Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфические показатели оценки экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса



2016-01-26 1623 Обсуждений (0)
Специфические показатели оценки экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок




Для предприятий гостиничного комплекса применяются специфические показатели оценки экономической эффективности их функционирования, которые связаны, как правило, с загрузкой номерного фонда. К таким показателям относится коэффициент заполняемости гостиницы,который может выражаться как в %, так и в относительных величинах (0<К<1) и рассчитывается по формуле:

 

К= __Q__ ,где

НхТ

Q - количество реализованных номеров (койко-ночей)

Н - число номеров (койко-ночей), предложенных к продаже

Т - количество дней в отчетном периоде, за который рассчитывается данный показатель (как правило, за год).

Этот показатель для российских гостиниц является важным, т.к. основной доход они получают от размещения гостей. А поскольку в гостиничных предприятиях доля постоянных затрат высока, то чем ближе этот показатель к единице (гостиница полностью заполнена), тем больше прибыли она получит. На практике в силу разнообразных причин не все номера могут быть готовы к использованию, поэтому для расчета общего располагаемого фонда гостиницы применяется показатель - максимально возможный номерной фонд- это произведение общего количества номеров (койко-мест) на число дней в году, в течение которых они могут использоваться.

Фактический номерной фонд- это фактически возможное количество номеров (койко-мест), которое может использоваться в течение данного временного периода, умноженное на количество используемых дней.

Коэффициент заполняемости гостиницы можно рассчитать по формуле:

К = __Зпост.__ , где

Ц – Зпер.

3пост. - средние постоянные затраты на один номер (койко-место), руб.

3 пер.- переменные затраты на один номер (койко-место), руб.

Ц - цена номера (койко-места), руб. (при различной стоимости номеров необходимо использовать среднюю цену номера).

Для оценки эффективности работы службы портье по продаже номеров при различной их стоимости можно применить показатель средней цены продажи гостиничного номера среднесуточной стоимости.

Ц ср. = В , где

Q

В – выручка (доход) от реализации номеров

Q - общее количество проданных номеров. Чем выше уровень загрузки гостиницы, тем выше может быть средняя цена продажи гостиничного номера, т.е. средняя цена продажи номера зависит от уровня заполняемости гостиницы. Для гостиницы также интересен показатель загрузки (К) обозначающий среднее количество гостей на один продажный номер:

К = Нчел./Q, где

Нчел.- общее число гостей, проживающих в гостинице в данном расчетном периоде.

Для более четкого представления о качественной стороне загрузки номерного фонда применяется показатель называемый процентом двойной загрузки. Он показывает долю номеров, занятых более чем одним человеком. Этот показатель можно использовать при оценке потребности в персонале, например в горничных.

Широкое применение в гостиничном бизнесе имеет показатель процента занятости койко-мест. Данный показатель весьма полезен при определении эффективности работы персонала гостиницы, поскольку полная его загрузка будет осуществляться только при 100%-м заполнении гостиницы. Другой показатель, который также характеризует эффективность работы персонала гостиницы - доходная ставка на одного клиента (доход на одного гостя от реализации номерного фонда за определенный период.

Д = __V__ , где

Нчел.

V - общая выручка номерного фонда. Необходимо учитывать, что чем больше будет продано номеров с одноместным размещение, тем выше будет это показатель. Для оперативного управления службой горничных, являющейся самой крупной по штату службой в номерном фонде, можно применять показатель, определяющий среднюю загрузку горничной.

З = Q, где

n

3 - среднее количество убранных номеров в день

Q - количество занятых номеров

n- количество горничных/смен.

Поскольку гостиницы оказывают и дополнительный набор услуг, то рассчитать эффективность работы персонала по выполнению данных услуг, например в питании.

Д = В , где

n

Д - доход от продажи напитков и продуктов в расчете на один номер

В - общий доход от продажи напитков и продуктов

n - число номеров выделенных по размещение.

Все приведенные выше показатели, как правило, рассчитываются за конкретный период, который определяется исходя из производственно-управленческой необходимости, и способствуют оценке экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса.

Вопросы для самопроверки:

1. Эффект и эффективность.

2. Показатели экономической эффективности производства и управления.

3. Специфические показатели оценки экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса.

Социальный эффектс) определяется по формуле:

m

Эс= Σd1n1с ,где:

m - количество факторов, обуславливающих экономию времени на получение услуг;

di - средняя экономия времени клиента (заказчика) на получение единицы услуг в результате действия i-oгo фактора (час);

nt - количество заказов, по которым достигается экономия времени заказчиков в результате действия i-oгo фактора (единиц);

с - стоимостная оценка 1 часа свободного времени трудящегося (руб.).


Задача 1

Условие.Определите емкость рынка. На рынке промышленных товаров представлена следующая номенклатура продукции: изде­лие А реализуют три продавца, изделие Б — два продавца, изде­лие В — четыре продавца. Цена изделия А ЦА — 50 руб., Цб — 80 руб., Цв — 120 руб. Недельный запас на рынке: £Ц — 2000 изд., QA2 — 1800 изд., 0Л3 - 600 изд., QE{ - 900 изд., QE2 - 800 изд., 06, -300 изд., QB2 - 400 изд., QB2 —.600 изд., QB4 - 1000 изд.

Решение.

Емкость рынка по изделию А равна 220 тыс. руб. [50 • (2000 + + 1800 + 600)]; Б-136 тыс. руб. [80 • (900 + 800)]; В - 276 в тыс. руб. [120 • (300 + 400 + 600 + 1000)].

 

 

Задача 2

Условие.Определите величину спроса и его ценовую эластич­ность, если еженедельный спрос характеризуется: Q1500 изд., Q2 - 1000 изд.,Qз - 2000 изд., Q4 - 3000 изд., Q5-5000 изд. приследующем изменении цен: Ц] — 20 руб., Ц2 — 18 руб., Ц3 -15 руб., Ц4 - 12 руб., Ц5 - 7 руб.

Решение.

Величина спроса на первой неделе ВC1 = 10 тыс. руб. (20 • 500); на второй ВС2 = 18 тыс. руб. (18 • 1000); на третьей ВС3 = 30 тыс. руб. (15 • 2000); на четвертой ВС4 = 36 тыс. руб. (12 • 3000); на пятой ВС5 = 35 тыс. руб. (7 • 5000).

Коэффициент ценовой эластичности:

 

Задача 3

Определите первоначальную и остаточную стоимость единицы оборудования, если цена приобретения Цпр= 56 тыс. руб., коэффи­циент, учитывающий транспортные расходы и монтаж, Ктр= 0,2; норма амортизации На = 0,1; период эксплуатации Тэк= 8 лет.

Решение.

1. Первоначальная стоимость оборудования:

Цпер = Цпр (1 + Ктр) = 56 (1 + 0,2) = 67,2 тыс. руб.

2. Остаточная стоимость:

Цотс = Цпер (1 – На Тэк) = 67,2 (1 – 0,1 • 8) = 13,440 руб.

Задача 4

Условие.Определить стоимость высвобождения оборотного ка­питала, если стоимость реализованной продукции РП = 50 млн. руб., стоимость оборотных средств ОС = 10 млн. руб., длительность оборота сокращается на 12 дней.

Решение.

1. Количество оборотов: О = РП/ОС = 50 / 10 = 5.

2. Длительность одного оборота: Д= 360 / О — 360 / 5 = 72 дня.

3. Длительность оборота новая:Дн = Д — ∆Д= 72 — 12 = 60 дней.

4. Количество оборотов новое: Он = 360 / Дн = 360 / 60 = 6.

5. Новая потребность в оборотном капитале:

ОСн = РП/ Он = 50 / 6 = 8,33 млн. руб.

6. Стоимость высвобождения оборотного капитала:

ОСосв= ОС- ОСн= 10,0 - 8,33 = 1,67 млн. руб.

 

Задача 5

Определите рост производительности труда, если в базисном пе­риоде нормативная трудоемкость изделия составила ТЕн6 = 120 н/мин, коэффициент выполнения норм Квн6 = 120%. В отчетном периоде нормативная трудоемкость изделия возросла до ТЕно = 144 н/мин, коэффициент выполнения норм Квно = 160%.

Решение.

1. Фактическая трудоемкость:

а) в базисном периоде: TEфб= ТЕнб / Квнб= 120 / 1,2 =100 мин;

б) в отчетном периоде: ТЕфо= 144 / 1,6 = 90 мин.

2. Рост производительности труда:

tpПTo = ТЕфб / ТЕфо= 110 / 90 = = 1,1, или 110%.

 

Задача 6

Условие.

Определить производственную (цеховую) себестоимость, если стоимость основного материала МЗ = 330 тыс. руб., заработная плата основных производственных рабочих З =25,2 тыс. руб., амортизационные отчисления А = 13,5 тыс. руб.; доля амортизации в цеховых расходах а = 0,18, прочие цеховые расходы – 5%.

Решение.

1. Прямые цеховые расходы: Цр = Аг / £А = 13,5 / 0,18 = 75 тыс. руб.

2. Цеховые расходы полные: Црн = Цр (1 + 0,05) = 75 • 1,05 = 78,75 тыс. руб.

3. Цеховая себестоимость: Сцех = МЗ + Ззн + Црн = 330 + 25,5 +78,75 + 433,7 тыс. руб.

Задача 7.

Условие:

Определить чистую прибыль и абсолютную величину налога. На прибыль и НДС при ставках соответственно 20% и 18%, если балансовая прибыль ПР = 20 тыс. руб., себестоимость производственной продукции С = 100 тыс. руб., доля материальных затрат а = 0,6

Решение:

1. Абсолютная величина налога на прибыль: ПР бюд = Прб 0,20 = 20 • 0,20 = 4,0 тыс. руб.

2. Абсолютная величина налога на добавленную стоимость; НДСабс = ПР (1 - £мз) НДС = (100 +20) (1 – 0,6) 0,55 = 7,2 тыс. руб.

3. Общая сумма налога: Про = ПРбюд + ПРндс = 4,0 + 7,2 = 11,2 тыс. руб.

4. Чистая прибыль: ПРч = ПРбПРо = 20,0 – 11,2 = 8,8 тыс. руб.

Задача 8

Условие.

Определить наиболее эффективный вариант осуществления капитальных вложений, если К1 = 100 тыс. руб.; К2 =120 тыс. руб.; К3 = 150 тыс. руб.; С1 = 125 тыс. руб.; С2 = 110 тыс. руб.; С3 = 100 тыс. руб. Оцените при двух различных показателях уровня рентабельности т. е. Р1 = 0,2, Р2 = 0,4

Решение.

Наиболее эффективный вариант определяется по минимуму приведенных затрат : Зпр = Сi + EнКi – min

При R = 0,2

ЗпрІ = 125 + 0.2 • 100 = 145 тыс .руб.;

ЗпрІІ = 110 + 0,2 • 120 = 134 тыс. руб.;

ЗпрІІІ = 100 + 0,2 • 150 = 130 тыс. руб.;

При R = 0,4

ЗпрІ = 125,0 + 0,4 • 1000 = 165,0 тыс. руб.;

ЗпрІІ = 110,0 + 0,4 • 120,0 = 158,0 тыс. руб.;

ЗпрІІІ = 100,0 • 0,4 +150,0 = 160,0 тыс. руб.;

При R = 0,2 наиболее выгодным является третий вариант, а при R = 0,4 – второй.

 

Задача 9.

Условие.

Определить чистый дисконтированный доход ЧДД и индекс доходности ИД, если капитальные вложения и чистая прибыль характеризуются по годам.

Решение.

 

Показатели, Тыс. руб. Годы
Капитальные вложения К   Чистая прибыль 80,0   - 100,0   320,0 200,0   720,0 240,0   760,0

 

Норма дисконта принимается равной 100%, т. е. Е = 1,0.

Капитальные вложения с учетом обесценивания денежных средств, т. е. приведенные к началу осуществления единовременных затрат:

Кпр = К1 / (1 + Е)1 +К2 / (1 + Е) 2 + К3 / (1 + Е)3 + К4 / (1 + Е)4 = 80 / 2 + 100 / 4 +200 / 8 + 240 / 16 = 105 тыс. руб.;

Пчист = З1 / (1 + Е)1 + З2 / (1 + Е)2 + З3 / (1 + Е)3 + З4 / (1 + Е)4 = 0 + 320 / 4 + 720 / 8 + 760 / 16 = 217,5.

Чистый дисконтированный доход : ЧДД = Зпр / Кпр =217,5 – 105 =112,5 тыс. руб.

Индекс доходности: ИД = Зпр / Кпр = 217,5 / 105 = 2,07.

Проект эффективен, так как индекс доходности достаточно высокий.

Задача 10.

Условие.

Определить остаточную стоимость оборудования при ускоренной амортизации, если первоначальная цена оборудования по 2 вариантам: Ц1 = 23 тыс. руб., Ц2= 69 тыс. руб., нормативный срок службы соответственно: Т1 = 10 лет, Т2 = 5 лет, период эксплуатации соответственно Тэк1 =6 лет, Тэк2 = 4 года

Литература

Основная:

1. Организация предпринимательской деятельности, Гуськов Н.М., 2007г.

2. Экономика и социология труда: Учебник для вузов под ред. А.Я. Кибанова, М., ИНФРА-М, 2009 г.

 

Дополнительная:

1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебник для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева – М., ИНФРА-М, 2009 г.

2. Периодическая печать, интернет ресурсы.

 

 



2016-01-26 1623 Обсуждений (0)
Специфические показатели оценки экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфические показатели оценки экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)