Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закономерности возникновения и развития государства



2016-01-26 980 Обсуждений (0)
Закономерности возникновения и развития государства 0.00 из 5.00 0 оценок




В далекой древности государства не было. Условно этот период можно назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой: o праобщину (первобытное человеческое стадо); o родовую общину; o крестьянскую общину. Община — универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. В период существования праобщины закончилось биологическое развитие человека, возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения и жизнеобеспечения. Люди объединялись в коллективы, построенные на кровнородственных связях, с властью вожака. Это стало началом социальной организованности, которая развилась в период родовой общины благодаря коллективизму в производстве и потреблении. Поскольку орудия труда были примитивными, а производительность труда — низкой, родовая община пользовалась всем сообща — имела общую собственность, равномерное распределение средств к жизни (дележка поровну). Ведущую роль в родовой общине сначала играла женщина (матриархат), она заботилась о детях и вела хозяйство. Родство соблюдалось по материнской линии. Роды объединялись в племена в результате брачных связей, запрещенных внутри рода. Общность интересов, производства и потребления членов рода обусловили такуюорганизацию социальной власти, как первобытное общественное самоуправление. Признаки первобытного общественного самоуправления: 1) существовало только в рамках рода, выражало его волю и основывалось на кровных связях; 2) субъект и объект управления совпадали; 3) органами самоуправления выступали родовые собрания, то есть собрания всех членов рода (мужчин и женщин), и избираемые ими старейшины; 4) общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях; 5) власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников (избирались только на период военных действий) основывалась на авторитете, опыте, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя; 6) должность старейшины не давала никаких привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как все; 7) различий между правами и обязанностями у членов рода не было. Итак, общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы. Известно, что государства появляются на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с тремя крупными общественными разделениями труда: 1) выделением скотоводства как обособленной сферы общественной деятельности (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег); 2) отделением ремесла от земледелия (изобретение ткацкого станка, овладение навыками обработки металлов); 3) появлением группы людей (купцов), занятых только обменом (сосредоточение богатства в их руках благодаря посреднической миссии) В результате общественного разделения труда изменилась хозяйственная жизнь родовой общины (привлечение военнопленных в качестве рабочей силы с целью извлечения прибавочного продукта). Женский род заменяется мужским (патриархат), где родство ведѐтся по отцовской, а не по материнской линии. На смену групповому браку приходит парный брак. Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. С появлением семьи началось разложение родовой общины. Возникла крестьянская община. Наличие избыточного продукта позволило сосредоточить некоторым семьям, их главам, старейшинам, военачальникам орудия труда, запасы товаров, стать владельцами обособленных участков земли и рабской силы, захваченной в результате войн. Развивалась социальная неоднородность общества. Имущественное неравенство (сначала — межродовое, а затем внутриродовое) послужило причиной расслоения общества и появления групп людей, которые «специализировались» на выполнении общесоциальных дел (администраторы, контролеры, казначеи и др.). Иной становится организация власти. Вместо собрания членов рода все чаще проводились только собрания мужчин. Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на свете кую (управление), военную (военное руководство), религиозную. Совет старейшин становится органом текущего управления. Появляется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах. Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной власти, отделенной от общества, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией стало государство. Следует учесть, что родовая организация постепенно эволюционировала в государство, проходя определѐнные переходные стадии, одной из которых была «военная демократия» (органы самоуправления ещѐ сохраняются, но уже новые догосударственные структуры в лице военачальника и его дружины набирают силу). Таким образом, причинами возникновения государства являются: 1) необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения и расслоением общества на социально неоднородные группы (классы); 2) необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных (прежде всего юридических) норм; 3) необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс, возникших в результате расслоения общества на социально неоднородные группы (классы); 4) необходимость зашиты территории и ведения войн, как оборонительных, так и захватнических; 5) необходимость организации крупных общественных работ, объединения для этой цели больших групп людей (в ряде стран Азии и Африки).

Города-государства

Древнейшие государственные образования, как правило, возникали на социально- экономической основе раннего земледельческого общества. Первые города-государства образовались в 4–3 тысячелетиях до н. э. в Месопотамии, Горном Перу и других регионах в разное время и независимо друг от друга. Город-государство представлял собой поселок (селение), в котором проживали свободные общинники-земледельцы. Однако они селились по территориальному принципу, а не по родству. Эти общины уже представляли собой соседскую общину, а не родовую. Город-государство был административно- хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему местности. В самом городе постоянно проживали вожди, жрецы, чиновники. Следовательно, город- государство имел три центра: управления городской общиной; административного лидерства (дворец); идеологического лидерства – храм. Город-государство имел четкую социальную дифференциацию по принципу разделения труда, по имущественному признаку, по территориальному расселению: появляются кварталы медников, горшечников, оружейников, портных и других ремесленников. Постепенно выделяется знать, которая присваивает общественные должности и передает их с помощью династического механизма – от родителей детям. Таким образом, типичным средством образования господствующих классов был наследственный механизм передачи должностей, а не путь присвоения прибавочного продукта. Город-государство выполняет по отношению к прилегающим территориям функции государственного управления. Они состоят в следующем: 1) управление общинным земледелием; 2) выполнение общественных ритуалов и обрядов; 3) защита от военных нападений и организация военных походов против других городов-государств; 4) создание и распределение общественных фондов (на случаи стихийных бедствий, военных нападений и т. п.); 5) рассмотрение и разрешение споров; 6) осуществление межгосударственного продуктообмена, а затем и товарообмена; 7) другие функции. Многочисленные функции города-государства потребовали разветвленного аппарата управления, который на первых порах складывался из социальных структур управления общиной, но затем обособился специальный слой людей, который занимался исключительно управленческими функциями. Постепенно исчезла практика выборности, сменяемости вождей, военачальников, любых управленческих структур. В отличие от социальной организации первобытно-общинного строя раннеклассовое общество приобрело в лице города- государства новое политическое, структурное и территориальное образование. Оно является политическим потому, что первоначально стало выражать и защищать интересы всего общества, интересы различных групп, осуществлять внешние и внутренние акции – военные походы, оборону, взимание дани и др., т. е. заниматься политикой. Со временем государство стало выражать интересы тех групп и слоев, которые стоят у власти, т. е. превратилось в инструмент проведения политики господствующего класса. Государство как структурная организация означает выделение из общества особого 35 слоя людей, основным занятием которого стали государственное управление, организационная деятельность. Этот слой людей составил аппарат государства, первичную бюрократию, которая выполняет полезные для общества управленческие функции и нуждается для своего содержания в денежных средствах, поступающих от общества в виде налогов, дани, иных средств. Для выполнения своих управленческих функций аппарат наделяется властью, в том числе возможностью применять в необходимых случаях принуждение, чтобы подчинять своей воле другие слои населения. Это, в свою очередь, обусловливает появление в первичных городах-государствах специфических социальных институтов – карательных органов: суда, полиции, тюрем, армии и др. Однако основная функция аппарата управления – выполнение общесоциальных целей и задач, например управление производственной деятельностью, духовной жизнью общества. Государство как территориальное образование отличается от первобытного строя, в котором социальные институты основывались на родстве. Город-государство путем перерастания родовых общин в соседские является переходом к оседлому образу жизни. Оно объединяет население, проживающее на определенной территории, которая становится территорией государства. Какие же выводы вытекают из потестарной (кризисной) теории происхождения государства? 1. Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике; в силу изменения материальных условий жизни общества, необходимости учета вклада каждого общинника в работу, распределения продуктов и других факторов. Следовательно, государство не навязывается обществу извне. 2. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием общества. Отсюда вытекает, что в принципе общество может существовать без государства, но государство невозможно без общества. 3. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства , но и само государство стимулирует появление классов (формирование особого слоя учетчиков , работников информационных систем , людей, све́ дущих в обычаях , ритуалах, традициях, передача этих знаний по наследству и др.). 4. Раннеклассовое государство защищало интересы всего общества, всех его слоев. Классовая природа государства определилась лишь со временем, после появления классов и стремления отдельных из них поставить государство на службу интересам данного класса. 5. В возникновении государства большую роль сыграл экологический фактор, который обусловил переход человечества от присваивающей к производящей экономике. 6. Процесс появления раннеклассового государства у различных народов идет не прямолинейно, он знает возвратные (попятные) движения, и этот процесс подвержен не только объективному, но и субъективному воздействию, в том числе случайностям. Таким образом, можно выделить ряд главных предпосылок (факторов), обусловивших возникновение государства. Экономическими предпосылками послужили переход от присваивающей экономики к производящей; появление института частной собственности и основанных на ней товарно-обменных отношений. В качестве социальных предпосылок выступали смена полигамных отношений моногамными, появление семьи как самостоятельного субъекта производственных отношений и частной собственности; усложнение структуры социальной организации населения. Роль политических факторов36 сыграли: выделение института публичной власти, которая приобрела централизованный, профессиональный характер; передача властных полномочий преимущественно по наследству; возникновение налоговой системы для содержания профессионального аппарата управления; формирование специальных силовых структур для поддержания общественного порядка. Географический фактор – смена кочевого образа жизни оседлым и закрепление общества на определенной территории, которая помимо географического значения приобретает и социально-политическую трактовку, т. е. все находящиеся на ней лица подчиняются власти и правилам, установленным на данной территории. 8.пути формирования государства

Формирование гос-ва - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Истории известны следующие основные пути образования гос-ва: военный (например, при формировании восточных деспотий война выступала как способ перераспределения общественного продукта и выделения правящей элитарной верхушки из среды военачальников); аристократический (например, в Риме с его делением общества на патрициев и плебеев происходит отделение правящей верхушки – аристократии от народа); плутократический (при котором происходит сосредоточение власти в руках отдельных лиц, вокруг которых собираются их многочисленные сторонники). Выделение этих путей происходит в рамках концепции олигархического (элитарного) возникновения гос-ва, господствующей в современной науке и предполагающей социальную асимметрию в обществе (В. Е. Чиркин.Основы сравнительного государствоведения.) При этом нельзя упускать из виду, что в чистой форме ни один из названных путей институциализации власти не имеет место. В реальной истории каждый из них включал в себя элементы двух других. Л. И. Спиридонов считает, что на заре цивилизации в масштабах ойкумены количественно преобладал военный путь формирования власти или политогенеза. Причина тому – та роль, которую постоянно играла в те времена война как способ изъятия и перераспределения общественного продукта – материальной базы любого общества. На этом пути решающая роль принадлежала военно-демократическим, а затем – военно-иерархическим формам организации власти. Специфика аристократического политогенеза заключена в становлении отделенной от народа надобщинной власти на основе перерождения традиционной родоплеменной аристократии, которая оттесняла от участия в управлении общими делами рядовых общинников. Постепенно аристократия объединяла в своих руках управление общественным хозяйством, включая распределение его продукта, и военной деятельностью. Плутократический путь формирования гос-ва историки связывают с появлением «бигмена», т. е. «большого человека», тип которого сформировался в наиболее развитых в экономическом отношении обществах и был связан с накоплением в руках одного лица значительных ценностей, с формированием вокруг него на этой основе многочисленных сторонников и с концентрацией власти, что имело место при становлении буржуазных гос- ных форм. В свое время Ф. Энгельс уже указывал на два пути образования политически и экономически господствующих классов – во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается исторически наиболее распространенным, типичным. (Спиридонов Л. И. ТГП). Однако в юр-кой литературе вопрос о «путях» возникновения гос-ва традиционно ставился и в ином, более широком смысле. Под ними понимались формы, в которых гос-во поднимается на развалинах родового строя (Ф. Энгельс). Именно Ф. Энгельс и выделял афинскую, римскую и древнегерманскую (Соч Маркс К., Энгельс Ф.,). Афины – самая чистая классическая форма возникновения гос-ва, поскольку гос-во возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование гос -ва ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древ негерманского гос- ва в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Современные исторические данные свидетельствуют о том, что не рабовладельческое государство (Греция, Рим) было тем типичным гос-вом, которое пришло на смену социальной организации первобытнообщинного строя, а раннеклассовое город-гос-во, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными функциями, обеспечивающие дальнейшее развитие производящей экономики. Это раннеклассовое гос-тво в своем дальнейшем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства, которое оказалось типичным, распространенным во многих регионах Земли и существовавшим сотни лет. Гос-ва же рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являлись уникальными государствами. Наконец, феодальное государство (главным образом в Европе), возникнув позднее как своеобразная мутация, однако удачная мутация, так как последующее развитие общества по этому («европейскому») пути пошло более быстрыми темпами к социальному прогрессу. Ряд исследователей считает, что в истории человечества существовали по крайней мере два способа появления государства. Условно их назовем: государство-собственность и государство-власть. Гос-во как регулятор и защитник частной собственности возникло и существовало в основном на территории Западной Европы. Его формулой образования может послужить тезис: « я имею собственность, потому и властвую». Другой способ образования гос-ва имел место в основном в регионах Азии и Африки. Его суть состоит в следующем. Задолго до появления частной собственности выделился слой людей, связанных с исполнением необходимых для общественной жизни общих функций, требовавших применения насилия. Формула процесса образования государства и частной собственности здесь противоположная: « я властвую, потому и обладаю собственностью». Именно здесь возникло такое явление как власть-собственность (оставляя должность, человек теряет свой достаток, свою «собственность»). Однако общим знаменателем указанных способов образования гос-ва явилось разделение, в конечном счете, людей на бедных и богатых, на правящих и управляемых. По мнению Т. В. Кашаниной, что хотя второй способ образования государства имел место на большем пространстве земного шара, и считается, что он был наиболее распространенным, вряд ли его следует признавать типичным, а первый - уникальным. А причина многовариантности процесса образования государства кроется в природно-климатических условиях.

9.патриархальная, договорная и психологические теории происх гос-ва Патриархальна теория Наиболее известные представители: Аристотель, Р.Фильмер, Н.К.Михайловский. Эти учѐные обосновывают тот факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи приводит в конченом счѐте к образованию государства. Таким образом, государство – продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть патриарха – есть продолжение неограниченной власти отца. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они – его дети. Р. Фильмер в своей работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властителем. Уже современники Фильмера обратили на несуразность многих положений этой работы. Например, из его теории следовало, что монархов должно было быть столько, сколько отцов семей, или в мире должна была существовать 1 монархия. Однако и сейчас нисколько не умаляется первоначальная роль семьи в становлении государства. С одной стороны, появление в ходе неолитической революции больших семей общинников-земледельцев – основного звена раннеклассового общества, с другой – династическое присвоение должностей в первичных городах-государствах – это вполне реальные процессы. Соответственно, эта теория отражала какие-то реальные стороны общественной жизни, но преувеличивала их и придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение. Например неверно считать, что все подданные монарха – это его родственники. К тому же, по свидетельствам историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения родового строя. Значительной теорией происхождения государства стала договорная теория, получившая широкое распространение в 17 18 веках. Сторонники: Гроций, Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии. Государство- это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за их невыполнение. Так государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, но в свою очередь имеют право на защиту своих прав, свободы, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ним путѐм свержения. Договорная теория была крупным шагом в познании государства, порывала с религиозными представлениями, имела глубокое демократическое содержание. Однако отрицательными сторонами являются прежде всего факты отсутствия подобных договоров, а также недооценка в происхождении государства объективных факторов и преувеличение субъективных начал. Представители психологической теории – Л.Петражицкий, Г.Тард, З.Фрейд связывают появление государства с особым свойством человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, стремление подчиняться и подражать. Причины происхождения государства заключались в тех способностях, которые первобытный человек предписывал шаманам, колдунам. Их магическая сила, психическая энергия создавали условия для зависимости сознания членов общины от вышеназванной элиты общества. Именно из их власти возникает власть государственная. Вместе с тем существуют люди, которые не согласны с властью. Для удержания в узде подобных психических качеств и возникает государство. Государство по мнению представителей данной теории – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Однако роль психологических свойств личности не следует преувеличивать. В процессе становления государства Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, так как психика людей формируется под воздействием социально - э кономических, военно-политических и иных факторов.



2016-01-26 980 Обсуждений (0)
Закономерности возникновения и развития государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закономерности возникновения и развития государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (980)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)