Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Административное право как отрасль права



2016-01-26 431 Обсуждений (0)
Тема 2. Административное право как отрасль права 0.00 из 5.00 0 оценок




МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

При разработке материалов использованы следующие издания:

Коршунов С.А. Административное право: Учебно-методический комплекс / С.А. Коршунов. - Казань: РИЦ «Школа», 2011.

Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г.

Административное право: Учебник / Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008.

 

Часть 1. Сущность и основные институты административного права

РАЗДЕЛ 1.

Административное право как отрасль права Российской Федерации

ТЕМА 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть

Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Государственное управление. Понятие и признаки исполнительской власти. Соотношение понятий “государственное управление” и “исполнительская власть”. Исполнительная власть как вид государственной власти. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Функции исполнительной власти. Принципы исполнительной власти.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Общая теория управления, положения которой используются и в административном праве, вводит следующие основные термины.

Система - это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Целостность системы означает, что комплекс объектов, рассматриваемый в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы к сумме свойств входящих в нее элементов.

Элементы - это относительно неделимые части целого, объекты или операции, которые в совокупности образуют систему. Любой объект можно представить состоящим из элементов и нужно рассматривать в трех аспектах: как нечто целое (систему), как часть более общей системы и как совокупность более мелких частей (подсистем).

Структура - это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и временное расположение элементов и характер их взаимодействия. Именно структура делает систему некоторым качественно определенным целым, так как структура предполагает различные взаимодействия элементов друг с другом, выдвигая на первый план те или иные свойства элементов. Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и ее возможности.

Функция - это внешнее проявление свойств объекта (системы или ее элемента) в данной системе отношений, определенный способ взаимодействия объекта с окружающей средой. Чаще всего функции проявляются в форме действий и отражают возможности системы.

Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая достижение стоящих перед ними целей, сохранение или изменение их структуры, режима их деятельности.

Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

Согласно теории управления, сущностью управления является целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, результатом которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. При этом необходимо отметить, что объект тоже является субъектом в правовом смысле этого слова. Таким образом, один и тот же субъект административного права может быть и субъектом, и объектом управления в разных управленческих отношениях.

Между субъектом управления (управляющим субъектом) и объектом управления (управляемым субъектом) для осуществления управления должны быть прямые и обратные связи (воздействие субъекта управления на объект - прямая связь, и наоборот - обратная). Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, но и взаимодействие с внешней по отношению к системе средой. Можно говорить о множестве взаимодействующих систем различного уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

Процесс управления - деятельность субъекта управления, направленная на достижение целей управления путем реализации определенных функций управления с использованием методов управления. Как правило, процессы управления очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и этапов). Общие функции управления объединяются в циклы (контуры) управления, состоящие из целеполагания, прогнозирования, планирования деятельности, практической реализации планов, которая сопровождается регулированием (координацией, распорядительной деятельностью), учета и контроля, с информационным и методическим обеспечением.

Функции управления - это внешнее проявление субъекта управления, и их можно разделить на предметные и инструментальные. Предметные - это ответ на вопрос: чем управляем? (пример: управление здравоохранением), а инструментальные - как управляем? (пример: планирование, контроль). Функция управления - элемент процесса управления (результат его декомпозиции), имеющий свою цель (результат декомпозиции общей цели системы).

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование, планирование, организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Признаки системы управления - это наличие:

  • цели, которая должна быть достигнута в процессе управления;
  • субъекта управления;
  • объекта управления;
  • критериев оценки эффективности управления;
  • механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления;
  • реакции на внешнюю среду (под внешней средой понимается вышестоящая организация, законодательство, система управления высшего уровня, хозяйственные обстоятельства, рынок, декларация правительства, тарифы на энергоносители и т.д.).

Как и всякое взаимодействие, управление может быть в самом общем виде представлено как совокупность двух составляющих - прямой и обратной связей, воздействия управляющей стороны на управляемую и ответа управляемой стороны. Прямое воздействие обеспечивается властью, обратное является контролем, или обратной связью. Третьего слагаемого быть не может. Все остальные функции являются производными и могут быть получены из этих двух методом последовательной декомпозиции, путем разделения на подфункции.

Государственное управление - центральный, но не единственный вид социального управления. Помимо государственного, социальное управление может осуществляться в виде управления семейного - на уровне каждой отдельной семьи, группового (коллективного) - на уровне трудового коллектива, коммерческой организации, общественного объединения и т.д., наконец, местного самоуправления - на уровне каждого муниципального образования.

