Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, структура, функции рынка. Рыночный механизм



2016-01-26 690 Обсуждений (0)
Сущность, структура, функции рынка. Рыночный механизм 0.00 из 5.00 0 оценок




Любое коммерческое производственное предприятие производит свою продукцию для реализации на рынке.

В общем экономичеcком смысле рынок - это механизм обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей, "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок".

Основными участниками рынка являются:

- покупатели (потребители). Покупатели формируют спрос.

Спрос – это потребности людей, которые они хотят удовлетворить за счет покупки и потребления товаров и имеют необходимые средства на покупку этих товаров.

Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить.

- продавцы (производители). Продавцы формируют предложение

Предложение (в экономике) — понятие, отражающее готовность и наличие возможностей произвести и продать какое-либо количество товара за определённый период времени при определенных условиях.

Объем предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести.

Цена - денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара зависит от стоимости самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. В основу цены заложена стоимость использованных в процессе производства сырья и материалов, и затраты общественного труда. На величину цены влияет закон спроса и закон предложения. В результате их влияния формируются равновесные цены.

Конкуренция – соперничество, борьба между производителями, поставщиками товаров и за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, другими словами субъектов рыночных отношений:

- государство;

- предприятия и организации;

- домашние хозяйства

Государство — представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения административного контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов и над рынком для достижения общественных целей. Государство отстаивает общественную полезность и справедливость на рынке, регулирует его.

Предприятия

Домашнее хозяйство - это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения.

Объектом рынка является товар.

Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Все это издержки, которые необходимо произвести для того, чтобы заключить сделку (c лат. transactio), и называются они трансакционными или транзакционными

Рынки различаются не только по объекту, но и по величине, по охвату:

ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК (местный) - совокупность отношений продавцов и покупателей, сфера деятельности которых ограничивается преимущественно одним муниципальным образованием, городом, районом или определенной их частью.

Региональный - совокупность отношений продавцов и покупателей, сфера деятельности которых ограничивается регионом (субъкетом РФ)

национальный – совокупность отношений продавцов и покупателей одного государства

международные рынки – рынки взаимодействия продавцов и покупателей 2 и более государств

мировой рынок – совокупность всех национальных рынков

Рынок оказывает большое влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

1. Информационная. Через меняющиеся цены рынок дает участникам производства информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров.

2. Посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга.

3. Регулирующая. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? Для кого? Как производить?

4. Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств.

Конъюнктура (в пер. с лат. связь) – совокупность условий, влияющих на что-нибудь; определяющих положение товарного хозяйства.

Конъюнктура рынка – это экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж.

 

Спрос, закон спроса.

Спросом называется количество блага, которое все покупатели могут и хотят приобрести в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называютсяфакторами спроса.

Основные факторы спроса:

- цена данного товара;

- цены и количество товаров-заменителей (Товаров-Субститутов) говядина - мясо бройлеров, сливочное масло - маргарин;

- цены и количество дополняющих товаров (товары-комплементы) автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло);

- доходы потребителей и их распределение между разными категориями потребителей;

- привычки и вкусы потребителей;

- количество потребителей;

- ожидания потребителей (Если ожидается увеличение цены на соль и спички, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево).

- прочие факторы (B), например, государственное регулирование. Если растут налоги на доходы, спрос уменьшается. природно-климатические условия

 

Cреди перечисленных факторов спроса отсутствует качество товара. Это объясняется тем, что при изменении качества товара возникает ужедругой товар, спрос на который формируется под воздействием тех же перечисленных факторов. Например, мясо первого и второго сорта, старые и новые модели БМВ, Старые и новые модели телефонов.

Предположим вначале, что все факторы спроса кроме первого (цена товара) являются неизменными. Это позволяет показать, как изменение именно цены товара воздействует на величину спроса на него.

 

Закон спроса: чем ниже цена данного товара, тем большее его количество покупатели хотят приобрести в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.

Мы видим, что полученная линия спроса (D) имеет отрицательный наклон, т.е. цена и величина спроса меняются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона спроса. Линейная функция спроса, представленная на рис. 4.1а — частный случай. Зачастую график спроса имеет вид кривой, как это видно на рис. 4.16, что не отменяет закона спроса.

Рис. 4.1. Закон спроса

 

Экономисты различают понятияспрос ивеличина спроса. Если потребители покупают больше или меньше товара из-за изменения его цены, то говорят об изменениивеличины спроса. Па графике это отражаетсядвижением по кривой спроса. Если же изменение покупок происходит под воздействием всех прочих факторов, говорят об измененииспроса.На графике это отражаетсясдвигом кривой спроса.

 

Сдвиги кривой спроса

Воздействие всех остальных факторов на спрос проявляется всдвиге кривой спросавправо — вверх при увеличении спроса ивлево — вниз при его уменьшении. Убедимся в этом.

Рис. 4.2. Сдвиги кривой спроса

Допустим, доходы потребителей выросли. Это означает, что при всех возможных ценах они станут покупать больше единиц данного товара, чем раньше, и кривая спроса перейдет из положения D0 в положение D1, (рис. 4.2). Напротив, при падении доходов линия спроса сместится влево, приняв видD2.

 

Интересно проследить воздействие изменений в ценах на товары-заменители и дополняющие товары на спрос на данный товар. Например, возросла цена на импортные автомобили. В результате их стали покупать меньше, т.е. произошло движение вверхпо кривой спроса на них. Одновременно, однако, растет спрос на «Ладу» при той же их цене. Кривая спроса на «ЛАду» сдвигается, следовательно, вправо — вверх (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Взаимодействие рынков товаров-заменителей

Обратная ситуация возникает в случае дополняющих благ. Пусть цена на автомобили увеличилась, величина спроса на них, следовательно, падает. Сокращается поэтому и спрос на бензин при прежней цене, т.е. кривая спроса на него идет влево — вниз (рис. 4.4).

 

 



2016-01-26 690 Обсуждений (0)
Сущность, структура, функции рынка. Рыночный механизм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, структура, функции рынка. Рыночный механизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)