Этапы построения кадровой политики
Процесс формирования кадровой политики в организации включает ряд этапов.
Кадровые мероприятия и кадровая стратегия. Кадровые мероприятия - действия, направленные на достижения соответствия персонала задачам организации.
Кадровые мероприятия, реализуемые в закрытом
СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Современные службы управления персоналом от чисто кадровых вопросов, нормативно-методического, делопроизводственного и правового обеспечения управления персоналом переходят к самому управлению персоналом. Это осуществляется благодаря: - управлению профессиональным продвижением; - формированию реального кадрового резерва и действенной работе с ним (совместно с линейными руководителями); - планированию и анализу показателей по труду, расходов на персонал (совместно с отделом организации труда и зарплаты); - изучению рынков трудовых ресурсов, а также внутренних источников развития кадрового потенциала; - обеспечению социально-психологических условий взаимодействия подразделений, взаимоотношений в коллективе, предотвращения конфликтов, удовлетворения трудом и его оплатой. Все большее значение придается стилю работы сотрудников кадровых служб. Структура важнейших участков работы сотрудников отдела кадров выглядит так: - Делопроизводство - 20 % - Развитие персонала - 30 % - Планирование, маркетинг персонала - 15 % - Решение вопросов зарплаты, социальных проблем - 10 % - Консультации - 10 % - Решение текущих проблем - 15%. По оценкам специалистов, процент работников кадровых служб от общего числа работающих в организации для различных стран выглядит следующим образом:
Беларусь - 0,4—0,6 % СССР (80-е г.г.) - 0,3 — 0,8 % Германия - 0,65—0,8 % США - 1 - 1,1 % Франция - 0,75 % Япония - 2,7. Относительный рост численности сотрудников кадровых служб зарубежных предприятий наблюдается с конца 80-х гг. и наиболее характерен для крупных транснациональных корпораций, где число работников служб управления персоналом нередко значительно превышает 100 человек, включая занятых организацией технической подготовки и повышением квалификации персонала. Но основными в развитии и эффективном использовании кадрового потенциала служб управления персоналом стали два направления: - развитие информационных технологий и автоматизация работы на основе современной компьютерной техники; - развитие инфраструктуры управления персоналом на основе его децентрализации через взаимодействие с руководителями подразделений, а также благодаря использованию внешних организаций и консультантов по подготовке и повышению квалификации специалистов кадровых служб, оценке персонала управления, социологическим исследованиям, характеристикам трудовых коллективов и стилю лидерства. Приглашение внешних консультантов для подготовки проектов решений по кадровому регулированию является устоявшейся практикой и положительным опытом работы многих зарубежных фирм. Однако основное внимание здесь уделяется комплектации служб управления персоналом профессионалами. Европейская ассоциация директоров отделов кадров предложила модель руководителя кадровой службы, которая включает следующие качества: - пунктуальность и методичность, динамичность и настойчивость; - общительность и умение убеждать; - справедливость и строгость; - доступность и широкая образованность; - умение слушать и внушать доверие; - способность к размышлению, интуиция, гуманность. Кроме того, руководитель должен быть дипломатом, психологом, советчиком. В Беларуси специалистов по управлению персоналом целенаправленно не готовит ни один вуз. Именно поэтому формирование кадрового потенциала отделов кадров происходит из числа случайных людей, в лучшем случае сотрудников с педагогическим или юридическим образованием. Управление организацией исходит от людей и направлено на их деятельность. Однако менеджмент персонала многих организаций, прежде всего государственной формы собственности, заменяется волевыми решениями первых лиц этих организаций. Такие решения чаще всего являются следствием низкого уровня профессиональной подготовки сотрудников отдела кадров, отсутствием у них соответствующей предприимчивости и активности. Работнику отдела кадров чаще всего свойственны такие черты, как дисциплина, трудолюбие, ответственность в пределах своей компетенции, исполнительский стиль работы, в соответствии с которыми и принимаются решения по управлению персоналом. Эти качества приводят к нежеланию заниматься нововведениями и рационализаторской деятельностью. Персонал кадровых служб 80-х гг. характеризовался: - низкий уровень образования (диплом о высшем образовании имел каждый четвертый, аттестат — каждый третий); - неблагоприятная возрастная структура (каждый пятый в промышленности приближался к пенсионному возрасту или же достиг его); - низкая оплата труда (на уровне работников канцелярии); высокая текучесть кадров (четверо из семи работников задерживались в отделах кадров не более трех лет); - низкие уровень управления кадровыми службами и служебный статус руководителей этих служб. Многие из этих черт свойственны кадровым службам и сегодня, что явно не соответствует растущей роли управления персоналом в современном менеджменте. КАДРОВЫЙ ЦИКЛ Развитие кадров составляет основное содержание управления персоналом, которому свойствен системно-ситуационный подход. В соответствии с таким подходом на входе организации как кадровой системы находятся трудовые ресурсы. Они изначально определяют социальный резерв этой организации, из которого частично формируется ее потенциальный резерв. Это внешние источники потенциального резерва. Существуют также внутренние источники организации, например молодые специалисты. Процесс формирования управленческих кадров начинается с их поиска и выбора. Эти две функции составляют содержание подбора кадров (набора или вербовки). Непосредственное формирование кадрового потенциала включает составление штатного расписания, занятие должностей, мотивацию и активность самих кадров. На выходе организации как кадровой системы находятся процессы текучести и освобождения кадров. Обратная связь в кадровом цикле состоит в формировании нового кадрового резерва или коррекции существующего.
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА Организация заинтересована в привлечении высококвалифицированного персонала. С этой целью наряду с функциями планирования потребности в кадрах, их обеспечения и использования осуществляется маркетинг персонала, являющийся условием роста кадрового потенциала за счет поиска и привлечения из внешних источников необходимой рабочей силы. Маркетинг персонала включает: - исследование рынка рабочей силы; - исследование качеств кандидатов, а также их требований и возможностей; - воздействие на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места в организации (реклама должностей); - проведение сегментирования рынка рабочей силы (инженеры, экономисты, рабочие) и выбор путей ее привлечения; - формирование потенциальных кандидатов в резерв внутри организации. Основными предпосылками маркетинга персонала следует считать организационную структуру управления, состояние кадрового потенциала организации, наличие вакансий в штатном расписании, фирменный стиль управления. Организация выступает в роли "охотника", который ищет не только клиентов для сбыта продукции, но и рабочую силу для ее производства. В основе концепции маркетинга персонала лежат принципы ясности цели, решительности действий и терпимости к результату. Кадровым резервом принято считать численность реально существующих специалистов, занятых на своих должностях и уже подготовленных (или подготавливаемых) к тому, чтобы по своей компетентности они соответствовали требованиям других, обычно более ответственных должностей. Резерв формируется целенаправленно на заданный набор должностей, согласно штатному расписанию. Функция резерва кадров прежде всего – обеспечить надежность управляющей системы, обеспечить жизнеспособность и развитие фирмы. Кадровый резерв на выдвижение - это контингент работников из числа линейных и функциональных руководителей, специалистов, прошедших профессиональный отбор и имеющих (проходящих) специальную управленческую подготовку или стажировку (для тех, кто не имеет достаточного опыта управленческой деятельности). Молодые специалисты включаются в резерв руководства после двух лет работы, в течение которых они должны совершенствоваться в специальности, полученной в учебном заведении, и проявить организаторские способности. Основными критериями отбора в кадровый резерв являются: уровень образования, опыт работы, состояние здоровья, возраст, согласие кандидата на занятие вакантной должности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1036)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |