Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системный подход в социальной работе



2016-01-26 1852 Обсуждений (0)
Системный подход в социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок




Системно-структурный подход к СР заключается в том, что теория СР как прикладная наука изучает систему СР и социального обслуживания населения, их возникновение, становление, функционирование и развитие.

Системно-структурный анализ процессов СР, этой специфической разновидности социальной деятельности в сфере социального обслуживания населения, выходящий непосредственно на позиции научного рассмотрения объектов и субъектов СР является основой для становления и развития теории и практики социальной работы, и ее относительная самостоятельность определяется ее особыми функциями в деятельности людей.

Применение системного подхода в СР включает 4 этапа. На 1 этапе определяется сфера системного подхода. На 2 проводятся необходимые исследования (системно-структурный анализ). На 3 этапе разрабатываются многоварнантные решения определенных социальных проблем, тип социальных отношений и социальных рисков, характер социальных девиаций, определяется оптимальный вариант решения каждой задачи в области социальной работы. На 4 этапе осуществляется конкретное решение комплекса задач в сфере социальной работы при помощи современных технологий и частных методик.

Системный подход предполагает применение системного метода, т.е. набора правил, принципов, процедур, стандартов, приемов и инструкций, технологий и методик подготовки и принятия программ действий с учетом специфики объектов и субъектов социальной работы. Он предполагает высший профессионализм специалистов по СР.

Применение системного подхода в работах зарубежных авторов выражается в использовании как общих понятий, определяющих базисные характеристики объектов и субъектов системы социальной работы, так и понятий, с помощью которых описывается внутреннее строение подсистем и элементов систем социальной работы, а также понятий для описания процесса функционирования и развития подсистем социальной работы. Обычно выделяются такие подсистемы социальной работы, как «социальная работа по месту жительства», «социальная работа в армии», «социальная работа в полиции», «социальная работа в промышленности», «социальная работа в сельской местности», «социальная работа в школе», «социальная работа в медицинских учреждениях, в психиатрии».

Системный подход позволяет рассматривать СР, состоящую из таких подсистем, как прикладная наука, профессиональная и волонтерская деятельность, в тесной взаимосвязи с полученными знаниями о развитии людей, их поведении, социальных, экономических и социокультурных институтах, о взаимодействии всех этих факторов и обстоятельств в процессе осуществления социальной работы.

В работах российских исследователей отмечается системный характер в целом СР, так и отдельных видов, форм и методов социального обслуживания. Социальная работа, по их мнению, представляет собой целостную систему. Структура системы СР состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их в единое целое средств, функций и целей. Центральным компонентом системы является объект СР — люди, нуждающиеся в социальной помощи и социальном обслуживании. Некоторые авторы видят взаимосвязь СР с другими социальными системами, что свидетельствует об открытости, прозрачности системы социальной работы. Эта связь просматривается на уровне социально-экономических, гуманитарных дисциплин, политики, экономики, права, экологии, здравоохранения, образования, этики и др.

 

Социальная работа (как и всякая другая деятельность) представляет собой целостную систему и с точки зрения ее содержания, и с точки зрения организации и управления. Все ее компоненты функционируют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивая реализацию жизненно важных потребностей личности и групп населения, нуждающихся в том или другом виде социальной защиты.

Наметившаяся в последнее время в теории и практике социальной защиты тенденция рассмотрения ее с точки зрения системного подхода, признания социальной защиты и социальной работы как систем, которым присущи все основные системные признаки, обнаруживает положительные результаты. Исследование процессов совершенствования практики социальной работы показывает, что она разворачивается с учетом ряда особенностей, отражающих ее системный характер:

  • Во‑первых, утверждается понимание того, что в современных условиях существенно расширилось пространство социальной работы, ее объемы.
  • Во‑вторых, сложность и разноплановость человеческих проблем обусловливает необходимость участия в их решении специалистов разных профилей, интеграции и координации усилий различных служб, совершенствования организационно‑управленческой деятельности в системе социальной защиты населения.
  • В‑третьих, недостаток средств в системе государственных учреждений, вынуждает прибегать к помощи общественных и частных организаций, различных центров и служб, благотворительных организаций и т.д.
  • В‑четвертых, у нас, как и в других странах, получает развитие, т.н. «самопомощь», когда сами нуждающиеся ищут посильные для них пути решения своих проблем.
  • В‑пятых, реализация принципа справедливости обусловливает необходимость дифференциации, оказания адресной и заслуженной помощи нуждающимся, отказ от всеобщего уравнительного облагодетельствования.
  • В‑шестых, все большее признание в системе социальной защиты получает профилактическая работа, препятствующая увеличению числа нуждающихся в социальной помощи.
  • В‑седьмых, в отечественной системе социальной защиты активизируется деятельность социальных служб и работников по адаптации лучшего зарубежного опыта в этой области, использования нетрадиционных для нас форм социальной работы.

Социальная работа предстает перед нами как целостная система и с точки зрения ее содержания, обеспечения результативности новых форм и методов решения трудных жизненных задач клиентов, реализации их жизненно важных потребностей. Она включает в себя разнообразные рычаги влияния на многие проблемы человека на протяжении разных этапов его социализации, в том числе и различные виды социальной помощи – материальную, психологическую, педагогическую, юридическую, культурно‑нравственную, духовную и т.д. Содержание социальной работы образует объемный комплекс содержательных направлений и имеет ряд содержательных срезов: педагогический, медико–психологический, культурологический, правовой и т.д

С методической точки зрения в системе социальной защиты можно выделить технологии работы с различными категориями населения с учетом их пространственного расположения: город, село, предприятие, жилой район и т.д. Социальную работу можно рассматривать и под таким углом зрения, как социальная индивидуальная работа или работа со случаем (case work), социальная групповая работа, социальная общинная (коммунальная) работа.

Оргснизационно‑управленческая структура выступает неотъемлемым компонентом всей системы социальной защиты и представляет собой целостный комплекс субъектов, обеспечивающих достижение конечных и промежуточных целей социального обслуживания различных категорий населения.

Чрезвычайно важной составляющей в системном подходе к социальной работе является кадровая компонента. От ее качественных характеристик зависит реальная реализация комплексных программ, охватывающих различные сферы жизнедеятельности людей, обеспечение органической взаимосвязи всех уровней и профилей социальных работников, интеграции усилий различных служб, включение в социальную деятельность работников многих министерств и ведомств, специалистов различных направлений, а также людей, которые занимаются социальной деятельностью на общественных началах. Стержень этой проблемы заключается в том, чтобы социальная служба выступала центром создания единых планов, единых программ оздоровления населения данного региона, предполагающих участие в их реализации всех других служб социальной сферы общества.

 

17. Специфика методов социальной работы как области научного познания.



2016-01-26 1852 Обсуждений (0)
Системный подход в социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системный подход в социальной работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1852)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)