Государственное управление неразрывно связано с функциями и признаками государства. Так, государственное управление характеризуется территориальностью, т.е. признаком правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или в связи с ней. Кроме того, государственное управление связано с единственно допустимой в любом обществе возможностью применения принуждения (в том числе насилия) по отношению к управляемым объектам. Посредством государственного управления реализуются все внутренние и внешние функции государства: экономическая, социальная, экологическая, охраны прав и свобод граждан, охрана правопорядка, культурная, оборонительная, интеграционная и т.д.

В широком смысле, государственное управление - это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами. В узком смысле, государственное управление - это непосредственное исполнительно-распорядительное воздействие той части государственного аппарата, которая предназначена для непосредственного воплощения в жизнь государственного курса, т.е. деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями (например, Президента РФ, Прокуратуры РФ, других властных субъектов). Именно в этом, узком, смысле мы говорим о предмете административного права; именно в контексте узкого понимания государственного управления этот термин употребляется при изучении соответствующей дисциплины.

В узком смысле, государственное управление соотносимо с понятием исполнительная власть, являющимся ключевым в действующем административном законодательстве.

Государственная власть возникает на основе традиционной власти вождей и старейшин, т.е. власти авторитетов, царившей в первобытном обществе, и характеризуется несколькими типичными особенностями, выделяющими ее из различного рода властей:

государственная власть осуществляется специально образованным аппаратом, т.е. органами государственной власти;

государственная власть опирается на возможность государственного принуждения (фактическую монополию на принуждение);

государственная власть организована по территориальному принципу, т.е. связана с конкретным пространством;

государственная власть черпает ресурсы для своего существования, как правило, в системе налогов и сборов;

государственная власть опирается на право как на один из основных инструментов государственного управления.

Исполнительная власть - проявление реализационных, прикладных свойств государственной власти. Исполнительная власть служит инструментом превращения продуктов законотворчества и правосудия в реалии общественной жизни. В руках исполнительной власти (и только у нее) находятся инструменты непосредственного, физического властного воздействия на общество и личность.

Признаки исполнительной власти:

1. Первый признак исполнительной власти — ее вторичность, подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

2. Второй признак исполнительной власти — ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства.

3. Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.

4. Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т.е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, работу государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).

5. Наличие в непосредственном ведении исполнительной власти огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

6. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, в частности армия, полиция, органы госбезопасности, специализированные режимные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке - важная черта исполнительной власти.

Основные функции современной исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная), т.е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) «правозащитная», т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости — защищать их;

3) социально-экономическая, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления. Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

4) функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;

6) нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;

7) охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.

Принципы исполнительной власти (как и государственного управления) подразделяются на две основные группы: общие социально-правовые и организационные.

Общие социально-правовые принципы носят общедемократический характер и распространяются на все отрасли и сферы государственного управления, независимо от уровня или места органа исполнительной власти, должностного положения государственного служащего.

К таким принципам относятся:

принцип народовластия, означающий, что народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы власти;

принцип законности, заключающийся в обязательности соблюдения законов в государственном управлении, в его направленности на исполнение законов, на поддержание правопорядка, персональной ответственности за нарушение закона;

принцип разделения властей на законодательную, судебную, исполнительную и осуществления каждой ветвью власти своих функций в установленных пределах;

принцип федерализма - распределение компетенций между федеральными органами и органами субъектов федерации;

принцип гласности, открытости, обязательности опубликования законов и подзаконных нормативных актов управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека;

принцип приоритета и гарантированности прав личности как высшей социальной ценности, защиты их от произвола органов государства и должностных лиц.

Организационные принципы определяют исходные начала организации и функционирования аппарата государственного управления. К ним относятся:

сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал;

сочетание централизации и децентрализации;

сочетание единоначалия и коллегиальности;

рациональное распределение подведомственности и полномочий между органами исполнительной власти и их должностными лицами;

ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за результаты управленческой деятельности.

Тема 2. Административное право как отрасль права

Понятие административного права. Административное право как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина. Предмет административного права. Методы административного права. Принципы административного права. Источники административного права. Нормы административного права. Структура и виды административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм. Система административного права. Административно-правовые отношения. Понятие и виды административно-правовых отношений. Особенности административно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

В структурном отношении любая правовая система состоит из отдельных правовых норм, правовых институтов (совокупности норм, регулирующих сходный круг правоотношений) и отраслей права. Отрасли права выделяются по двум признакам: предмету и методу. Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью; входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования в основном и проводится разграничение между различными отраслями права.

Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления.

Предмет административного права - то, на что направлено действие норм административного права, а они регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления в процессе повседневной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Предмет отрасли - это группа общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Собственно именно выявление однородных общественных отношений, регулирование которых осуществляется нормами права при вероятном единстве метода правового воздействия на эти отношения, позволяет констатировать формирование в системе права определенной отрасли права.

