Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовое регулирование учета затрат на производство



2016-01-26 937 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование учета затрат на производство 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждое производственное предприятие уникально как в плане ассортимента выпускаемой продукции, так и в плане построения технологического процесса, количества имеющихся структурных подразделений, технической оснащенности и иных особенностей организации производства. Все эти факторы влияют как на организацию бухгалтерского учета в целом, так и на организацию первичного учета затрат. Однако любое предприятие при организации ведения бухгалтерского учета должно в первую очередь учитывать нормы белорусского законодательства, которое можно представить в следующем иерархическом порядке [5, c. 43].

Первый уровень представлен законами Республики Беларусь, указами и декретами Президента, кодифицированными актами и другими нормативными акты законодательной и исполнительной власти. Второй уровень представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета и анализа. Третий уровень включает указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета и анализа соответствующих объектов. К четвертому уровню относятся рабочие инструкции, приказы и распоряжения, по учету соответствующих операций, объектов и разделов учета непосредственно в организации.

Первый уровень представлен Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. №57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон №57-З), которыми определены правовые и методологические основы организации такого учета, установлены требования к составлению и представлению бухгалтерской отчетности. Формирование полной и достоверной информации о полученных доходах и понесенных расходах - одна из основных задач бухгалтерского учета, для выполнения которой бухгалтеру важно знать, в частности, как правильно классифицируются и списываются затраты. Также важно отметить, что в мировой экономике на уровне отдельных стран применяются различные системы учета, унификацию которых мировое сообщество пытается решить посредством формирования глобальной системы бухгалтерского учета на базе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), и в Республике Беларусь происходит сближение с МСФО и предпринимаются определенные шаги в данном направлении. В частности, детальная регламентация состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), отменена, данный вопрос находится в компетенции субъекта хозяйствования на основании его локального нормативного правового акта [1].

Второй уровень содержит следующие нормативные правовые акты: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 дек. 2013 г. №80 "Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета" и постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. №50 (в ред. от 30 июня 2014 г.) "Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов". Также для коммерческих производственных предприятий правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов определены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сент. 2011 г. №102 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".

Третий уровень представлен следующими документами: постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20 авг. 2013 г. №178 (в ред. от 02 апр. 2015 г.) "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) "Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)" и указаний по ее заполнению", приказ Министерства промышленности Республики Беларусь от 05 июня 2015 г. №273 "Об утверждении Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях системы Министерства промышленности Республики Беларусь" и иные нормативные правовые акты.

К четвертому уровню относятся локальные нормативные правовые акты разработанные в ОАО «Боровое-2003»: устав ОАО «Боровое-2003», положение по учетной политике на 2015 год, в котором содержатся общие положения, методические аспекты учетной политики, организационно-технический аспект организации бухгалтерского учета, рабочий план счетов, который разработан и утвержден на основании типового плана счетов бухгалтерского учета и в котором предусмотрены синтетические счета и субсчета, применяемые в ОАО «Боровое-2003», должностные инструкции работников бухгалтерии и график документооборота, на основании которого происходит движение документов между подразделениями предприятия.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование учета затрат на производство представлено четырехуровневой системой, а для дальнейшего формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь, необходимо продолжить разработку нормативных правовых актов в соответствии с нормами МСФО.

 

1.4 Актуальные вопросы учета затрат на производство

 

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бухгалтерского учета в Республике Беларусь является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов [8, с. 56].

В Беларуси принята Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета, но отчетность на многих предприятиях составляется в соответствии с белорусскими правилами бухгалтерского учета. Если организации необходимо предоставить инвестору либо другой заинтересованной стороне отчетность в соответствии с международными стандартами, она несет дополнительные затраты времени и денег на ее составление, прибегая обычно к помощи услуг внешних консультантов [10, с. 36].

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) – набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия [9, с. 51]. МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах.

