Сознание как высш. форма развития психики, его стр-ра, св-ва
Психология как наука. Исторический путь развития психологии как науки. Предмет, задачи, методы психологической науки. Психология– наука, изучающая факты, механизмы и закономерности психической жизни. Основные этапы ее развития: I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Объект – человек. Предмет: § психические процессы личности (познавательные, эмоциональные и волевые); § психические состояния личности (состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, стресс, эйфория, паника); § психические свойства личности (темперамент, характер, направленность); § психические образования (ЗУНы (знания, умения, навыки), привычки). Задачи истории психологии: • Изучение психологической объективной закономерности и явлений); • Изучение психических процессов; • Изучение психических свойств личности; • Изучение психологических особенностей деятельности человека.
Понятие о психике в свете теории отражения. Основные формы психического отражения. Психика - свойство высокоорганизованной материи, заключ. В способности субъекта активно отражать явление объективного мира. Отражение - способность объектов воспроизводить пространственную временную структуру другого объекта. Виды отражения: 1) физическое (характерная для взаимодействия объектов неживой природы); 2) физиологическое (свойственно объектам живой природы и проявляется в виде реакции на воздействие раздражителя); 3) психическое (свойственно живым организмам, имеющим высокоразвитое цнс). Человек в процессе антропогенеза совершенствует данный вид отражения и у него появляется сознание.
Формы проявления психики: психические процессы, св-ва, состояния. Психика у человека проявляется в 3 видах психического явления: 1. Психологические св-ва личности: темперамент (от рождения, тип нервной деятельности), характер, направленность, способности (одаренность-талант-генеальность). Свойственны человеку на протяжении длительного или всего периода жизни. Устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности поведения личности. 2. Психические состояния: состояния бодрости, тревога, радость, стресс, апатия. Характеризующие функционирования психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности и т.д. Наиболее сложные, но менее длительные. Продолжаются в течении нескольких часов, дней недели. 3. Психические процессы - явления психики, кот. имеет начало, длительность и конец. Продолжаются от доли секунды до десятков минут. а) познавательные процессы (обеспечивают отражение, познания окружающего мира; ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). б) эмоциональные процессы (отражают переживания человека своего отношения к объектам окружающего мира другим людям и самому себе; эмоции, чувства). в) волевые процессы (обеспечивают произвольную регуляцию поведения и деятельности; воля). Сознание как высш. форма развития психики, его стр-ра, св-ва. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку, как интегрирующая форма психики. Условия возникновения сознания: 1!) совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. 2) рост экономического благосостояния разных народов и стран, то есть становление человеческой, материальной и духовной культуры. В структуре сознания выделяют три основных компонента: 1. Познавательный:представлен психическими процессами, обеспечивающими человеку получение и преобразование информации об окружающем мире как на уровне чувственного (ощущение и восприятие), так и на уровне логического познания (мышление, воображение). Психические процессы: внимание, память, речь. 2. Отношенческий (аффективный): Эмоционально процессы сознания отражают отношение человека к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Эмоции и чувства играют роль шкалы оценок сознания. 3. Регулятивный: Регуляциючеловеческой деятельности, направленную на достижение поставленных целей, а также на преодоление препятствий на пути к ним обеспечивают волевые процессы сознания. Свойства сознания: ü Идеальность (нематериальность сознания). Способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются без физ. на них воздействия в результате работы с их сформировавшимися образами, схемами; ü Интенциональность, т.е. устремленность сознания к конкретному объекту (предмет – это конкр. предмет, другой человек, собственный мир). ü Объем сознания. Определяется кол-вом внешних или внутренних объектов сознания. Внимание и восприятие, оперативный объем которых определен экспериментально и составляет 7±2 информационных единиц. ü Социальная обусловленность: социальные отношения человека с другими людьми в совместной с ними деятельности. ü Коммуникативность -способность к трансляции другим людям того, что осознает данный человек. ü Идеаторность –это свойство сознания воспроизводить и создавать идеи, образы без непосредственной опоры на чувственный опыт человека. ü Креативность (творческость)заключается в возможности объективации идей, мыслей человека. Функции сознания: отражательная, регулятивная, креативная. Бессознательное – совокупность психич. процессов, актов, состояний, обусловленных взаимодействиями, во влиянии которой человек не дает себе отчета. Виды: - отговорки; -навыки; -эмпатия (сочувствие, сопереживание); -описки; -сноведения. Общее между сознанием и бессознательным – соц. обусдловленность. Разница –сознание подчиняется контролю, бессознателное – нет.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |