Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип разделения вл:понятие, виды



2016-01-26 488 Обсуждений (0)
Принцип разделения вл:понятие, виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Принцип разделения властей – это идея построения и осуществления единой гос-ной власти на основе четкого разграничения между ее различными «ветвями» – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одной ветви власти. Разграничение предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из 3 властей выполняет свойственные ей задачи и функции. С помощью разделения властей гос-во функционирует в правовом режиме. Сдержеки и противовесы форма реализации принципа разделения властей присущая правовому гос-ному устройству. Законодательная власть – представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям, уполномочивает представительные органы осуществлять гос-ную власть. Можно говорить о первичности этих органов в механизме гос-ной власти, их приоритете и верховенстве. Д. Локк, «зак-ная власть д. б. верховной, а все остальные власти проистекают из нее и подчинены ей». Верховенство не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико -юридические ограничения власти. Сущностные ограничения -вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой гос-ной власти. Политико-юридические ограничения - любой закон, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву (конституции), иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным. Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на препятствоватние возможным злоупотреблениям. Правовое гос-во невозможно без разделения властей, - способ его организации и функционирования гос-ва и законности, основа для эффективного разделения властей, результат, степени развитости права, Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов. Народ – единственный и первичный источник власти для гос-ва, суверенен и полновластен.передает часть власти гос-ным органам и должностным лицам – своим представителям на определенных условиях и на определенное время. Гос- во и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа. Законодательная власть – это делегированная коллегиальная власть. Д. Локк – в хорошо устроенных гос-вах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись обладают сами (совместно с другими) властью создавать законы. Функциеязак-ной власти финансовая, ежегодно утверждать гос-ный бюджет. Есть «распорядительные» функции, -формирование высших исп-ных и судебных органов. Контроль за работой правительства, иных должностных лиц исп-ной власти. В отличие от судебной, зак-ная вправе давать политическую оценку представителям исп-ной власти и привлекать к политической ответственно сти (импичмент). Зак-ная власть – это делегированная народом -своим представителям гос-ная власть, реализуемая коллегиально путем издания зак- ных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исп-ной власти, в финансовой сфере. Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым) парламентом (par lare – говорить) – высшим представительным органом гос-ва. Парламент включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Срок полномочий верхней более длителен, реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Руководство председателем единолично, представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные). Парламент обладает большими полномочиями в законотворчестве (издавает законы самостоятельно или совместно с главой гос-ва). Он вправе устанавливать налоги, принимать гос-ный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности (импичмент). Закрепляются стадии зак-ного процесса: -законодательная инициатива, - обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, - принятие и утверждение, - опубликование. Исполнительная власть - административная власть вторичный характер. Администрация всегда в подчинении. Задачи: исполнение поручений, направлены на исполнение закона Все действия и акты основываются на законе, не должны противоречить,. Признаки– 1. исп-ная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории гос-ва. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. 2. в отличие от зак -ной и судебной, опирается на людские, материальные, финансовые ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. Чиновники, армия, администрация, судья, вооруженные формированиям – армии, органам безопасности, милиции (полиции) -«силовой» характер исп-ной власти. Механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через разв итое законодательство – правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор). Исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь гос-ной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер, направленная на обеспечение исполнения законов и других актов зак-ной власти. Реализуется гос-вом через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть прерогатива одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. 1. Правительство группа ближайших советников главы гос-ва – президента, а полномочия производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Правительство призвано обеспечивать охрану существующег о публичного порядка, защиту внешних интересов гос-ва, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере гос-ного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится админ-ный аппарат. Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и админ-ные службы, находящиеся в их ведении. Они образуют коммунальную, иди муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета. Судебная власть. Органы, отправляющие правосудие, – третья ветвь гос-ной власти, особую роль и в механизме гос-ной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль арбитр в спорах о праве, отправляет правосудие. В этом гарантии независимости суда, прав и свобод граждан и гос-ности в целом. Реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, выступает арбитром в процессе зак -ва. Выступает в качестве сдержки и противовеса по отношению к двум другим ветвям власти. Преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни.