Предмет отрасли административного права включает в себя две группы общественных отношений управленческого характера: а) отношения, непосредственно связанные с организацией и реализацией исполнительной власти, государственного управления в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической областях (основная группа); б) внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в системе законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов.

Предмет административного права - это совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления в процессе организации и деятельности исполнительных органов государственной власти.

Таким образом, административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административное право относят к профилирующим, фундаментальным отраслям правовой системы России, так как, с одной стороны, регулируемые отраслью общественные отношения можно назвать фундаментальными для государства, с другой стороны, отрасль сама по себе юридически «первична». Содержащийся в ней правовой материал используется как исходный при формировании других отраслей публичного права и определяет их развитие.

Наука административного права - это совокупность теоретических знаний, положений, взглядов и представлений о сущности исполнительной власти и государственного управления, практике их осуществления, механизме административно-правового регулирования, административно-правовом статусе субъектов государственного управления, формах и методах их деятельности.

Это результат деятельности специалистов в данной области знаний, выражающийся в изучении, истолковании и объяснении административно-правовых явлений, и определенная сумма накопленных, осмысленных и систематизированных знаний об административно-правовых отношениях, нормах административного права, административно-правовых институтах, понятиях и категориях.

Предметом науки административного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, нормы административного права, история их развития; объяснение, толкование, разработка предложений по совершенствованию правовых норм и практики их применения.

В процессе накопления и обработки знаний об административном праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманно и понятно изложенной информации. К таким средствам, образующим состав науки административного права, относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки.

Наука административного права использует как общенаучные методы познания (гносеологии): диалектический, исторический, сравнительный, статистический, системного анализа, логический, так и специальные юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Наука административного права в России развивалась как «полицейское право», призванное изучать деятельность государства по обеспечению «безопасности, благосостояния, благочиния», то есть систему внутригосударственного управления. Среди видных ученых-административистов XIX века необходимо назвать И.Е. Андриевского, В.М. Гессена, А.Ф. Кистяковского, А.Д. Градовского, И.Т. Тарасова и др.

После Октябрьской революции развитие науки административного права значительно замедлилось, что обосновывалось теорией отмирания права при социализме.

Однако в послевоенный период значительный вклад в административное право внесли С.С. Студеникин, Б.М. Лазарев, Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, В.М. Манохин, Ю.А. Тихомиров, Ю.Н. Старилов, Б.В. Россинский и ряд других ученых. В настоящее время в условиях административной реформы наука административного права получила большой толчок в своем развитии.

И, наконец, административное право - общепрофессиональная учебная дисциплина (систематическое изложение материала, в соответствии с учебным планом), обязательная для изучения по направлению подготовки «Юриспруденция».

Предмет правового воздействия - главный, но не единственный критерий разграничения отраслей права. Они различаются и по методу регулирования. Предмет (что, какие отношения?) определяет специфику метода (как, каким образом регулируются общественные отношения?), то есть характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.

Метод правового регулирования - это набор юридического инструментария, посредством которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений, т.е. совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные отношения.

Любая отрасль российского права одновременно использует в качестве средств правого регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения. Существует терминология, определяющая характер метода: императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный, метод автономии и равенства сторон, убеждения и принуждения. Характеризуя отраслевой метод, обычно основываются на том, каков в нем удельный вес императивного и диспозитивного.

Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

а) установление определенного порядка действий;

б) запрещение определенных действий;

в) предоставление возможности выбора их вариантов должного поведения, предусмотренного административно-правовой нормой;

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.

Как мы уже говорили, совместная деятельность людей предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. Управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранять.

Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны. Этого неравенства административное право не может и не стремится устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, направленную на защиту публичных интересов: государства, порядка управления, прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государственной и общественной безопасности, публичных интересов в экономике и других областях, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство. Этим объясняются особенности административно-правового метода.

Властность административно-правового метода регулирования общественных отношений выражается не столько в подчиненности одной стороны другой, сколько в односторонности (асимметрии) и юридической обязательности предписаний соответствующего субъекта управления.

Таким образом, для административного права характерен императивный метод правового регулирования, то есть метод прямых, обязательных для исполнителей предписаний о порядке действий, установлений запретов, несоблюдение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Однако наряду с императивным методом в административно-правовом регулировании используются также метод рекомендаций, приобретающих юридическую силу при условии принятия их участниками управленческих отношений, метод согласования, который используется при регулировании управленческих отношений между участниками, не находящимися между собой в подчинении. Эти методы носят диспозитивный характер.

Необходимо отметить, что диспозитивность, свойственная отраслям частного права, все больше проникает и в административное право, о чем свидетельствует появление института административного договора.

