Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 61)Принципы формирования основных параметров денежного рынка. Денежная масса и денежная база. Основные денежные агрегаты



2016-01-26 627 Обсуждений (0)
Вопрос 61)Принципы формирования основных параметров денежного рынка. Денежная масса и денежная база. Основные денежные агрегаты 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшим количественным показателем денежного обращения является показатель величины денежной массы. Денежная масса включает в себя всю совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. В то же время входящие в состав денежной массы разнообразные покупательные и платежные средства обладают разной степенью ликвидности, т.е. возможностью превращения в «живые» деньги, способные незамедлительно выполнить свои функции или как средства обращения, или как средства платежа.

Денежный агрегат – это группировка банковских счетов по степени быстроты превращения средств на этих счетах в наличные деньги. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в денежно-наличную форму, тем более ликвидным считается данный агрегат. Несмотря на аналогичное обозначение денежных агрегатов во всех странах, их качественный состав различен.

При анализе состояния денежного обращения для разработки мер по его укреплению всю денежную массу разбивают с учетом ликвидности покупательных и платежных средств на следующие агрегаты: • М 0 – деньги вне банков, т. е. банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций; • М 1 – включает наличные деньги в обращении (М 0) и средства на текущих, чековых и сберегательных счетах в банках, которые можно незамедлительно использовать в функции денег или как средства обращения, или как средства платежа.

Выпуск дополнительных денежных знаков в обращение производится по решению правительства, поэтому банковские билеты и металлические деньги являются долговыми обязательствами государства. В странах с развитой рыночной и стабильной экономикой основная масса денежных средств юридических и физических лиц хранится на счетах в банках. .Определение структуры денежной массы повышает эффективность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень давления денежных средств, включаемых в каждый агрегат, на формирование спроса, а следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. Поэтому в процессе организации и управления денежным обращением денежную массу делят на активные и пассивные деньги. Активные деньги обслуживают наличные и безналичные расчеты в народном хозяйстве. К пассивным деньгам относят квазиденьги, которые создают потенциальную возможность увеличения активных денег в денежном обороте. При ускорении оборота денег удается обслужить больший экономический оборот с меньшей суммой денег в качестве средства обращения и средства платежа. Денежная база – это сумма наличных денег (М 0) и денежных средств коммерческих банков, переданных в ЦБ в качестве обязательных резервов. Денежная база – это сумма денег, выпущенных в обращение плюс счета банков в ЦБ РФ. Денежная база это наличные деньги вне ЦБ + счета банков в ЦБ. А денежная масса – это размноженная денежная база, то есть всё то же самое плюс счета банков друг с другом. Денежная масса и является предложением денег в экономике. Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) - это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в центральном банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег.

MB = C + R,где С - наличность; R - резервы; Ms = C + D,где D - депозиты до востребования

Спрос на деньги

Рынок денег – это взаимосвязь между спросом и предложением денег, где «ценой денег» выступает процентная ставка. Спрос на деньги - это то количество платежных средств, которое экономические субъекты желают держать у себя в настоящий момент.

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег – как средства обращения и единства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли –продажи (трансакционный спрос), во втором – о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигации и акции). Транакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Эта зависимость отражается кривой спроса на деньги Dm .

Кривая общего спроса на деньги Dm обозначает общее количество денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок приобретения акции и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.

Теоретические модели спроса на деньги

Спрос на деньги и количественная теория. Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращения денег в движении доходов, которая определяется как:

V=P*Y/M,

где V – скорость обращения денег, P – абсолютный уровень цен,

Y – реальный объем производства, M- количество денег в обращении.

Если преобразовать формулу этого уровня: M=P*Y/V, мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dm - величину спроса на деньги, то получим:

Dm = P*Y/V.

Из этого уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:

- абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги и наоборот;

- уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;

- скорости обращения денег. Соответственно все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.

Спрос на деньги в кейнсианской модели. Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатств и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 являются ликвидными активами. ДжКейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

Как считал Дж.Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:

- использование денег в качестве средства платежа (трансакционный мотив хранения денег);

- обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);

- спекулятивный мотив – хранение денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.

Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.



2016-01-26 627 Обсуждений (0)
Вопрос 61)Принципы формирования основных параметров денежного рынка. Денежная масса и денежная база. Основные денежные агрегаты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 61)Принципы формирования основных параметров денежного рынка. Денежная масса и денежная база. Основные денежные агрегаты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)