Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика организации бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля организации



2016-01-26 791 Обсуждений (0)
Характеристика организации бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Для успешной деятельности организации, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает контроль. Экономический контроль означает проверку исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности. Экономический контроль предполагает постоянное действие механизма возврата к ранее принятым решениям. Он является объективной необходимостью в сфере деятельности любой организации. Руководство организации заинтересовано в контроле над эффективностью работы отдельных структурных подразделений организации, добросовестностью выполнения работниками возложенных на них обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству организации капитала, его рациональному использованию и приумножению. Как справедливо считает Д.Литвак, отсутствие четкой системы контроля погубило не одно перспективное предприятие, подтверждая справедливость утверждения «что охраняем, то и имеем. Это развращает персонал, создавая почву для злоупотребления» [7, c. 45].

Внутрихозяйственный контроль в ОАО «Боровое-2003» осуществляется силами своего аппарата управления и под руководством главного бухгалтера. Действие этого контроля является одной из основных функций аппарата управления.

В зависимости от основных задач, цели и методологического подхода, контроль имеет всегда определенную направленность, которая влияет на сроки, длительность проверки, объем проверяемой информации, зависит от органов, которые осуществляют проверку, и других условий.

По времени охвата контроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственных операций и направлен на предупреждение незаконного и нерационального использования государственной собственности. Предварительный контроль играет важную роль в системе управления предприятием в рыночных условиях, поскольку он воспитывает в работниках организации экономное расходование материальных и финансовых ресурсов. Текущий контроль проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и непосредственно связан с оперативным учетом, выявлением и исправлением недостатков в ходе производственного процесса, и данный вид контроля имеет большое значение в системе внутрихозяйственного контроля при выявлении результатов повышения эффективности работы [26, c. 61]. Последующий контроль широко используется в ОАО «Боровое-2003» и осуществляется после совершения хозяйственных операций, направленных на выявление недостатков в работе. Эта форма контроля является самой распространенной и охватывает в обязательном порядке деятельность всех организаций. К нему относится, например, проверка производственно-финансовой деятельности организации, проверка правильности начисления и уплаты налогов и другие виды проверок.

В зависимости от информации, которую приходится получать различными путями и анализировать, внутренний контроль можно разделить на фактический и документальный. Фактический контроль осуществляется по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, и он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных [26, c. 61]. Вместе с тем часто отсутствие определенных документов не дает возможности воссоздать всю картину происходящих хозяйственных процессов. В ОАО «Боровое-2003» данный вид контроля применяется с документальным контролем. Документальный контроль осуществляется на основе информации, полученной из системы документов или электронных носителей, таких как журналы-ордера, первичные бухгалтерские документы, главная книга и отчеты. Документальный контроль имеет определенные приемы проверки, такие как формальная проверка соблюдения правил составления и оформления документов, проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам, счетный контроль.

Что касается бухгалтерского учета, то в ОАО «Боровое-2003» применяется мемориально-ордерная форма учета, которая возникла на базе контрольно-шахматной формы, в которой сочетаются книжные и карточные регистры. Синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического учета используются карточки. Бухгалтерские записи оформляются составлением мемориальных ордеров, которые выписываются на каждую отдельную операцию или на группу однородных операций, объединяемых одной накопительной или группировочной ведомостью. На общий итог этой ведомости производится одна бухгалтерская запись, т. е. ведется один мемориальный ордер.

Группировочные ведомости составляются на несколько однородных документов за один или несколько дней. Накопительные ведомости ведутся на все однородные операции за месяц по мере поступления первичных документов, отражающих эти операции. Ордер оформляется на специальном бланке или на самом документе в виде типографского штампа. В нем кратко излагается содержание записи или делается ссылка на документ, приводится корреспонденция счетов и суммы. Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем. К ордеру прилагаются документы, на основании которых сделаны записи.

Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции [18, с.65]. В зависимости от номенклатуры статей общепроизводственные затраты в ОАО «Боровое-2003» оформляются следующими первичными документами: оплата труда аппарата управления отраслевого и прочего персонала и отчисления на социальные нужды – табель учета рабочего времени, путевой лист водителя, расчетно-платежная ведомость, ведомость распределения оплаты труда, отчислений на социальное страхование и резервов; материалы – требование-накладная, акт на списание инвентаря, спецодежды и спецобуви, отчет о движении продукции и материалов; содержание основных средств общеотраслевого назначения – ведомость расчета амортизационных отчислений по основным средствам и резерва на ремонт основных средств, ведомость амортизационных отчислений по нематериальным активам; расходы на охрану труда и технику безопасности – акты выполненных работ, товарно-транспортная накладная и товарная накладная; работы и услуги, полученные со стороны – путевой лист водителя, накопительная ведомость учета работы грузового автотранспорта, акты приемки выполненных работ и др.

Первичными документами для принятия к учету общехозяйственных затрат в ОАО «Боровое-2003» служат документы, аналогичные документам по общепроизводственным затратам. Оформление в бухгалтерском учете командировок управленческого персонала осуществляется на основании авансового отчета. После принятия и проверки первичных документов бухгалтерией осуществляется следующая стадия документооборота: отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и оформление учетных регистров. В течение месяца по однородным операциям в ОАО «Боровое-2003» формируются накопительные ведомости, итог которых в конце месяца переносится в мемориальные ордера.

Таким образом, в ОАО «Боровое-2003» применяется мемориально-ордерная форма учета, которая возникла на базе контрольно-шахматной формы, в которой сочетаются книжные и карточные регистры, а внутрихозяйственный контроль осуществляется в организации силами своего аппарата управления и под руководством главного бухгалтера.

 

2.2 Первичный и сводный учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта

Автотранспорт в ОАО «Боровое-2003» выделен в самостоятельное подразделение, и планирование работы осуществляется в хозрасчетном задании по автопарку. При этом определяется объем транспортных работ, необходимое количество транспортных средств, затраты на эксплуатацию транспортных средств и себестоимость 1т/км.

Документом, разрешающим работу транспорта (кроме гужевого) является путевой лист, форма которого утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 нояб. 2010 г. №138 (в ред. от 31 авг. 2011 г.) "Об утверждении Инструкции о порядке оформления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь".

Путевой лист предназначен для накопления и систематизации информации о показателях работы автомобиля и водителей, для осуществления расчетов за перевозки и формирования статистической отчетности. Путевой лист должен содержать следующие сведения: период действия путевого листа, наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) перевозчика (штамп (печать) перевозчика), марку и регистрационный знак автомобиля, данные о водителе, отметки о прохождении водителем медицинского осмотра, отметки о техническом состоянии автомобиля, данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля, данные о движении топливно-смазочных материалов, отметки водителя и уполномоченных лиц перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля, иные отметки уполномоченных лиц перевозчика, оформляющих путевой лист [2].

При автоматизированной обработке данные раздела "Результаты работы" путевого листа и расчета стоимости услуг талона заказчика (далее – талон) могут не заполняться. Расчет тонно-километров производится путем умножения пробега с грузом (км) на массу перевезенного груза (т) и делением на количество ездок с грузом. При этом запрещается использование форм путевых листов грузового автомобиля, отличных от типовых форм.

Путевой лист оформляется водителю на один рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевой лист оформляется только в случае выполнения междугородных и международных перевозок сроком более суток.

При оплате заказчиком автомобильной перевозки стоимости перевозки груза по повременным тарифам помимо путевого листа заполняется талон. Талон оформляется в двух экземплярах: один для заказчика, второй для перевозчика. Экземпляр талона для заказчика передается заказчику автомобильной перевозки и является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги. Экземпляр талона для перевозчика прилагается к путевому листу. В случае выполнения перевозок нескольким заказчикам автомобильных перевозок талон заполняется отдельно для каждого из них.

Путевые листы, выдаваемые работником диспетчерской службы, регистрируются в Журнале учета движения путевых листов. В момент выдачи путевого листа в журнале указывается: номер путевого листа, дата выдачи путевого листа, фамилия, имя, отчество водителя, табельный номер водителя, гаражный номер автомобиля. Когда водитель сдает путевой лист в диспетчерскую, диспетчер расписывается в журнале и записывает дату приемки путевого листа и документов от водителя. После сдачи путевых листов в бухгалтерию, бухгалтер расписывается в журнале и пишет дату приемки путевого листа [2].

Обобщение данных путевых листов производится экономистом в нетиповой форме документа "Начисление заработной платы водителю грузового автомобиля". В нем отражается фамилия, имя, отчество водителя и месяц, за который производится начисление заработной платы. Далее производят ежедневный учет работы водителя, то есть, напротив каждого дня проставляют количество отработанных часов по путевым листам, и расценку. Путем умножения количества отработанных часов на расценку начисляют основную заработную плату, если водитель работал в выходные дни, то оплата производится в двойном размере. Кроме этого в документе экономист подсчитывает суммы заработной платы, за вредность, за стаж, за время ремонта, если водитель был на ремонте. Путем сложения всех сумм экономист высчитывает заработную плату за месяц водителю, и указывает общее количество отработанных дней и часов водителем за месяц, а затем документ передается в бухгалтерию [25, c.47].

В ОАО "Боровое-2003" включение в затраты по грузовому автотранспорту платежей в Фонд социальной защиты населения производятся на основании Бухгалтерских справок. Выдача нефтепродуктов со склада производится заведующим складом поведомости на получение горючего, смазочных материалов и продуктов со склада. Ведомость ведется при систематическом отпуске в течении определенного срока, и в ней указывается наименование ценностей, кому отпущены, цель отпуска, наименование, марка и номер машины, вид отпускаемого топлива, единица измерения, норма отпуска. В табличной части записывают дату получения горюче смазочных материалов, номер путевого листа, количество полученного топлива и расписка водителя в получении. Подписывается ведомость материально ответственным лицом и бухгалтером после ее проверки.

Контроль над расходами горюче-смазочных материалов в ОАО «Боровое-2003» производится главным экономистом в карточках (книгах) складского учета раздельно по каждому наименованию и марке горюче-смазочных материалов по форме М-17, которая указана в Приложении А. В результате сопоставления фактического расхода и расхода по норме определяют экономию или перерасход, а оприходование горюче-смазочных материалов производится на основании товарно-транспортной накладной и других первичных учетных документов [3]. Количество выданных горюче-смазочных материалов записывается в ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов, в которой за полученные горюче-смазочные материалы расписывается водитель, а в путевом листе расписывается материально ответственное лицо, отпустившее горюче-смазочные материалы.

Отчет о движении горюче-смазочных материалов вместе с документами по приходу и расходу в сроки, установленные руководителем организации, представляется в бухгалтерию организации и служит основанием для отражения в учете движения горюче-смазочных материалов. Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов в ОАО «Боровое-2003» ведется на счете 10 "Материалы" по видам горюче-смазочных материалов, местам хранения и материально ответственным лицам. При этом могут быть открыты следующие субсчета: "Топливо на складах", "Топливо в баках транспортных средств". На счете 10 "Материалы", субсчет "Топливо на складах" учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочных материалов, полученных для эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов и других целей и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (как стационарных, так и передвижных), на производственных участках, в отделениях, бригадах. Основанием для записей по дебету субсчета "Топливо на складах" являются товарно-транспортная накладная и другие первичные учетные документы, по которым производится оприходование поступивших горюче-смазочных материалов материально ответственными лицами. Основанием для записей по кредиту субсчета "Топливо на складах" являются ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов, требование, лимитно-заборная карта, товарно-транспортная накладная, которые показаны в Приложениях Б и В.

На субсчете "Топливо в баках транспортных средств" учитываются горюче-смазочные материалы, полученные на заправку автомобиля водителями.

На основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, сверенных с данными путевых листов, и документов о заправке транспортных средств, машин и механизмов на заправочных пунктах стоимость горюче-смазочных материалов отражается по дебету счета 10 "Материалы", субсчет "Топливо в баках транспортных средств" и кредиту счета 10 "Материалы", субсчет "Топливо на складах".

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов на субсчете "Топливо в баках транспортных средств" ведется в ОАО «Боровое-2003» в целом. Данные о наличии остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете "Топливо в баках транспортных средств", ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков. Стоимость горюче-смазочных материалов, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, машин и механизмов, списывается в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 "Материалы", субсчет "Топливо в баках транспортных средств" в зависимости от направления их использования.

Для отпуска запасных частей для текущего ремонта автотранспорта в ОАО «Боровое-2003» применяется ведомость на получение запасных частей и ремонтных материалов (форма № ПЗ-4), указанная в Приложении Г, которая выписывается на основании ведомости дефектов. При этом имеют место дублирующие записи, а в ведомости дефектов приводится перечень и указываются количество и стоимость необходимых для ремонта запасных частей и ремонтных материалов. Все эти данные из ведомости дефектов переносятся в ведомость на получение запасных частей и ремонтных материалов. Затем в ведомости на получение запасных частей и ремонтных материалов указываются количество и стоимость фактически отпущенных запасных частей и ремонтных материалов. После этого в ведомости дефектов опять записывают фактическое количество и стоимость израсходованных (поставленных на машину) запасных частей и других материалов. Таким образом, в ведомости на получение запасных частей и ремонтных материалов указывают наименование запасных частей, количество, цену и сумму затребованных и фактически отпущенных частей и материалов.

Ведомости на получение запасных частей и материалов выписывают в бухгалтерии организации в 2 экземплярах: один передается кладовщику для отпуска ценностей, а другой – получателю. При отпуске запасных частей кладовщик записывает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных ценностей. В ведомости кладовщика расписывается получатель, а в экземпляре покупателя – кладовщик. По истечении срока действия ведомости на отпуск запасных частей и ремонтных материалов кладовщик подсчитывает общее количество. В конце месяца в накопительной ведомости подсчитывают итоги затрат и выполненной автотранспортом работы и при необходимости составляют сводную ведомость, а затем данные накопительной ведомости переносят в производственный отчет ф. №18-В.

Таким образом, первичный и сводный учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта в ОАО «Боровое-2003» осуществляется в соответствии с законодательством, а также в соответствии с принятыми локальными нормативными правовыми актами.

2.3 Синтетический и аналитический учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта

В ОАО «Боровое-2003» автотранспорт находит широкое применение, и его используют при доставке материалов, необходимых для производства (нефтепродукты, минеральные удобрения, запасные части и т.д.), на вывозке продукции с поля заготовительным организациям и на внутрихозяйственных перевозках.

Что касается синтетического учета в ОАО «Боровое-2003», то синтетический учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта ведут по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 "Автомобильный транспорт" по общепринятым статьям: расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, сырье и материалы, работы и услуги, расходы на содержание и эксплуатацию основных средств, расходы денежных средств, прочие затраты. Расходы на управление и организацию работ (цеховые расходы) необходимо учитывать на отдельном аналитическом счете в составе синтетического счета 23 и распределять на соответствующие объекты учета затрат в конце отчетного периода (месяца, квартала) пропорционально количеству отработанных машино-смен (машино-дней) каждым видом специальных и грузовых машин.

По статье "Расходы на оплату труда" отражают сумму начисленной оплаты труда водителей и отчисления в резерв на отпуска и прочие виды доплат. При начислении оплаты труда дебетуют счет 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 и кредитуют счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Если создается резерв на оплату отпусков, то дебетуют счет 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 и кредитуют счет 96 "Резерв предстоящих расходов".

По статье "Отчисления на социальные нужды" отражают обязательные отчисления в Фонд социальной защиты населения от оплаты труда водителей в соответствии с нормами, установленными законодательством. На сумму произведенных отчислений в Фонд социальной защиты населения производят записи по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 и кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

На статью "Сырье и материалы" относят стоимость израсходованного топлива (в пределах установленных норм) и смазочных материалов, авторезины. При списании материальных ценностей производят записи по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 и кредиту счета 10 "Материалы" субсчет 10-5 "Запасные части" и субсчет 10-3 "Топливо".

По статье "Работы и услуги" отражают затраты на работы и услуги вспомогательных производств своего предприятия. При отнесении стоимости услуг, оказанных другими вспомогательными производствами, производят записи по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства", соответствующих субсчетов.

На статью "Расходы на содержание и эксплуатацию основных средств" относят суммы амортизационных отчислений, затраты на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта. При отнесении затрат по этой статье производят записи по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств", и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-1 "Ремонтные мастерские" (если ремонт производился в собственных ремонтных мастерских), и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (если ремонт производился подрядчиком).

На статью "Расходы денежных средств" относят платежи в бюджет и другие виды налогов, предусмотренные налоговым законодательством, страховые платежи. На сумму платежей в бюджет производят записи по дебету субсчета 23-3 и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчету 76-2 "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

По статье "Затраты по организации производства и управлению" отражают цеховые (общегаражные) расходы автотранспорта, которые учитывают ежемесячно на отдельном аналитическом счете по установленной номенклатуре статей затрат. При списании цеховых расходов производят записи по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 (аналитический счет "Цеховые (общегаражные) расходы").

На статью "Прочие затраты" относят стоимость спецодежды, спецобуви, инвентаря и хозяйственных принадлежностей. При списании инвентаря и хозяйственных принадлежностей, спецодежды и спецобуви производят записи по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 и кредиту субсчетов 10-10 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", 10-12 "Спецодежда в эксплуатации".

По кредиту субсчета 23-3 "Автомобильный транспорт" учитывают объем выполненных работ и стоимость отработанного масла, снятой резины и других возвратных материалов.

При равномерном использовании автотранспорта возможно ежемесячное списание фактических затрат на счета потребителей, т.е. услуги автотранспорта оцениваются по их фактической себестоимости.

Аналитический учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта в ОАО «Боровое-2003» производится в целом по отрасли на одном аналитическом счете. Общепроизводственные расходы, имеющие одинаковое отношение ко всем подразделениям отрасли, являются самостоятельным объектом учета и учитываются на отдельном счете. Аналитический учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта ведут в производственном отчете (ф. №18-Д).

Таким образом, аналитический учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта в ОАО «Боровое-2003» производится в целом по отрасли на одном аналитическом счете, а синтетический учет затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта ведут по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" субсчет 23-3 "Автомобильный транспорт" по общепринятым статьям: расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, сырье и материалы, работы и услуги, расходы на содержание и эксплуатацию основных средств, расходы денежных средств, прочие затраты.

 



2016-01-26 791 Обсуждений (0)
Характеристика организации бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика организации бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (791)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)