Нормы, касающиеся порядка учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, содержит МСФО 2 «Запасы», в котором регламентируется применение метода полной себестоимости. При данном методе учета затрат на производство производственная себестоимость включает не только переменные, но и постоянные затраты. На предприятиях экономически развитых стран «директ-костинг» запрещен в целях финансовой отчетности и применяется только для составления управленческой отчетности.

В бухгалтерском учете в соответствии с МСФО «Запасы» находит свое применение и нормативный учет. В нем регламентируется процедура отнесения сверхнормативных затрат к периодическим, т.е. в полном объеме относимым на уменьшение прибыли отчетного периода. Сверхнормативные потери сырья, заработной платы и прочие не попадают в состав запасов, отражаемых в активе баланса. Нормативный метод разрешен для оценки запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции [9, с. 57].

В соответствии с МСФО «Запасы» определены три группы затрат, включаемых в себестоимость продукции: производственные переменные прямые затраты, производственные переменные косвенные затраты и производственные постоянные косвенные затраты. В МСФО под косвенными понимаются затраты, которые невозможно или экономически не целесообразно прямо относить на себестоимость конкретной продукции, услуги. Поэтому они собираются в течение отчетного периода на специальном бухгалтерском счете, в конце периода распределяются по видам продукции косвенным путем.

Согласно МСФО «Запасы» переменные косвенные производственные расходы включаются в себестоимость продукции пропорционально фактическому объему произведенной продукции. То есть базой распределения этих расходов является показатель «фактическая производственная мощность». Постоянные накладные производственные расходы включаются в себестоимость продукции пропорционально прогнозному объему производства продукции при работе в нормальных условиях. То есть базой распределения этих расходов является показатель «нормальная производственная мощность». Стандартом так же допускается альтернативный вариант – использование в качестве базы распределения фактического объема производства в том случае, если он приближается к нормальной мощности.

В Республике Беларусь есть некоторые особенности системы учета затрат на производство, обусловленные действующей налоговой политикой и одновременно не согласующиеся с общепринятыми международными нормами и принципами: включение в себестоимость продукции, работ, услуг некоторых налогов, сборов и отчислений; порядок возмещения и учета нормируемых законодательством Республики Беларусь затрат и расходов субъектов хозяйствования [25, с. 128].

Также в Беларуси выделяют следующую особенность ведения бухгалтерского учета: он формируется и функционирует под сильным и непосредственным воздействием налоговой политики. В связи с этим первостепенной задачей бухгалтерского учета является определение налогооблагаемого результата деятельности хозяйствующего субъекта и другой сопутствующей информации, необходимой для расчета и осуществления налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды и контроль за ними.

Для предприятий Республики Беларусь основным критерием эффективности является способность произвести и предоставить на рынок конкурентоспособную продукцию, то есть товары высокого качества и по максимально низкой цене, способной привлечь покупателя. Затраты на изготовление определенного продукта на предприятии должны быть как можно ниже. Следовательно, наиболее действенный источник экономического развития и процветания хозяйствующего субъекта – поиск резервов снижения затрат на производство [16, с. 13].

В настоящее время для Республики Беларусь повышение эффективности учета затрат и снижение себестоимости продукции – задачи государственного масштаба, требующие неотложного решения.

Таким образом, в настоящее время правила ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь в части учета затрат трактуются не с экономической или бухгалтерской позиции, а с налоговой, что является сдерживающим фактором перехода белорусских организаций на МСФО. В результате, преобладающими для руководителей при принятии решений являются не интересы управления организации и не экономическая сущность хозяйственных операций, а лишь налоговые последствия. Поэтому пересмотр действующей в республике налоговой политики с целью становления и развития более эффективного хозяйственного механизма на предприятиях Республики Беларусь необходим, так как предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов в процессе выработки наиболее эффективных с точки зрения рынка управленческих решений и создание условий для увеличения прибыли.


 

ГЛАВА 2

УЧЕТ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА



2016-01-26 937 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование учета затрат на производство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовое регулирование учета затрат на производство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (937)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)