Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура правосознания



2016-01-26 865 Обсуждений (0)
Структура правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ содержания правосознания позволяет выделить в нём т\ структурных элемента: информационный, оценочный и волевой.

Информационный элемент - это знания людей о праве, системе юрисдикционных органов, правовой практике.

Оценочный элемент. На основе знаний в правосознании человек формируются оценки относительно различных явлений правовой система

Волевой элемент. Кроме знаний и оценок правосознание включает волевой момент, обычно называемый правовой установкой. Это предрасположенность, готовность субъекта общественной жизни определённым образом воспринимать и оценивать правовую информацию и действовать

в соответствии с этим.

Говоря о структуре правосознания, большинство учёных, в первую очередь, выделяют два элемента - правовую идеологию и правовую пси­хологию.

Правовая психология - это совокупность оценок, эмоций, чувств, волевых переживаний индивида, социальных групп, общества в целом относительно правовой действительности.

Это непосредственное отражение в сознании человека окружающих его правовых явлений. Она представляет собой реакцию людей, как пра­вило, в юридически значимой ситуации. Это первичный, эмпирический элемент правосознания. Здесь отражение права представляет собой по­верхностное усвоение правовой действительности, выраженное в разного рода правовых оценках, эмоциях, чувствах, волевых актах. Правовые оценки - это сформированное человеком на основе правовых знаний мнение о различных элементах правовой действительности. Оценки мо­гут быть положительными и отрицательными. Знания и оценки вызывают у людей эмоции и чувства относительно правовых явлений. Эмоции - это переживания человека на как реакция на различные раздражители. Они могут быть положительными (радость, восторг) и отрицательными (грусть, досада, ужас, страх). Чувства - это связанные с каким-либо объ­ектом устойчивые переживания эмоции (например, любовь к человеку). Под влиянием знаний, оценок, различных эмоциональных переживаний у человека формируется воля. Воля - осознанное стремление человека к достижению определённых его потребностями целей.

Правовая идеология - это научные теории, идеи, понятия, пред­ставления о праве и правовых явлениях всего общества, его социаль­ных групп.

Это научное, то есть систематизированное и теоретическое знание о правовой действительности. Для его формирование необходимо наличие не только государственно-правовых явлений, но и соответствующих об­щественному развитию научно-познавательных возможностей общества.

Нетрудно заметить, что второй подход слабо подходит к определе­нию структуры индивидуального правосознания, особенно, если человек обладает примитивными знаниями о праве. В такой ситуации говорить о правовой идеологии терминологически и содержательно неверно.

Виды правосознания. В зависимости от критерия правосознание можно делить на разные классификационные группы. По глубине проникновения в правовую ма­терию правосознание делят на три уровня: обыденное, профессиональное и научное.

Обыденным правосознанием обладают люди, не имеющие специ­альных юридических знаний, то есть подавляющее большинство. Оно формируется под влияние конкретных жизненных условий, юридически значимых обстоятельств жизни, доступных всем источников правовых знаний. Для него свойственны самые элементарные представления, зна­ния о праве и практике его реализации. Этот уровень правосознания от­личается тесным переплетением правовых знаний и моральных убежде­ний.

Профессиональным правосознанием обладают юристы-практики. Оно складывается в процессе' получения специального юридического об­разования и дальнейшей практической юридической деятельности. Соот­ветственно, для него характерно наличие специальных правовых знаний, комплексное восприятие права, его реализации как безусловной ценности общественной жизни.

Научным правосознанием обладают учёные юристы. Оно форми­руется в результате научного изучения правовой действительности. Получаемое при этом знания отличаются теоретическим характером, становят­ся результатом тщательного изучения эмпирических фактов, широкого их обобщения, установления существующих закономерностей.

По субъектам правосознание можно делить на индивидуальное и коллективное.

Индивидуальное правосознание - это правосознание отдельного индивида. В силу того, что нет двух одинаковых людей, нет двух одина­ковых правосознании. Эта уникальность обеспечивается психическими особенностями каждого человека и особенностями его условий жизни.

Коллективное правосознание это система правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств, присущих определённому кол­лективу.

По степени общности его можно разделить на групповое и общест­венное. Групповое правосознание характерно для определённой социаль­ной группы - класса, сословия, нации, профессиональной страты и т.п. Оно складывается под влиянием общих для всех членов группы экономи­ческих, культурных, правовых, этнических, возрастных и других условий жизни. Даже в условиях одного общества у различных групп может суще­ственно различаться правосознание в силу различий их потребностей, ин­тересов, места в социальной структуре, доступа к государственной власти, собственности и т.п.

Общественное правосознание — это система правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств, присущих всему обществу.

Кроме условий, обуславливающих своеобразие индивидуального, группового правосознания, в обществе имеют место материальные, куль­турные, географические и др. факторы, воздействующие на всех его чле­нов и формирующие у них общие правовые идеи, представления, отноше­ние к праву. Как правило, общественное правосознание отражается в раз­личных научных концепциях, теориях. В этом случае,- его не следует пу­тать с официальными теориями, часто выражающими взгляды политиче­ской элиты, а не всего общества.

№ 79 Правовые воспитание: цели, содержание и формы.

Правовое воспитание это процесс систематического и целе­направленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, ценностей, потребно­стей, установок.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением и обра­зованием. Разница в том, что правовое обучение состоит, прежде всего, в передаче знаний, а правовое воспитания процесс более глубокий, направ­ленный не только и не столько на передачу знаний, сколько формирова­ние у человека соответствующих правовых ценностей, убеждений, миро­воззрения. Таким образом, правовое обучение - это одна из форм право­вого воспитания.

Правовое воспитание - это сложный процесс, содержание которого выступает систематическое и целенаправленное воздействие на людей с помощью правовых, идеологических, специально-воспитательных средств. Субъектом воспитания чаще всего выступают государственные органы, образовательные учреждения, общественные организации. Объ­ектами воспитание выступают всё общества, группы населения (школь­ники, студенты, правонарушители, преступники и т.д.), отдельные инди­виды.

К формам правового воспитания относятся: правовое обучение (см. выше), правовая пропаганда, правовая практика и др.

Правовое обучение осуществляется в школе, в средних и высших учебных заведениях. Особую роль играют специальные юридические учебные заведения, задачей которых является подготовка юристов-профессионалов.

Правовая пропаганда состоит в распространении наиболее общест­венно значимых правовых знаний, идей, убеждений с помощью возмож­ностей, СМИ, кино, специальных государственных и общественных структур (наподобие бывшего всесоюзного общества «Знание»).

Непосредственное участие граждан в правовой практике способст­вует усвоению ими соответствующих знаний и убеждений законопослуш­ного гражданина. Здесь речь идёт, прежде всего, об участии граждан в специальной, в том числе правоприменительной деятельности в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, дружинников и т.п.

 

В качестве наиболее важной общей цели правового воспитания сле­дует назвать повышение уровня правосознания и правовой культуры об­щества, его социальных групп, отдельных граждан. Достижение данной цели предполагает решение множества конкретных задач: передача соот­ветствующих правовых знаний; формирование положительного отноше­ния к праву; привитие желания и умения использовать правовые знания на практике.

 

№ 80 Правовые культура общества.

Правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в уровне правосознания, совершенстве правовых актов и юридической практики и в иных правовых ценно­стях.

Правовая культура - это разновидность, одна из форм обществен­ной культуры. Правовая культура не является совокупностью всех право­вых явлений, это не просто их анализ, а система всех правовых ценностей, созданных людьми, то есть совокупность всех положительных явлений правовой жизни.

Структура правовой культуры общества включает следующие ос­новные элементы:

1) уровень правосознания;

2) качественное состояние правовых норм и системы их источни­ков;

3) уровень совершенства правотворческой деятельности и юриди­ческой практики в целом;

4) уровень законности и правопорядка;

5) компетентность, эффективность, общественный статус государ­ственно-правовых учреждений;

6) качество и распространённость юридического образования и развитость юридической науки.

Всё вышесказанное можно отнести к правовой культуре всего об­щества, от которой следует отличать правовую культуру индивида.

Индивидуальная правовая культура это уровень правовых зна­ний, отношения права как ценности и активность правомерной дея­тельности личности.

Правовая культура личность включает совокупность его знаний о правовой действительности, восприятие права как общественной ценно­сти, степень готовности действовать в соответствии с требованиями пра­вовых норм и характер (степень сознательности, объём и пр.) его право­мерной деятельности.

К функциям правовой культуры обычно относят: познавательно-преобразовательную, право регулятивную, ценностно-нормативную, право социалистическую, коммуникативную прогностическую.

 

№ 81 Правовые государство: становление идеи, основные признаки и условия формирования в России.

 

Правовое государство одна из качественных характеристик современного цивилизованного государства, деятельность которого основана на признании права как определяющей социальной ценно­сти и приоритете права над политикой.

Формирование правового государства — результат достаточно дли­тельного развития государственно-правовой системы, предпосылкой которого является достижение такого уровня правовой культуры обще­ства, на котором право признается всеми его субъектами как основа и цель социального прогресса. В правовом государстве:

высшим источником власти может быть только демократически выраженная воля народа;

аппарат, все органы и должностные лица связаны правом и действуют только в его рамках;

утверждается верховенство Конституции и законов над всеми иными нормативными актами;

поддерживается незыблемость основ конституционного строя;

гарантируются права и свободы человека и гражданина в соот­ветствии с общепризнанными цивилизацией нормами;

взаимодействие органов государственного аппарата основыва­ется на безусловном соблюдении принципа разделения властей, само­стоятельности органов местного самоуправления.

Существенным признаком правового государства является также на­личие независимой от административного аппарата и справедливой системы правосудия.

 



2016-01-26 865 Обсуждений (0)
Структура правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура правосознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)