Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономика как хозяйственная сфера экономической системы



2016-01-26 368 Обсуждений (0)
Экономика как хозяйственная сфера экономической системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономика функционирует и развивается по экономическим законам, отличным от тех, которые обеспечивают другие формы общественной деятельности, - политика, культура, право, рели­гия и пр.

Экономика находится в постоянном движении, развивается либо деградирует, изменяя потребности людей, их интересы и поведение.

Благосостояние разных стран зависит от многих факторов. Среди них: природные ресурсы, которыми располагают страны, климатические условия, численность, структура, образованность населения и самое главное - экономическая система общества.

Известно несколько подходов к изучению общих и специфи­ческих черт экономических систем.

Первый подход - технологический - означает, что опреде­ляющим фактором является технологический процесс, т. е. на­хождение наиболее оптимальных комбинаций, технологически связывающих отрасли хозяйства. Отношение между людьми становится технико-организационным.

Второй подход- базисный- основывается на изучении спо­собов, а также форм присвоения благ на основе определенной собственности. Основное внимание обращается на господ­ствующие формы собственности и их материальные интересы.

Третий подход - система производственных отношений -заключается в отождествлении экономической системы со спо­собом производства. Определяющим в такой системе становится тот способ соединения непосредственных производителей со средствами производства, на основе которого осуществляется производство и складываются все производственные отноше­ния - присвоения, распределения, обмена благ, их накопления и потребления.

 

Четвертый подход - совокупность институтов - характерен для современной институциальной экономики, в которой наряду с понятием «экономическая система» широко распространилось понятие «экономический порядок». Под экономическим поряд­ком обычно понимают совокупность норм, правил и институтов, определяющих взаимоотношения основных субъектов экономи­ки: предприятий, домашних хозяйств и государств.

Пятый подход - комплексный - предполагает, что под эконо­мической системой общества понимается совокупность эконо­мических элементов, которые под воздействием своих движу­щих сил и механизма координации обеспечивают материальную жизнеспособность общества.

Необходимость экономической системы определяется ее функцией. Главная функция экономической системы - создание и совершенствование взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Заслуживает внимания историческая квалификация экономи­ческих систем, предложенная представителями теории постин­дустриального общества, которые выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы. Границами, отделяющими системы друг от друга, является про­мышленная научно-техническая революция.

В доиндустриальном обществе господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Человек не мог существо­вать без связи с землей, с земледельческим процессом. Земля представляла собой как бы неорганическое тело трудящегося индивида, существовало природное единство труда с его естест­венными предпосылками. Человек включался в биологические циклы природы и был вынужден подстраиваться под них, соиз­мерять свои действия с биологическим ритмом сельскохозяйст­венного производства.

Место непосредственного производителя и его функция в процессе производства, цель и средства его деятельности, каче­ство и количество выпускаемой продукции определялись как уровнем развития производительных сил, так и общинными от­ношениями.

Изготовление человеком орудий труда позволяло преодоле­вать его зависимость от природы, создавало предпосылки для перехода от естественных производительных сил к обществен­ным. Развитие системы орудий труда, техники позволили чело­веку превратить процесс производства в целостную систему.

 

Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости приходит личная независимость. Она проявляется в том, что присвоение средств производства и жизнен­ных средств не опосредовано в рыночной экономике принад­лежностью человека к какому-нибудь коллективу. Каждый това­ропроизводитель хозяйствует на свой страх и риск, сам опреде­ляет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовывать свою продукцию. Но эта формальная личная независимость подчиняется всесторонней вещной зави­симости от других товаропроизводителей, и прежде всего зави­симости по линии производства и потребления жизненных благ.

Овеществление отношений между товаропроизводителями выступает как зародыш отчуждения труда, характеризующего различные аспекты сложившегося при рыночной экономике гос­подства овеществленного труда над живым, продукта труда над деятельностью, вещи над человеком. Предпосылки для его пре­одоления складываются в процессе перехода от индустриального общества к постиндустриальному.

 

Главной особенностью постиндустриального общества вы­ступает то, что в научно-технической революции наука превра­щается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производственных сил. Последствием НТР выступает постинду­стриальная экономика, бурно развивается непроизводственная сфера. В середине 80-х гг. XIX в. уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг.

Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной - капитал,

то в современной - лидирующим фактором становится инфор­мация, накопление знаний.

Новые технологии стали результатом труда уже не только «талантливых рабочих», но и научных работников. Итог их дея­тельности - революция в сфере телекоммуникаций. Если в XIX и первой половине XX в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в конце XX в. и в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникли на пересечении путей, в индустриальную -вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустри­альной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).