 

 

Типы гос-ва

Общим для большинства трактовок типа государства и, особенно в тех случаях, когда используется формационный критерий, является, во-первых, признание важности и необходимости определения типа государства. Во-вторых, признание того, что тип – это не какое-либо отдельно существующее государство и право, а это научная категория, некий собирательный образ реально существующих на данном историческом отрезке времени государств и правовых систем. В-третьих, эта категория создается не умозрительно, а складывается из совокупности наиболее важных, общих для всех этих государств признаков и черт. И, в-четвертых, в процессе определения типа государства за основу берутся не формально-юридические, а прежде всего сущностные и содержательные признаки и черты. Исходя из сказанного, исторический тип государства рассматривается как совокупность основных черт, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, выражающих их классовую сущность, содержание и их социально-классовое назначение. Согласно марксистской теории государства и права исторически первым типом государства были рабовладельческие государства, возникшие на развалинах общинно-родового строя. Рабовладельческое государство было орудием в руках рабовладельца, выполнявшим функции защиты собственности рабовладельца, захвата чужих земель и обращения населения завоеванных земель в рабство. Рабовладельческое право, в свою очередь, выражало волю рабовладельца, оно по преимуществу было недостаточно развитым и весьма жестоким по отношению к правонарушителям. Феодальное государство пришло на смену рабовладельческому. У отдельных народов этот тип государства сменил публичную власть общинно-родового строя. Феодальное государство как публичная власть феодалов выступало мощным средством защиты сословных привилегий феодалов, их права собственности на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение большей части произведенных ими материальных благ. Феодальное государство также вело постоянные войны с целью захвата чужих территорий либо обороны своих земель. Феодальное право закрепляло и проводило в жизнь волю феодалов, освещало их сословные привилегии, власть над крепостными крестьянами. Первоначально оно было недостаточно развито и на всем протяжении своей истории закрепляло жестокие, изуверские меры наказания преступников и иных правонарушителей. Буржуазное государство. В ходе буржуазных революций XVI–XIX вв. феодальный тип государства и права заменяется буржуазным, основанным на капиталистической части собственности на средства производства и формальном равноправии всех граждан. Буржуазное государство, особенно на начальных стадиях своего существования, достойно продолжило такие функции феодального государства, как захват чужих территорий, защита частной собственности. В то же время данный тип государства существенным образом ограничил власть монарха, образовав республиканскую форму правления. В большинстве буржуазных государств полицейский режим был заменен на демократический, значительно расширивший политические права трудящихся, их возможность участвовать в формировании органов государства. Буржуазное право закрепляет выгодные буржуазии порядки в той мере, в какой это позволяла классовая борьба рабочих за свои права. В современных условиях буржуазное государство предоставляет максимум прав и свобод трудящимся. Социалистическое государство. В начале XX века рабочий класс России образовал свое пролетарское государство, которое впоследствии переросло в социалистическое. Во второй половине XX века в Европе и Азии возникают государства, основанные на социалистическом способе производства и политической власти трудящихся. К концу XX в. система социалистических стран понесла существенные потери. Все европейские социалистические государства, в том числе и Россия, отказались от социалистического пути, решив вновь попытаться обрести счастье и благополучие своих граждан в сфере капиталистического способа производства. Социалистический тип государства и права сохраняется в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе. Понятие типа государства, как и процесс типологии государств, не остаются неизменными. Вместе с конкретными, реально существующими государствами, на основе которых (а точнее, на основе их общих, наиболее существенных черт) они создаются, тип государства так же, как и процесс его типологии, постоянно развивается и совершенствуется. Оперируя понятием типа государства, мы исходим из того, что это не окончательно сформировавшаяся своего рода «классическая», а некая рабочая, постоянно изменяющаяся и развивающаяся категория. Переходное государство. Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго[1]. Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому, Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая нова данных государств. Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, «перешагнув» традиционные этапы общественного развития. Впоследствии был обоснован тезис о государстве социалистической ориентации как переходном к социалистическому типу. В научной литературе утверждалось, что государства социалистической ориентации функцио- нируют на основе переходной многоукладной экономики, в которой сочетаются черты прошлого и будущего. По своей классовой сущности они представляют собой революционно- демократическую диктатуру народа. Главной задачей государства социалистической ориентации являлось создание предпосылок перехода к социализму[2]. Восточное государство. До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований. Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства (азиатский способ производства) требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а, во- вторых, наличия сильной публичной власти. Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства. Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды – монарх (царь, фараон и т. п.), ниже – его приближенные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды – общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства. В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества. В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось. Восточные государства выполняли несколько функций: 1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений); 2) финансовую – взимание податей; 3) военную – оборона своей территории или захват чужих территорий; 4) подавления сопротивления общинников и рабов. Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками. Организация государственной власти в странах Древнего Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю — наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата[3]. Государство – это организация власти, поэтому анализируя особенности различных государств, внимание следует обращать прежде всего на аспекты формирования, принадлежности, осуществления государственной власти. С таких позиций при цивилизационном подходе к типологии государств за основу классификации берется соотношение государства и личности. В соответствии с этим подходом различают государства традиционные и современные (или конституционные)[4]. Традиционные государства. Под ними подразумеваются прежде всего рабовладельческие и феодальные монархии. Здесь народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав. Современные (конституционные) государства, под которыми понимаются в основном буржуазные республики и конституционные монархии. Народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена (прежде всего конституцией, поэтому современные государства называют и конституционными), признаны и гарантированы права человека. Кроме того, следует иметь в виду и то, что множество государств находится на разных стадиях перехода от традиционных к конституционным государствам. Традиционные и современные (конституционные) государства разительно отличаются друг от друга по всем параметрам. У них различные способы возникновения, сущность, функции, политический режим, государственный аппарат и принципы его организации и деятельности, форма правления, форма государственного устройства; наконец, иная и вся политическая система соответствующих обществ. На эти отличительные черты будет обращаться внимание по ходу изучения теории государства. Можно остановиться на различиях в способах возникновения и в сущности традиционных и современных (конституционных) государств. Традиционные государства возникли стихийно в глубокой древности, в процессе разложения первобытнообщинного строя и преобразования институтов общественной власти под влиянием ряда факторов, основным из которых был переход от присваивающей к производящей экономике, так называемая неолитическая революция. Зачатки современной (конституционной) государственности возникают в Новое время в период буржуазных революций, путем революционных или эволюционных изменений различных государств. Этот процесс продолжается и в настоящее время. В сущности традиционных государств если и не преобладала, то играла значительную роль одна сторона: государство выступало в качестве орудия для подавления эксплуататорских классов, в качестве средства принуждения. Что касается современных (конституционных) государств, то в них значение государства как средства принуждения ограничено в основном сферой отклоняющегося поведения отдельных лиц, государство выступает прежде всего в качестве инструмента организации общественной жизни. В рамках цивилизационного подхода Еллинек подразделял все государства на два типа: идеальныйи эмпирический.Идеальный это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом. В пределах эмпирического типа Еллинек выделил древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное государства. Современное государство, по мнению Еллинека, отличается от средневекового отнюдь не как буржуазное от феодального. К современному государству он отнес не только буржуазное, но и некоторые республиканские образования XVII и XVIII вв., т. е. по своей классовой сущности – феодальные государства. Критериями типологии являлись характер государственного союза и положение индивида в этом союзе. В противовес марксистской теории была выдвинута доктрина «государства всеобщего благоденствия» (теория стадий экономического роста) У. Ростоу. В ней выделяется пять стадий: 1) традиционное общество; 2) переходное общество; 3) общество, переживающее процесс сдвига; 4) созревающее общество; 5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления. Перенимая и развивая ряд положений «теории занятости» Кейнса, создатели концепции «государства всеобщего благоденствия» утверждают, что такое государство является надклассовым и символизирует собой некий «средний» (третий) путь общественного развития, в равной мере отличающийся как от капитализма, так и от коммунизма. К данной доктрине примыкают теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального общества», «конвергенции» (сближения капиталистической и социалистической систем) и др. Таким образом, изучая типы государственно-правовых систем следует учитывать многообразие подходов к типологии, имеющее право на жизнь в условиях многообразия и разнообразия государств, народов и цивилизаций.



2016-01-26 488 Обсуждений (0)
Принцип разделения вл:понятие, виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип разделения вл:понятие, виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)