Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос - Образовательный процесс дошкольной организации. Структура ОП. Модели организации ОП



2016-01-26 594 Обсуждений (0)
Вопрос - Образовательный процесс дошкольной организации. Структура ОП. Модели организации ОП 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В законе РФ «Об образовании» (1992г.) в статье 15 определяются общие требования к организации образовательного процесса, связь его с образовательными программами, психолого-педагогические основы взаимодействия педагога с детьми, привлечение родителей к ознакомлению с ходом и содержанием образовательного процесса.

В учебном пособии И.Зимней «Педагогическая психология» (2000г.) обобщается сущность образовательного процесса, необходимость изучения его основных компонентов, психолого-педагогические основы организации деятельности общения, познания, учения.

Под образовательным процессомпонимается профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все его компоненты. Данное взаимодействие имело характер воспитательно-образовательной работы (20-60 г.г.), учебно-воспитательной работы (70-80 г.г.). Как правило, шло подробное и содержательное изучение педагогического процесса, его компонентов, структуры, цели, содержания, функций и т.п.

В ряде работ (В.А. Сластенин, И.Зимняя и др.) сделана попытка развести два понятия: «образовательный» и «педагогический» процессы. Авторы рассматривают их как общее и частное. Общим для них является наличие структуры, компонентов, значения, функциональной направленности. Но есть и отличия: в центре образовательного процесса «стоит» ребенок, усилия всех участников направлены на достижения ребенка. В центре педагогического процесса находится педагог, он главное действующее лицо, организатор взаимодействия с детьми.

Терминология «образовательный процесс» связана с выходом закона РФ «Об образовании», где записано, что под образованием понимается система воспитания и обучения, которая осуществляется в интересах личности, государства и общества. В практике работы ДОУ чаще употребляется понятие «педагогический процесс», где точкой отсчета является не деятельность, а личность.

Образовательным процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Образовательный процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В образовательном процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Компонентами системы, в которой протекает образовательный процесс – являются педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам образовательный процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

В дошкольной педагогике образовательный процесс рассматривается как целенаправленное, содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие взрослых и детей

До введения в действие ФГОС ДО существовала распространенная модель организации образовательного процесса ДОУ, состоящая из трех блоков:

Учебный блок Блок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель- ная деятельность детей
Основная форма – занятие (в соответствии с расписанием занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Создание и оснащение предметно-развивающей среды

ФГТ, затем ФГОС рекомендует следующую модель организации образовательного процесса :

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
1) Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 1) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Создание и оснащение предметно-развивающей среды

Принципиальные отличиямодели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО от « старой» модели:

1.Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ;

2.Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;

3.Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;

4.Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

Структура образовательного процесса:

В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока:

1.совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

2. свободная самостоятельная деятельность детей.

Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).

Стержнем педагогического процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу. Содержание - самый динамичный компонент педагогического процесса.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013г.) даны требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения. Данные требования содержат обязательный минимум содержания основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ, а также основные методы взаимодействия педагога с детьми. Требования к психолого-педагогическим условиям состоят из трех основных компонентов. Это требования к образовательной программе, к деятельности педагога (как личностно-ориентированному взаимодействию его с ребенком), к среде развития ребенка. В целом содержание педагогического процесса способствует развитию всех сторон личности ребенка. Содержание педагогического процесса имеет возрастную адресность, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога. Содержание образования дифференцируется по следующим направлениям развития: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. В целом содержание дошкольного образования решает задачи формирования базисных основ личности.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с ФГОС ДО в ДОО решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; а также построение образовательного процесса осуществляется на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

 



2016-01-26 594 Обсуждений (0)
Вопрос - Образовательный процесс дошкольной организации. Структура ОП. Модели организации ОП 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос - Образовательный процесс дошкольной организации. Структура ОП. Модели организации ОП

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (594)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)