В развитых странах происходит сужение собственно матери­ального производства при одновременном стремительном росте «индустрии знаний». Тем самым предпосылки будущего обще­ства создаются не только и даже не столько в материальном, сколько по ту сторону материального производства. Научно-техническая революция создает предпосылки для развития от­ношений свободной индивидуальности. Они позволяют преодо­леть отношения личной и вещной зависимости. Отношения лич­ной зависимости существовали в условиях господства естест­венных производительных сил. На этом этапе развития челове­чества индивид мог развиваться лишь в рамках ограниченного, локального коллектива, от которого он зависел. Отношения лич­ной независимости, основанной на вещной зависимости, знаме­новали такой уровень развития, когда под влиянием обществен­ного разделения труда происходит обособление производителей и они уже не нуждаются в той или иной форме естественно сло­жившейся или исторически развившейся коллективности, пере­растают ее рамки. Но становление всемирных отношений и уни­версальных потребностей развивает всесторонний процесс ове­ществления производственных отношений, что отдаляет про­изводительные силы от работника, превращает их в чуждую, господствующую над ним силу.

Отношения свободной индивидуальности знаменует этап гармоничного единения природы и человека, самоконтроль че­ловечества и его общественных сил, интеллектуальный прогресс мировой цивилизации. Личность выступает как самоцель обще­человеческого развития. Одновременно личность является глав­ным орудием прогресса.

Выбор цели, путей ее достижения, а также организация непо­средственного трудового процесса в постиндустриальном обще­стве становится не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содер­жание. Сейчас очевидно главное: подобно тому, как рыночное хозяйство привело к формированию соответствующего ему типа человека Ното Есопоггпсиз, постиндустриальное общество будет способствовать развитию свободной индивидуальности.

 

Существуют и другие подходы к рассмотрению экономиче­ской системы в историческом плане:

· формационный,

· стадийный,

· цивилизационный.

 

Формационный подход. Исходя из учения К. Маркса, выде­ляют три основные общественные формации как степени разви­тия общества:

  • Архаичную
  • Капиталистическую
  • коммунисти­ческую.

 

Архаичная формациявключает первобытнообщинный и ази­атский способы производства, основой которых служат земле­дельческие общины с их самообеспечением.

Капиталистическая формация основывается на частной соб­ственности.

Коммунистическая формация характеризуется отсутствием господства частной собственности.

 

Стадийный подход. Американский экономист У. Ростоу, ис­ходя из разного уровня производительных сил, различает сле­дующие типы экономических систем:

• традиционное общество (с низкой производительностью труда);

• переходное общество (с развитием ремесла, появлением науки идет переход к индустриальной экономике ХУП-ХУШ вв.);

• экономика типа «сдвиг» (значительный рост производи­тельности труда, развитие связи, транспорта);

• тип «экономической зрелости» (быстрое развитие всех от­раслей экономики, рост ее экономической эффективности);

• экономика массового потребления (ведущее положение маркетинга и отраслей потребительского назначения).

 

Цивилизационный подход. Исходной является цивилизация, означающая уровень развитости материальных и духовных дос­тижений общества.

Степень обеспечения условий для совершенствования чело­века и является главным конечным критерием прогрессивности экономических систем.

 

Экономическая система - это сложная упорядоченная сово­купность экономических элементов, взаимодействие которых обес­печивает материальные условия жизнедеятельности общества.

Разные экономические системы функционируют в неодина­ковых условиях. Выделяются два условия, общие для любых экономических систем:

• неограниченное развитие потребностей;

• ограниченность ресурсов для удовлетворения этих потреб­ностей.

Важное значение имеет проблема экономического выбора, т. е. определение оптимальности тех или других экономических дей­ствий. От чего же зависят различные формы экономического выбора людей? Очевидно, прежде всего от затрат или издержек.

Издержки на результат продукта, от которого приходится от­казаться в пользу более необходимого результата, в экономиче­ской литературе называются вмененными издержками.

 

Однако в реальной жизни увеличение возможностей опреде­ляет более сложную задачу экономического выбора. Приходится делать выбор из нескольких альтернативных вариантов, отка­завшись от удовлетворения других потребностей или замены их на альтернативные.

Величина одного результата (продукта), которая неизбежно теряется как плата за прирост другого, приобретенного результа­та, в условиях ограниченных ресурсов называется альтернатив­ной ценой.

 



2016-01-26 368 Обсуждений (0)
Экономика как хозяйственная сфера экономической системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономика как хозяйственная сфера экономической системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)