Понятие социального пространства. Группа (коллектив) в социальном пространстве воспитательного процесса
Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего. Для каждого человека социальная ситуация разворачивается как микросреда и содержит в сочетании общечеловеческий, культурологический, национальный, семейный, групповой элементы. Социум оказывает формирующее и развивающее влияние на человека через слагаемые социального пространства. Основной перечень слагаемых социального пространства – семья, детский сад, двор, школа, спортивная секция, клуб, студия, студенческая, производственная группа и пр. Очередность и сила их влияния на развитие личности индивидуальны. Огромное значение в воспитательном процессе имеет взаимовлияние, которое формируется в рамках отношений личности и коллектива. Коллектив – это группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Характерными признаками коллектива являются: -наличие общественно и личностно значимых целей; -их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; -систематическое включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность; -соответствующая организация совместной деятельности; -систематическая практическая связь коллектива с обществом; -наличие общего выборного органа в рамках коллектива. -наличие перспективных линий; -атмосфера доверия и взаимопомощи; -развитые критика и самокритика, требовательность, сознательная дисциплина. Выделяют 3 функции коллектива: 1) организационная (коллектив – субъект управления деятельностью); 2) воспитательная (коллектив – носитель и пропагандист определенных убеждений); 3) стимулирования (коллектив формирует нравственные стимулы полезных дел, регулирует поведение и взаимоотношения своих членов)ю. Уровни развития коллектива: -группа-конгломерат – группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся на одном пространстве в одно время (отношения поверхностны, ситуативны). Номинальные (приписанные) цели. -группа-ассоциация – произошло начальное объединение, цели каждой личности в группе проектируются заданием. Налаживается единая жизнь группы, закладывается структурная организация коллектива. -группа-кооперация – характеризуется организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества, деловым характером отношений, заинтересованностью в получении высоких результатов. -группа-автономия – характеризуется высоким внутренним единством, идентификацией в качестве членов группы. -группа-коллектив – характеризуется межгрупповым взаимодействием и взаимообщением, коллективистской направленностью. Педагогическая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в котором все мы хотим жить, и поведения его членов как граждан такого общества. Сплочение коллектива осуществляется на основе понимания всеми единой коллективной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с интересами и потребностями каждого, признания необходимости действовать сообща, уяснения ответственной зависимости друг от друга и коллектива. Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряется созданием актива – первоначальной опоры руководителя в коллективе. Руководитель усиливает индивидуальную работу с активом, советуется с ним, дает поручения оказывать помощь товарищам, поручает им отдельные направления работы в коллективе. Таким образом, создается система самоуправления коллективом. Принимаются педагогические меры по учету и совершенствованию всех факторов, влияющих на психологию коллектива. Особенно велики возможности педагогики в организации и методике работы с коллективом. При этом важно соблюдение следующих условий: -знание руководителем педагогических возможностей той или иной формы работы с коллективом, ее пределов, опыта использования; -осознание руководителем результата-цели, достижению которого должны быть подчинены подготовка и проведение намеченного мероприятия; -определение всех организационных и методических деталей подготовки и проведения, которые обеспечили бы положительное отношение членов коллектива к проводимому мероприятию; -включение в подготовку мероприятия отдельных членов коллектива, которые могли бы оказать помощь советами и делом, привлечь других, обеспечить рекламу, повысить интерес в коллективе к предстоящему мероприятию; -подбор и тщательная подготовка ответственных исполнителей; -обоснованный выбор времени и места проведения. Необходимо создавать атмосферу движения коллектива к цели. Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности. Необходимо применять меры по воспитанию и обучению членов коллектива организационно-управленческим навыкам.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |