

Большинство экономистов последовательно выступает за либерализацию внешней торговли, так как эффекты торговых ограничений имеют краткосрочный характер, а в более долгосрочной перспективе только свободная торговля приводит к рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Однако на практике на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров, которые используются в качестве инструментов торговой политики, — тарифов, квот, добровольных ограничений экспорта и так далее

 

Билет 63.

валютный рынок.теории валютных курсов

 

Валютный рынок — это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке и/или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов.

На валютном рынке происходит согласование интересов инвесторов, продавцов и покупателей валютных ценностей. Западные экономисты характеризуют валютный рынок с организационно-технической точки зрения как совокупную сеть современных средств связи, соединяющих национальные и иностранные банки и брокерские фирмы.

 

1 Теории абсолютного и относительного паритета покупательной способности
Все теории валютного курса отвечают на вопрос о том, как определяется равновесный валютный курс. После Первой мировой войны на мировом рынке возник диспаритет между валютным курсом и реальной покупательной способностью денег в результате отказа от «золотого стандарта». Г. Кассель – основатель стокгольмской школы экономической науки, обратился к идее Д. Рикардо, который предположил, что между валютным курсом и внутренней покупательной способностью денег должна быть взаимосвязь. Установление валютного курса на базе паритета покупательной способности, по мнению Касселя, способно было вернуть мировой рынок в состояние равновесия. Термин «паритет покупательной способности» начал использоваться после публикации Г. Касселем статьи в «Экономическом журнале» в декабре 1918 г. Действенность теории Г. Касселя на практике можно определить высказыванием Дж. М. Кейнса о том, что «теория паритета покупательной способности, даже в ее несовершенной форме, находит себе положительное подтверждение».
Паритет покупательной способности (ППС) – равенство покупательной способности различных валют при неизменном уровне цен в каждой из стран.

В соответствии с законом одной цены в условиях совершенной конкуренции один и тот же товар в различных странах имеет одинаковую цену, если она выражена в одной и той же валюте:

где Pid – цена товара внутри страны, PiF – цена того же товара за рубежом, Ed/F• – валютный курс, откуда валютный курс выражается как:

Теория абсолютного ППС – обменный курс между валютами двух стран равен соотношению уровней цен в этих странах.
Если Рd – уровень внутренних цен, РF – уровень цен за рубежом, Ed/F – валютный курс, то валютный курс на основе теории абсолютного ППС выражается следующей формулой:

Эта формула близка к формуле валютного курса, следующей из закона одной цены, отличие состоит в том, что закон одной цены использует в основе валютного курса цену одного и того же товара в нескольких странах, а теория абсолютного ППС – соотношение уровня цен на все товары в этих странах.

 

Билет 64.Теория экономического роста

Теория экономического роста исследует причины мирового экономического роста и причины различий доходов между странами.

В современной литературе выделяют теорию экзогенного роста, родоначальником которой является Роберт Солоу, и теорию эндогенного роста, начавшуюся с работ Поля Ромера.

 

В основе теории экзогенного роста используется неоклассическая производственная функция

,

где — реальный выпуск, — накопленный запас капитала, — параметр эффективности труда, — труд.

Основные модели, построенные на базе такой производственной функции, — это модель Солоу, модель Рамсея-Касса-Купманса, и модель МэнкьюРомера и Вэйла. Все эти модели способны объяснить основные макроэкономические закономерности (а именно, стилизованные факты Калдора), однако ни одна из них не способна объяснить причин мирового экономического роста. Долгосрочный рост втакого рода моделях возможен только за счёт роста параметра эффективности труда , который не объясняется в модели, а задаётся экзогенно.

 

 

В отличие от теории экзогенного роста, теория эндогенного роста пытается объяснить причины роста параметра эффективности труда , — переменной, ответственной за долгосрочный экономический рост. В качестве возможных объяснений предлагается результат деятельности сектора исследований и разработок, внешние эффекты от капитала или выпуска, накопление неконкурентных благ.

Теория эндогенного роста способна дать ответы на фундаментальные вопросы теории роста, однако она не до конца согласуется с эмпирическими фактами. Основная критика теории эндогенного роста была сформулирована Джонсом: данная теория предполагает сильное влияние объема сектора исследований и разработок на темпы экономического роста, что противоречит тому наблюдению, что увеличение численности исследователей и разработчиков в США с 1950 по 1990 г. в 5 раз не привела к значимому ускорению темпов экономического роста.

 

 



2016-01-26 320 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)