Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативный договор — соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности, имеющие нормативный характер



2016-01-26 1319 Обсуждений (0)
Нормативный договор — соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности, имеющие нормативный характер 0.00 из 5.00 0 оценок




Нормативный договор отличается от других источников права тем, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением относительно самостоятельных правотворческих субъектов.

По критерию действия в пространстве нормативные договоры подразделяются на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации.

Нормативные договоры также широко используются, например, в трудовом праве. Наиболее распространенным его видом являются коллективные договоры, регулирующие трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в организации, между работодателем и профсоюзами.

Религиозные тексты — система правил поведения, регулирующих отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Религиозные нормы — правила поведения, которые регулируют отношения между людьми, возникающие на основе их религиозных представлений. Они представляют собой своды правил, обычаев, направляющих человека к формированию «правильного», проповедуемого конкретной религией образа жизни — соблюдению религиозных ритуалов и обрядов (например, поста, молитвенного распорядка дня и т.д.).

Коран — главная священная книга мусульман. Он представляет собой фундаментальный богословский труд, выступающий моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, отправным пунктом их возникновения и развития.

Правовая доктрина — совокупность теорий, концепций, взглядов ученых-правоведов о государстве и праве.

Правовая доктрина — учение, научная или философская теория, система идей и взглядов по вопросам государства и права.Доктрина играет роль ведущего источника права в мусульманском праве (фикх), а основой выступает шариат.

Нормативно – правовой акт.

Нормативный правовой акт — письменный документ, принятый компетентным правотворческим органом (органом государственной власти, местного самоуправления) или в результате прямого народного волеизъявления (референдума), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властное волеизъявление и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки Нормативно-правого акта:

• Нормативный правовой акт имеет волевое содержание, т.е. выражает волю органов государственной власти, иных уполномоченных органов, определенных социальных групп.

В соответствии с Конституцией РФ и другими законами правом издания нормативных правовых актов обладают органы законодательной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации, Президент РФ, органы местного самоуправления.

• Нормативный правовой акт имеет официальный характер. Правотворческая деятельность состоит в особом порядке подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Такой порядок содержится в Конституции РФ, федеральных законах или иных нормативных правовых актах. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры является обязательным условием законности нормативных правовых актов.

• В нормативных правовых актах содержатся общие предписания — нормы права, адресованные всем субъектам права. Они распространяют свое действие на неперсонифицированный круг субъектов, действуют постоянно и непрерывно, рассчитаны на многократное применение.

Существуют разные основания классификации нормативных правовых актов в Российской Федерации. Одним из наиболее распространенных оснований является юридическая сила нормативного правового акта. В соответствии с ней их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты также можно классифицировать по уровням их принятия. В этом случае выделяются нормативные правовые акты федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также принятые в результате прямого народного волеизъявления — на референдуме или на собраниях, сходах граждан.

По степени обобщенности нормативного материала различаются кодифицированные акты (кодексы, уставы, положения, основы законодательства и др.) и акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы и т.д.).

Существует классификация нормативных правовых актов в зависимости от их действия во времени:

• Постоянные, т.е. действующие без ограничения срока. Таковыми является большинство нормативных правовых актов;

• Временные (например, вводящие чрезвычайное положение на определенной территории).

По действию в пространстве нормативные правовые акты делятся на применяемые:

• На всей территории России (например, Конституция);

• На территории субъекта федерации (например, Конституция (устав) субъекта федерации);

• Муниципального образования (например, устав муниципального образования);

• В пределах организации (например, устав (положение) юридического лица).

По кругу субъектов выделяются:

• Общие, т.е. распространяющиеся на всех субъектов права;

• Специальные, действующие в отношении ограниченного круга субъектов (например, распространяющиеся на жителей коренных малочисленных народов Крайнего Севера, военнослужащих и т.д.).

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации позволяет выстроить следующую систему нормативных правовых актов в Российской Федерации

Нарушение правотворческим органом установленной иерархии источников права по отношению к Конституции, закону влечет за собой признание нормативного правового акта неконституционным, незаконным, недействующим и не подлежащим применению.

Понятие закона.

Виды законов Закон как вид нормативного правового акта обладает следующими признаками:

• Принимается высшим представительным (законодательным) органом — парламентом или непосредственно народом путем референдума (всенародного голосования);

• Принимается, изменяется и дополняется путем особой законодательной процедуры;

• Обладает высшей юридической силой, верховенством по отношению к иным внутригосударственным нормативным правовым актам. Конституция России в ч. 2 ст. 4 закрепляет правило: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»;

• Предусмотренные законом нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, представляющие значительный общественный интерес, ценность и важность для государства и общества. Закон должен быть устойчив, стабилен и относительно неизменен;

• Содержит нормы, обладающие большей степенью обобщенности и абстрактности, чем нормы подзаконных нормативных правовых актов.

Закон — это вид нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особой процедуре либо путем прямого народного волеизъявления на референдуме, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Среди законов федерального уровня главное место занимает Конституция РФ.

Наиболее многочисленной является группа федеральных законов. Они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) и федеральным конституционным законам (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). В связи с возросшим темпом и объемом законодательной деятельности они регламентируют основные вопросы жизнедеятельности общества и государства и становятся ведущим источником права в России. Федеральные законы бывают кодифицированными и некодифицированными (текущими).

Кодифицированные законы — это нормативные правовые акты базового характера, служащие юридической основой правотворческой деятельности российского парламента, главы государства, правительства, федеральных министерств, а также органов государственной власти субъектов федерации. Они содержат юридические предписания, играющие роль исходных положений для всей отрасли законодательства, развивают, изменяют, дополняют ее основы, обеспечивая ее сущность.

Законы субъектов РФмогут приниматься по вопросам совместного ведения и исключительного ведения субъектов РФ. Они не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Федерации, изданным в сфере исключительного ведения субъектов РФ, действует закон субъекта РФ.

Подзаконный нормативный правовой акт — это разновидность нормативного правового акта, издаваемого компетентным органом на основе и во исполнение закона, для конкретизации и развития его положений.

Основные признаки подзаконных нормативных правовых актов:

• Закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе;

• Использование таких юридических оборотов, как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др.;

• Осуществление конкретизации, детализации положений законов;

• Принимаются в более простом порядке по сравнению с законом, что позволяет быстрее и оперативнее реагировать на изменение общественных отношений.

 

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Нормативные правовые акты являются результатом постоянной, целенаправленной деятельности государства — правотворчества. Правотворческая деятельность — это первая стадия правового регулирования. Она представляет собой сложный и подчиненный определенным процедурным правилам процесс, в котором участвуют субъекты, наделенные для этого специальными полномочиями.

Правотворчество — это особый вид деятельности государственных и иных органов, а также непосредственно граждан (в случае проведения референдума) по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество имеет следующие признаки:

• Является особым видом деятельности государственных и иных органов, наделенных правотворческими полномочиями, а также в установленных законом случаях деятельностью граждан государства (прямое правотворчество);

• Заключается в принятии, изменении или отмене нормативных правовых актов;

• Регулируется действующим законодательством (конституцией и иными нормативными правовыми актами) и осуществляется по строго установленной процедуре.

В зависимости от субъектного состава участников правотворческой деятельности можно выделить следующие виды правотворчества

Референдум— всенародное голосование граждан, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и может быть отменено или изменено только путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок его отмены или изменения.

Законотворчество — деятельность компетентных государственных органов, состоящая в принятии, изменении или отмене закона. В Российской Федерации существует федеральное законотворчество и законотворчество субъектов РФ.

Подзаконное правотворчество — деятельность исполнительных органов государственной власти и должностных лиц по принятию, изменению и отмене подзаконных нормативных правовых актов.

Муниципальное правотворчество, которое реализуется в форме непосредственного правотворчества населения муниципального образования (местный референдум или сход), а также в форме правотворчества муниципальных органов власти.

Договорное правотворчество, состоящее в заключении нормативных договоров (например, между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, или между субъектами Федерации).

Локальное правотворчество, т.е. правотворчество организаций, учреждений, предприятий, например, принятие уставов, правил внутреннего трудового распорядка и т.п. Акты, являющиеся результатом данного вида правотворчества, действуют только в рамках конкретного предприятия, учреждения, организации.



2016-01-26 1319 Обсуждений (0)
Нормативный договор — соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности, имеющие нормативный характер 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативный договор — соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности, имеющие нормативный характер

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)