Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


На тему: «Предмет и специфика философского знания»



2016-01-26 300 Обсуждений (0)
На тему: «Предмет и специфика философского знания» 0.00 из 5.00 0 оценок




КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И ПРАВО»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Предмет и специфика философского знания»

Студентка: Тимофеева Ирина Дмитриевна

Курс: 2 группа: ЗСП3-ЭК102

Форма обучения: заочная

Факультет: экономика

Профиль: финансы и кредит

Личное дело № 100.06/140141

Преподаватель: Майнулов Н.В.

Владимир 2015

Содержание

Введение.

1.Понятие философии и предпосылки ее возникновения.

2.Предмет философии. Структура философии.

3.Структура философского значения.

4.Основные вопросы философии.

5.Основания по которым можно классифицировать концепции философов.

Список литературы.

 

Введение

Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д. Мировая философская мысль структурирована по отраслям и проблемам. Чтобы лучше разобраться в сложнейшей классификации философских наук, начнем с наиболее простой структуры, в основу которой мы положим связку "проблемы - отрасти философии (науки)".

 

1. Понятие философии и предпосылки ее возникновения.

Философия есть особое учение и явление культуры. Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход термины «философ» и «философия» впервые ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины. Платон (428-347), др. греч.: - философия есть учение о мире и о месте человека в нем. Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции. Философия, как явление культуры, возникло на этапе цивилизации человечества - когда человек начал производить продукты духовной культуры (идеи, теории), потребляемые всем обществом (до этого были этапы – а)«дикость» – время собирания растений, б)«варварство» – охота). Культурно-исторические предпосылки возникновения философии: 1.Возможности возникновения: - выделение людей умственного труда; - накопление элементов знания о мире.

2. Потребности возникновения: - интерес к пониманию мира и общества; - заказ на философские знания; - желание использовать полученные знания на практике.
Предмет философии. Структура философии (философские дисциплины) Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает. Первоначально (2,5 тыс. лет назад) предметом философии (т.н. натурфилософия): - изучение всего окружающего мира (как в целом, так и отдельных предметов и явлений (Земля, человек, животные, растения и т.д.), т.к. другие специальные науки еще не были развиты (астрономия, биология и др.). Предмет философии (в современном понимании) - изучение мира в целом, общих принципов и закономерностей существования мира (природы, общества и человеческого мышления), познания мира и отношений человека и мира. Познание мира философией основано на открытии и изучении законов. Закон – это устойчивая, повторяющая, внутренне присущая, объективная (т.е. независящая от человеческого сознания) связь между предметами и явлениями действительности (например, в механике: закон всемирного тяготения, в философии: переход количественных изменений в качественные). В реальной действительности законы проявляются в виде закономерностей. Структура философии (философские дисциплины) В структуре философии выделяют несколько самостоятельных разделов (философских дисциплин), изучающих различные философские проблемы. Среди них: Онтология (греч. Относ – сущее) – учение о бытии (о сущем), т.е. об основах всего существующего (природы, человека, мышления), и о том, что является причиной возникновения мира и его главной движущей силой). Гносеология (греч. Гносис – знание) – теория познания, т.е. наука о познании мира и способах его познания. Логика (греч. Логос – учение) – наука о мышлении человека, его законах и формах. Этика – теория морали, наука о нравственности (категории - добро, зло, совесть и др). Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Социальная философия (социум – общество) – философское учение об обществе. Философская антропология (антропос anthropos - человек) – философия человека (его сущности, смысле и целях жизни). Аксиология (греч. Аxiа - ценность) – учение о человеческих ценностях и их природе.

3. Структура философского знания

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.

В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту), в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант, В одном из итоговых своих сочинений - в «Критике способности суждения - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).

Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

- логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);

- философию природы;

- философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т. д. - круг философских дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины - не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Так, эстетика (вопреки достаточно распространенному мнению о ней) не является частью философии, поскольку вся философия эстетична (высший акт разума, как писал Гегель, есть акт эстетический). Особенно глубоко и полно эстетическая природа философского сознания и творчества проявила себя в античной культуре, что подтверждается и таким фундаментальным исследованием, как «История античной эстетики» А.Ф. Лосева. И нравственный смысл, этический аспект философии проникает в философское сознание целиком. Ни одна проблема не является философской, если она в то же время или непосредственно, или в конечном счете не является этической.

Об истории философии речь пойдет далее. Но уже сейчас, в контексте вопроса о структуре философского знания, следует указать на то, что в философии ее история занимает более важное место, чем в любой другой области человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать об истории их профессиональной деятельности, которая и сделала ее возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения.

В этом отношении философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой деятельности. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспитания. И то и другое совершается как акт рефлексии, т.е. осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть, а основа, ее суть, ее самосознание.

4.Основные вопросы философии.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела:

1. Онтология (учение о бытие);

2. Гносеология (учение о познании);

3. Человек;

4. Общество.

В рамках данных четырёх основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

происхождение бытия;

материя, её формы;

сознание, его происхождение и природа;

взаимоотношение материи и сознания;

бессознательное;

человек, его сущность и существование;

душа, духовный мир человека;

общество;

общество и человек;

природа;

природа и общество;

духовная сфера жизни общества;

материально-экономическая сфера жизни общества;

социальная сфера общества;

общественно-экономические формации, цивилизации;

перспективы человека, общества;

экология, проблемы выживания;

особенности познания;

влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

ограниченность и безграничность познания;

движение;

философские категории;

диалектика и её законы.

5.Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов.

Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее «основного вопроса», особенности соотношения предмета и основного вопроса. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. Основной вопрос философии не совпадает полностью с предметом философии. Основной вопрос выявляет основной разлад во взаимоотношениях человека с миром, скрытую исходную оппозицию, которую человек стремится преодолеть. Вопросы о счастье, о могуществе науки и о сущности человека также задают основной поисковый импульс философии. Основной вопрос не только определяет направленность философского исследования и его рамки, но в самом общем виде задает и структуру философского исследования. Различные формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. Проводимая на основе этих принципов классификация достаточно условна. Современные философские концепции порой вообще невозможно однозначно связать с тем или иным решением основного вопроса.По характеру решения вопроса о связи материи и духа «по происхождению» философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические. Идеализм (от греч. idea - идея) - учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин был введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XVIII века. Образцом (и родоначальником) идеалистического направления в философии для Лейбница стал греческий философ Платон. Идеализм имеет две основные разновидности. Первая - объективный идеализм. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм (от лат. solus - один, ipse - сам, sum - существую) - предполагает, что реально лишь мое сознание, существование же всего, что меня окружает, - проблематично. Материализм также имеет различные формы. Термин «материализм» (от лат. materialis - вещественный) также введен Г.Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким выражением первой формы материализма, наивного материализма, был античный атомизм. Существует так называемый «механистический» материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (П.Гольбах, Ж.Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе, материализм естественнонаучный, обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический (марксизм). Представители диалектического материализма, подчеркивая генетическую связь между материей и сознанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, признающих существование двух самостоятельных субстанций (первооснов), называют дуалистами (от лат. dualis - двойственный). Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos - один, единственный). Данная классификация достаточно упрощена, однако позволяет выделить общие тенденции в развитии философии. Конкретный историко-философский анализ отдельных концепций потребовал введения более тонких классификационных принципов. Так появился термин «натурализм» (от лат. naturalis - созданный природой). Натурализм в основном совпадает с материализмом. В то же время натурализмом называют концепцию Б.Спинозы, растворявшего Бога в природе. Такая концепция получила название «пантеизм» (от греч. pan - все и Teas - Бог). Однако пантеизм не совпадает полностью с натурализмом, существовала иная форма пантеизма - мистический пантеизм, растворявший природу в Боге (Н.Ку-занский). Существует также такое направление, как деизм (от лат. deus - Бог), представители которого (Дж.Толанд, Вольтер) признавали внеприродное начало Бога, но сводили его роль в мире к минимуму. Особое место в философских учениях занимает гилозоизм (от греч. hyle - материя, вещество и zoe - жизнь), который «оживляет» материю, делает ее внутренне динамичной. Достаточно противоречивую историю имеют такие направления философской мысли, как диалектика и метафизика. Термин «метафизика» близок термину «онтология», который возник позже. Гегель, а затем философия марксизма внесли новый оттенок в понимание метафизики. Для них метафизика означала отсутствие динамизма в первоначалах, непризнание внутренней противоречивости всего существующего. Диалектика (от греч. искусство ведения беседы, спора) - термин, впервые использованный Сократом для обозначения искусства ведения спора с целью достижения истины путем противоборства мнений. Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики. Диалектика в этом смысле - учение о внутренней связи движения, развития с первоосновой мира. Диалектика субъективная (познание) непосредственно отражает диалектику объективную в силу тождества мышления и бытия. В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философы делятся на агностиков, считающих, что мир непознаваем, и мыслителей, признающих в той или иной форме познаваемость мира. Среди последних, в свою очередь, можно выделить сторонников рационализма (от лат. rationalis - разумный), для которых ведущая роль разума в познании и его независимость от наших чувств не подлежат сомнению (Р.Декарт, И.Кант), и сенсуализма (от лат. sensus - восприятие, чувство), считающего, что чувственное познание - основной способ познания мира (Э. Кондильяк, Дж.Локк и др.). Существует определенная связь между материализмом и признанием познаваемости мира. Вместе с тем признание материальности мира может сочетаться с элементами агностицизма, сенсуализм - с субъективным идеализмом, объективный идеализм - с верой в познаваемость мира. Невозможно построить линейную схему классификации всех философских направлений, она носит многомерный характер. Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.

 

 

Заключение

Итак, философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и мышления, позволяющих дать картину мира как единого целого.

Цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Назначение философии состоит в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Можно сказать, что философия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

 

 

Список литературы

1.Философия. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.

2.Философия. Учебник для вузов / под ред. проф. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

3. Островский Э.В. Философия: учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.

4.Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 688 с.
5. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов – http://repository.vzfei.ru

 

 



2016-01-26 300 Обсуждений (0)
На тему: «Предмет и специфика философского знания» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: На тему: «Предмет и специфика философского знания»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)