Специализация районов, методы её определения, понятие об эффективности специализации хозяйства районов
Специализация района - сосредоточение в районе производства определенного вида продукции, значительная часть которой предназначена для обмена (торговли). Специализация экономических районов ведет к экономии общественного труда в результате использования местных природных ресурсов, выгод экономико-географического положения, сложившегося производственного аппарата и трудовых навыков населения. В своих исследованиях регионоведение использует различные методы – балансовый, индексный, экономико-статистический, историко-сравнительный, картографический, методы экономико-математического моделирования при выборе оптимальных вариантов размещения производств в регионах, метод системного анализа и др. Все методы исследования и показатели территориальных программ и прогнозов имеют целью выявить резервы роста производства в экономических районах, пропорциональность, эффективность и динамичность их развития. Так, балансовый метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т. е. обеспечивающими как потребности ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг. Балансы необходимы также для разработки рациональных межрегиональных и внутрирегиональных связей. Экономические обоснования размещения предприятий: выбор региона и места для сооружения предприятия, расчеты обеспеченности его сырьем, топливом, энергией, водой, трудовыми и другими ресурсами – все это составляет содержание балансового метода. Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, выявить наличие в его развитии диспропорций. Специфическим методом исследования регионоведения является картографический метод. Карта является источником знаний, источником обогащения информацией размещения производительных сил в каждом районе. Она позволяет наглядно представить особенности размещения. Благодаря картам, картосхемам, картограммам, картодиаграммам лучше воспринимаются и запоминаются не только особенности размещения, но и количественные показатели, характеризующие уровни развития районов. Карта является как бы образной моделью территории, на которой при помощи условных знаков отображаются объекты, явления в их взаимосвязи. В региональных исследованиях широко применяется индексный метод. Для количественного определения уровня специализации экономического районирования используются коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности. Коэффициент локализации данного производства (L) представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства к удельному весу той же отрасли в стране. Его расчет производится по валовой товарной продукции, основным промышленным фондам и численности промышленно-производственного персонала. где хj – доля j-гo региона в общем объеме факторного признака; уj – доля j-гo региона в общем объеме результативного явления (в данном случае товарооборота); n – число j-х регионов. Коэффициент душевого производства σΔ исчисляется как отношение удельного веса отрасли хозяйства региона в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения региона в населении страны. где Dj – товарооборот на душу населения j-го региона; D — средний товарооборот на душу населения по всем регионам; Sj – численность населения j-го региона; m – число j-х регионов. Коэффициент региональной товарности (КМт) рассчитывается как отношение вывоза из региона данной продукции к ее региональному производству. где Pij, – цена i-го товара в j-м регионе; S – численность жителей j-го региона; n – число i-х товаров; m – число j-х регионов. Если расчетные показатели больше или равны единице, то такая отрасль является отраслью рыночной специализации района.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3121)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |