Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологии обучения, их виды



2016-01-26 3404 Обсуждений (0)
Технологии обучения, их виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Технология (от греч. Techne - искусство, мастерство, умения) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. С начала 1960-х гг. получило распространение понятие «педагогическая технология». Причиной его появления явились попытки в условиях научно-технического прогресса вывести образование на качественно новый уровень. Поначалу технологизация образования связывалась в основном с применением новых технических средств обучения. Однако сегодня педагогическая технология – это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявить принципы развития и найти способы оптимизации образовательного процесса, применить новые методические приемы и разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.

В 1986 г. была дана формулировка ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».

В целом педагогические технологии классифицируются следующим образом: технологии обучения, воспитания, развития. Технологии обучения могут быть разделены на технологии обучения и самообучения.

Под технологией обучения понимается процесс реализации его содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Создание технологии обучения связано с определенной последовательностью действий, которую можно представить в виде следующего алгоритма:

1) анализ содержания обучения;

2) анализ и формулировка учебно-воспитательных целей. При этом должны анализироваться как конечные цели педагогического процесса, так и цели конкретного занятия;

3) выбор концепции обучения, которая будет служить основой организации учебных действий в процессе занятия;

4) собственно создание технологии обучения. Данный этап включает в себя определенную последовательность действий:

а) организацию учебного материала (его отбор, структурирование; подбор аргументов, доказательств, примеров, определение задач и заданий по формированию навыков и умений);

б) выбор формы проведения занятия;

в) выбор наиболее рациональных методов обучения, которые будут использоваться на занятии;

г) выбор средств обучения и учебно-лабораторного оборудования (учебников, наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения и т. д.);

д) выбор приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Таким образов, технология обучения – это система мероприятий по организации и осуществлению процесса обучения, предусматривающая определенную последовательность действий и достижение определенных целей.

Технологии обучения характеризуются следующие параметры: цели обучения должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии разрабатывающим ее должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный процесс по достижению цели; субъективизм педагога сведен к минимуму. Свобода педагога возможна в том диапазоне действий, который обеспечивает приближение к целям. Поскольку на реализацию технологии влияет множество переменных, связанных с особенностями педагогов и обучающихся, условий, в которых протекает педагогический процесс, то творчество педагога не может, да и не должно быть исключено. Оно предполагается в любой технологии как на стадии ее создания, так и при ее реализации.

Технологии обучения можно классифицировать по следующим параметрам:

по объекту воздействия (обучение школьников, студентов и т.п);

по предметной среде (для гуманитарных, естественно-научных дисциплин, для общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин);

по применяемым средствам (видеотехнические, информационные, проблемно-деятельностные, рефлексивные и др.);

по организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные, смешанные);

по методической задаче (технология одного предмета, одного раздела дисциплины, одной темы, одного вида учебного занятия (одного вопроса), одного метода, одного средства и др.);

по инновационной технологии (проектно-созидательные, развивающего обучения, компьютерные, дистанционного обучения, мультимедиа, модульные, интегральные, графического сжатия информации и др.).

Прогресс постоянно вносит свои коррективы в образовательную деятельность. Вновь создаваемые формы, методы, средства обучения, элементы учебно-материальной базы потенциально обладают существенными возможностями повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Подобные новации определили новый вид технологий обучения – инновационные.

В целом инновациейв педагогике считается разработка, создание и внедрение различного вида новшеств и нововведений, порождающих существенные или значительные изменения качественных параметров образовательного процесса. Качественные параметры при этом могут отличаться в зависимости от типов педагогической инновации. Выделяют модернизирующие и реформирующие типы инноваций. В первом случае - это совершенствование образовательного процесса путем улучшения качественных параметров существующих элементов технологии, а во втором – путем нововведений, коренным образом меняющих систему проведения учебного занятия.

Инновационные технологии обучения, в отличие от традиционными позволяют повысить качество и эффективность образовательного процесса в соответствии с параметрами, характеризующимися структурными элементами системы управления, целями обучения, ролевыми позициями и функциями педагога и обучающегося, характером организации учебно-познавательной деятельности, формами учебных взаимодействий.

Разрабатывая или применяя уже испытанные технологии обучения, следует исходить из того, что образовательный процесс необходимо строиться так, чтобы обучающиеся самостоятельно учились приобретать знания, умения и навыки, формировали у себя целостную психологическую структуру (профессиональной) деятельности.

 



2016-01-26 3404 Обсуждений (0)
Технологии обучения, их виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологии обучения, их виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)