Организация психологической поддержки персонала и управление психологическим климатом в коллективе
Процесс психологической поддержки персонала включает в себя анализ состояния психологического климата в коллективе и его коррекцию в желаемом направлении. Анализ фактического состояния психологического климата в коллективе должен рассматриваться как исходная информация для принятия решений по его стабилизации путем полного устранения или ослабления ухудшающих факторов. Практические мероприятия аналитического характера могут проводиться силами: · штатного психолога собственной службы персонала организации; · приглашенного стороннего для организации специалиста; · комбинированный вариант. Для анализа фактического состояния психологического климата в коллективе используются: · прямые методы сбора аналитической информации (анкетирование, индивидуальные и коллективные собеседования и т.п.), позволяющие получить необходимые исходные данные непосредственно от первоисточника; · косвенные методы сбора информации (оценка статистических данных, беседы с руководителями структурных подразделений, сотрудниками кадровой службы и т.п.), позволяющие дополнить и уточнить ранее собранные материалы. Результатами анализа фактического состояния психологического климата в коллективе должны выступать два блока данных – выводы и заключение. Выводы по результатам анализа включают в себя: · степень удовлетворенности сотрудников организации своей работой (например, уровень оплаты труда, возможность реализовать свои собственные интересы, интенсивность труда, творческий характер, отношение со стороны руководства и т.п.); · разделение структурных подразделений организации на категории по степени психологического климата в их трудовых коллективах («А» - благополучные, «В» - с назревающими конфликтами, «С» - с развивающимися конфликтами); · анализ причин конфликтов (наличие потенциально конфликтных элементов в системе управления организацией, наличие в конкретных подразделениях «профессиональных возмутителей спокойствия, личностные данные отдельных руководителей) или неблагоприятного состояния психологического климата в целом. Заключение по результатам анализа должно отражать конкретные рекомендации по организации управления психологическим климатом в режиме поддержания его благополучного состояния или коррекции, четко определяя объект управляющего воздействия и применяемые к нему прикладные методы. Управляющее воздействие может реализоваться методами: · психологического характера (лекции и семинары, психотехнические сеансы, тренинги и деловые игры, индивидуальная психологическая диагностика, фокусированная психологическая помощь); · организационно-административного характера (разукрупнение структурных подразделений, дополнительное обучение руководителей подразделений, увольнение «профессиональных возмутителей спокойствия и т.п.), · социально-психологического характера (организация совместного отдыха, проведение культурно-массовых мероприятий и т.п.). Социально-психологический климат в коллективе определяется характером отношений между работниками и отношений к труду. Психологическое состояние коллектива характеризуют следующие признаки: · сплоченность (взаимное тяготение людей друг к другу, единство действий и стремлений, способность отстаивать интересы всего коллектива и отдельной личности); · совместимость людей в коллективе (соответствие личных целей, стремлений, ценностей групповым); · восприятие или отклонение нововведений (степень конформизма, следование традициям, обычаям, привычкам). Основными путями формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются: · внедрение эффективной системы подбора, подготовки, повышения квалификации и выдвижения кадров; · внедрение демократического стиля управления и регулярной отчетности руководителя перед своим коллективом; · привлечение в актив наиболее опытных и авторитетных работников, поддерживающих намерения руководителей; · доведение до каждого работника конкретных целей, вытекающих из общей цели коллектива, оценки их деятельности по степени достижения этих целей, оптимальное сочетание материального и морального поощрения; · установление эффективной системы обмена информацией между руководителем и коллективом, между подразделениями организации; · создание и поддержание корпоративной культуры, чувства гордости за свой коллектив и организацию; · умелое взаимодействие руководителя организации с общественными организациями. В настоящее время тимбилдинг (тренинг) рассматривается и используется как способ сплочения коллектива. Виды тренинга: · творческий – программа состоит из различных творческих заданий и соревнований, путем которых выявляются необычные таланты и умения участников (корпоративный КВН, капустник, любительский театр, кулинарный конкурс, выставка работ, брейн-ринг); · активный – программа различных физических упражнений и соревнований для любых возрастов, ориентированные на результат; · спортивный - соревнования в командных видах спорта с целью выявления командных лидеров и стимуляции воли к победе; · исторический – программа на основе ролевых игр с переодеванием в костюмы исторических эпох, использованием старинного оружия и атрибутики, обучением приемам древней борьбы и т.п. (в ходе развития сценария проявляется командный азарт, совместные воспоминания о необычном событии генерируют дружеские чувства и сплоченность); · бизнес-тренинги – повышение квалификации путем совместных тренингов (способствует командообразованию, качественному улучшению работы за счет профессионализма и взаимопонимания в коллективе); · корпоративный кинофестиваль. Социометрический метод предназначен: · для диагностики эмоциональных связей (взаимных симпатий между членами группами; · измерения степени сплоченности/разобщенности в группах; · выявления авторитета членов группы; · обнаружения внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальным лидером.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |