Правотворчество: понятие, формы и субъекты
Правотворчество – это вид деятельности государства, в результате которой политическая воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования. Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном правового регулирования общественных отношений. Правотворчество понимается в двух смыслах: 1) в узком, правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм; 2) в широком, в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы. Структура правотворческого процесса состоит из двух частей. 1. (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т. д.). 2. решение о подготовке проекта нормативного акта. В процессе правотворчества есть две основные стадии: 1) составление проекта нормативного акта, 2) превращения проекта нормативного акта в правовой акт, В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов: 1) демократизм и гласность правотворчества 2) профессионализм связан с качеством правотворчества, 3) законность выражается в требовании, реализовываться в рамках закона, 4) научный характер выражается в обусловленности правового акта условиями конкретного государства, 5) эффективность принятых правовых решений, Субъекты правотворчества: 1. государство в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме); 2. органы местного самоуправления (которые не являются государственными органами, что закреплено в Конституции); 3. в редких случаях – физические лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты.
Принципы юридической ответственности Ответственность – это отношение лица к установленным государством правилам поведения и обществу. Ответственность можно рассматривать в двух аспектах: 1) ретроспективном. Суть состоит в том, что она является реакцией государства на совершение противоправного проступка, 2) позитивном. Понятие ответственности объясняют как средство стимулирования правомерного поведения людей. Позитивная юридическая ответственность является средством повышения активности и правомерного поведения. Ретроспективная и позитивная ответственность являются двумя взаимосвязанными аспектами. Юридическая ответственность выступает гарантией исполнения таких обязанностей, которые не исполняются добровольно. Юридическую ответственность, рассматривают как обязанность терпеть неблагоприятные последствия за проступок. Необходимо различать объективные и субъективные предпосылки возникновения ответственности. Объективная сторона юридической ответственности – это правовое регулирование государством общественных отношений с помощью норм права. Субъективная сторона – это свобода воли лица, его возможность осуществлять различную деятельность, Юридическую ответственность характеризует то, что она:1) предусмотрена законодательством; 2) применяется органами государства. 3) наступает лишь за совершение правонарушения; 4) выражается в конкретных материальных нормах и применяется в соответствии с процессуальными нормами права. 5) выражается в обязанности претерпевать неблагоприятные следствия разного рода.
Публичное и частное право.
Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для интересов государства и общества в целом. Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.
Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1 (наставнического); 2) (свободного, совокупного).
Соотношение частного и публичного права:
1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников. Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти. 2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого; 3) частное право в своей реализации опирается на публичное. Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.
Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями,
Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.
В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.
Суть его содержится в том, что:
1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;
2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;
3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти,
4) каждый государственный орган взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Структура власти -
1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, 2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. 3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти..
Система права: понятие и элементы.
Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.
В качестве структурных элементов системы права выступают: – правовые институты; – отдельные юридические нормы; – отрасли права.
Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.
Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.
Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.
Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.
Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.
Система права формируется из отраслей, а отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.
Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.
На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории
Состав правонарушения.
Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя: - характеристику объекта правонарушения, объективной стороны; – субъективной стороны и субъекта правонарушения.
Обязательным признаком состава правонарушения считают объект правонарушения. Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Если объект – это внешнее явление, независимое от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно во взаимодействии между собой.
Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица. Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения: – в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества;
Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.
Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.
Социальное назначение права. Функции права: понятие и классификация.
Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей.
Существует несколько видов функций:
– общесоциальные это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
– специально-юридические.- с ее помощью определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
– политическая функция –направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
– экономическая функция –направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
– культурно-историческая функция –направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
– функция социального контроля - поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
– воспитательная функция – с ее помощью складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.
– регулятивная функция –направлена на осуществление правового воздействия, посредством формально определенных правил поведения,;
– регулятивная динамическая функция –с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
– регулятивная статическая функция с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
– охранительная функция –состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни,
- компенсационная функция – с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
– восстановительная функция –направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
Способы ( приемы) толкования норм права.
Способы (приемы) толкования норм права – относительно обособленные операции с нормами права, которые в соответствии с их особенностями права позволяют раскрыть содержание правовых предписаний. Способ толкования – понятие более емкое, включающее в себя ряд технических приемов и средств познания (сравнение, аналогия, логическое преобразование).
В процессе толкования норм права для достижения их истинного содержания используются знания: а) о языке, посредством которого выражены нормы права; б) о связях между элементами нормы права; в) о связях толкуемой нормы с другими нормами права; г) об условиях принятия и реализации нормы; д) о целях данной нормы и др. Соответственно этому выделяются в качестве самостоятельных следующие способы толкования норм права: языковой (филологический, грамматический, словесный или текстовой); логический; систематический; историко-политический; теологический. Кроме того, к числу таких способов относят специально-юридические и социологические приемы толкования.
Форма государства современной России.
Форма государственного устройства – это способ внутренней национальной территориальной организации власти. Деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государсвенного управления показывает, из каких частей состоит внутреннее устройство государства, каково положение и каковы взаимоотношения, как строятся отношения между центральными и в какой форме в каждой нации.
Россия – Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением.
Форма государства: понятие и элементы.
Форма государства – это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.
Элементы форм государства
Форма правления – система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (самый старейший элемент: учёными он стал выделяться ещё в Древней Греции);
Форма государственного устройства – система территориальной организации государства (активно изучается начиная с XVII – XVIII вв.);
Государственный (политический) режим – методы осуществления государственной власти (наукой стал выделяться только в начале XX в.).
Функции теории государства и права.
Можно выделить следующие функции теории государства и права:
1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их; 2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права;
3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. 4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, 5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования; 6) политическая, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права 7) эвристическая. с помощью которой, выявляют закономерности в развитии права и государства; 8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства; 9) идеологическая. характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве 10) практически-организаторская. призвана обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики; 11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;
12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета
Юридическая (законодательная) техника.
Юридическая техника – совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.
Правила юридической техники – конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта. правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
– языковые (правила ясности,.);
– логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов,
– гносеологические (правила отражения социального явления, точности определения предмета регулирования правового акта, Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.
Средства юридической техники – это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.
| ||||||||
2016-01-26 | 483 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Правотворчество: понятие, формы и субъекты |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы