Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории просх гос-ва: теологическая,марксистская,теория насилия



2016-01-26 609 Обсуждений (0)
Теории просх гос-ва: теологическая,марксистская,теория насилия 0.00 из 5.00 0 оценок




Марксистско-ленинские концепции происхождения государства Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально- экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно- исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путѐм пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определѐнное повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя. 6.1 Государство по Энгельсу Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов. Оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям; 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружѐнная силы. 6.2 Государство по Ленину В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И, наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы. Теологическая теория Теологическая довольно многоаспектная, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Древнегреческая концепция. Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы). Древнекитайская концепция. Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай, традиции(риту). Он же и поддерживает этот порядок. Древнекитайская концепция. Волей божественного неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын неба. По мнению представителей Теологической теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей, поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям. У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности. Достоинства данной теории - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности - препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. Недостатки - данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере. Теория насилия (возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) Виднейшие представители теории Насилия Людвиг Гумплович (9 марта 1838 — 19 августа 1909) — полский социолог, экономист и юрист еврейского происхождения. Профессор университета в Граце, представитель социального дарвинизма. Высказал оригинальные взгляды на основные вопросы государствоведения, которое в его учении сливается с социологией. Карл Каутский (16 октября 1854 — 17 октября 1938) — немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма, редактор четвѐртого тома «Капитала» К. Маркса. Один из лидеров и теоретиков герм. 2-го Интернационала. Евгений Дюринг (12 января 1833 — 21 сентября 1921) — немецкий философ, профессор механики, занимался вопросами политэкономии и права. Идеи Дюринга получили некоторое распространение в среде немецкой социал-демократии. Это побудило Фридриха Энгельса подвергнуть воззрения Дюринга критическому анализу, показавшему их эклектический характер и научную несостоятельность с точки зрения марксизма. Теория насилия. Основой происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство.сторонники теории насилия утверждали, что первобытные племена при встречах между собой воевали и победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство, использовали государственную власть для насилия над покоренными народами. Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы, навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое, даже расовое, происхождение. Например, К. Каутский, который также склонялся в объяснении происхождения государства к теории насилия, считал, что и первые классы, и государство образуются из племен при их столкновениях, при завоеваниях. Причем утверждалось, что, как правило, кочевники-скотоводы покоряют мирных оседлых земледельцев.«завоевательный» фактор в образовании государства отбрасывать не следует, помня, однако, и о том, что история дает множество примеров поглощения, растворения побежденным народом завоевателей, сохранение и усвоение завоевателями государственных форм побежденных народов. Словом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, только открывает отдельные его формы, главным образом вторичные (войны городов-государств между собой, формирование территориально более обширных государств, отдельные эпизоды в истории человечества, когда уже существующие государства подвергались нападению народов, не знавших еще государственной организации, и либо разрушались, либо использовались победителями (например, нападения германских племен на Рим). В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

11. сущность и содержание гос-ва

Сущность отражает явление гос-ности содержание полнее, богаче сущности. Два аспекта: 1 общефилософский - определенное явление, отличающееся от других качеств.м. б. отличия гос-ва как организации, например, от родового строя или от политической партии; 2. социальной сущности, доминирование той определенной социальной группы, чьи интересы выражает гос-во (например, интересы среднего класса вомногих современных демократических гос-вах). Типология различных гос-в по социальным признакам (например, феодальное, капиталистическое и т. д.). Подходы, анализ сущности гос-ва (анималистские), от лат. animal-животное) объяснение природы гос-ва путем сравнения с колониями пчел, муравьев и т. д., (органические теории) сравнение гос-ва с частями человеческого тела (голова - парламент, руки - исп-ная власть и т. д. В настоящее время пять подходов сущности государства: 1. теологический - рассматривает гос-тво как богоустановленное явление (сочинения исламских фундаменталистов); 2. арифметический (классический) подход, широко используется специалистамипо международного публичного права, государство — это совокупность трех элементов власти, территории и населения; 3. юридический понятие гос-ва, господствовавшего в юридической науке до 1 -ой мировой войны, анализ гос-ва как совокупность правонарушений, нормативного единства; 4. социологический, господ-ий. Ученые либерального направления (много течений) рассматривают гос-во как юр-кую персонификацию нации (нация- все население страны). В марксистско-ленинской теории гос-во рассматривается как классовый институт. Это орган диктатуры буржуазии или (после революции) пролетариата. Задача преобразование общества, после ликвидации эксплуататорских классов перерастает в общенародное гос-во, а затем постепенно отмирает. На смену приходит безгос-ное общественное коммунистическое самоуправление; 5. информационно-кибернетический - структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в «гос- ные рецепторы» (органы), после чего следует «вывод» (принятие решений), воспринимаемый населением по - разному, информация вновь поступает в рецепторы, цикл повторяется постоянно. Мусульманская теократическая концепция (принцип аш-шура: принятие решений правителем после совета с авторитетными людьми). Общие черты гос-ва как общественного явления. 1. Гос-во - это объединение людей, политическое сообщество, проистекающее из факта совместной жизни на общей территории (с гос-ным традициями), требует регулирования отношений людей и их группировок, имеющих различные интересы. Политический характер гос-ва обусловлен социальной асимметрией любого общества. 2. Гос-во- универсальная организация. Всякое сообщество предполагает какую-то организацию, но гос-во охватывает все население страны. Подчиняет своим админ-но-террит-ым делением Все лица, находящиеся на его территории (а граждане к за его пределами), подчинены власти гос-ва. 3. Государство - регулятивный политический институт, управляющий делами общества, удовлетворяет потребности общества, регулирует общественные (не всякие) отношения между людьми и их группировками, но оставляет необходимые пределы для саморегулирования общества. Регулируя отношения социальных слоев, гос-во выполняет роль арбитра, хотя этот арбитраж не является беспристрастным, а роль гос -ва не ограничивается только арбитражем. 4. Важнейший признак гос-ва, - гос-ная власть. Вследствие этого гос-во — единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия. 5. Гос-во обладает верховенством по отношению к другим институтам в обществе, ему принадлежит гос-ный суверенитет. Другие признаки: разделение населения по административно- территориальным единицам, налоги и сборы, существования права - особой системы юр-ких норм, обеспечиваемых государственным принуждением. Социальная сущность гос-ва – это зависит какому классу, социальному слою принадлежит экономическое господство, политическая и гос-ная власть в обществе страны. В странах Древнего мира власть принадлежала рабовладельцам, в условиях феодализма - феодалам (в свободных городах — мастерам цехов), в современном капиталистическом гос-ве рычаги полит -кой власти находятся в руках крупного капитала. Содержание гос-ва: В рамках единой сущности содержание может быть неодинаковым. Оно зависит от степени воздействия различных сил на гос-ную власть. Содержание гос-ва входит за пределы воздействия соц-но – эк-ких факторов. На него могут оказывать географич-ие факторы, природные условия, наличие прир-ых богатств (залежи нефти.). Гос-во – универсальная политическая орг-ция в обществе, обладающая особой публичной (гос-ной) властью и спец-ым аппаратом регулятивного воздействия на общество, выражаю щая интересы эк-ки доминирующего слоя, но выполняющая «общие дела» и осущ-щаясоц-но-полит-ий арбитраж в отечестве.

Госвл и ее приз-ки

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы). Государственная власть: -является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти); -является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами; -осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом); -обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства); -обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета - казны государства ); -распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты); -издает нормативно-правовые акты. Государственную власть и государство нельзя отождествлять, это не одно и то же ( в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»).Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом, а государство - способ (форма) организации общества. Государственная власть -это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства) : государственная власть (управленческая основа государства),государственный народ (социальная основа государства),государственная территория (материальная основа государства).Государство - это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.



2016-01-26 609 Обсуждений (0)
Теории просх гос-ва: теологическая,марксистская,теория насилия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории просх гос-ва: теологическая,марксистская,теория насилия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)