Под принципами отрасли права в теории понимается совокупность основополагающий идей, представлений, умозаключений, черт и характеристик отрасли, которые лежат в основе формирования ее норм, определяют вектор правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет, порядок использования приемов и способов, составляющих ее метод, характер, степень и меру вмешательства отрасли права в регулируемые ею отношения.

Принципы административного права перекликаются с принципами государственного управления и исполнительной власти, рассмотренными в предыдущей теме. Охарактеризуем их, разделив на две группы.

А. Общие принципы административного права. Данная группа принципов не является в собственном смысле слова группой конституционных принципов, потому что не все из них нашли непосредственное отражение в Конституции РФ. Более того, перечень конституционных принципов был бы гораздо солиднее, поскольку каждое положение основного закона суть принцип правовой системы. Определяя нижеприведенные принципы как общие, мы имеем в виду то, что они распространяются свое действие на всю совокупность отношений, возникающих в сфере административного права.

Принцип законности. Это центральный принцип всей системы права Российской Федерации. Его сущность может быть определена, как "связанность администрации законом". Конституция РФ закрепляет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это подразумевает, в частности, и то, что все нормы административного права должны соответствовать положениям Основного закона страны. Кроме того, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. То же относится и к международным договорам Российской Федерации, являющимся частью ее правовой системы.

Таким образом, в Конституции напрямую закреплен принцип, согласно которому субъекты государственного управления обязаны действовать четко в соответствии с законом. Так, нормотворчество Правительства РФ обусловлено принципом законности: Правительство РФ согласно ст. 115 Конституции РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Принцип федерализма. Данный принцип основан на федеративном государственном устройстве нашей страны, закрепленном ее Конституцией РФ. С принципом федерализма связаны сразу несколько обстоятельств, имеющих принципиальное значение для системы административного права.

Прежде всего, согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это решающим образом отражается на системе источников административного права. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов Федерации. При этом административные законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и в случае противоречия не действуют.

Кроме того, на основе принципа федерализма организована система органов исполнительной власти. Ст. 77 Конституции РФ определяет, что по предметам ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в России. Однако, помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти, в России создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые при определенных условиях взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Принцип приоритета личности. Этот принцип в теории именуется также принципом гуманизма. Согласно данному принципу вся деятельность органов государственного управления, которая, как мы говорили выше, освящена стремлением соблюсти публичный (общественный) интерес, опирается на положение о неприкосновенности личности и ее прав, свобод и законных интересов, установленных законом. В соответствии с этим принципом система административного права изобилует охранительными нормами, призванными оградить эти самые права и свободы от нарушения.

Являясь по сути своей отраслью права, предназначенной для ограничения произвола индивида по отношению к обществу, определения рамок частного поведения, оптимальных для обеспечения всеобщего благополучия, наделенной для этого громадным властным потенциалом, административное право серьезно ограничено в своих управленческих возможностях указанным конституционным принципом. Этот принцип должен быть положен в основу принятия всякого подзаконного нормативно-правового или индивидуального распорядительного акта, совершения любого властно окрашенного действия субъектом государственного управления.

Приоритет личности установлен в ст. 2 Конституции РФ, где указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Ст. 55 Конституции РФ дополняет принцип указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 определены те права и свободы личности, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях (право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и другие).

Принцип ответственности.Указанный принцип является краеугольным камнем, на который опирается все здание административно-правовых предписаний. Поскольку управление - это всегда немного насилие над личностью, ее свободой делать то, что хочется и когда хочется, постольку административно-правовые нормы, как никакие другие, нуждаются в подкреплении реально действующими санкциями, т.е. возможностью государственного принуждения. В структуре отрасли существует специальный институт административной ответственности. Следует обратить внимание на то, что ответственность предусматривается не только за нарушение предписаний норм административного права со стороны граждан и юридических лиц, но и со стороны властных субъектов управления.

Принцип гласности предусматривает открытость для всеобщего сведения аспектов государственно-управленческой деятельности. Прежде всего, законы и все прочие нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию. Следовательно, любые нормативно-правовые акты административного законодательства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. В административном праве также действует постулат, обеспечивающий открытость государственного управления, о праве граждан на участие в управлении делами государства и равном доступе к государственной службе.

Б. Функционально-управленческие принципы административного права более дробны, это частные принципы административного права, отражающие тот аспект отрасли, который связан с управленческими структурами и их деятельностью. Задача функционально-управленческих принципов состоит в обеспечении построения структуры государственного управления и обеспечении ее бесперебойного и эффективного функционирования.

Принцип контроля проявляется в подконтрольности и (или) поднадзорности деятельности государственного аппарата, государственных служащих, а также в обязательности применения контрольных процедур по отношению



2016-01-26 431 Обсуждений (0)
Тема 2. Административное право как отрасль права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Административное право как отрасль права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)