Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология и методы экономической теории



2016-01-26 405 Обсуждений (0)
Методология и методы экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет и функции экономической теории.

экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену , о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования - национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция.

Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления. Благодаря методологической функции экономическая теория исследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа.

Практическая функция обеспечивает экономическую политику.

методология и методы экономической теории.

Методология- наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу.

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода.

1. Субъективистский подход, в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Объектом анализа становится поведение этого субъекта, его потребности и полезность благ.

2. Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках.

3. Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных», или рациональных, законов цивилизации,требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, ее регулирующих, изучение экономической структуры общества.

4. Диалектико-материалистический подход считается наиболее приемлемым для решения научных проблем на основе объективного анализа.

Выделяются всеобщие, общие научные и частные методы.1. Всеобщие методы. Метафизический метод рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости. Диалектический метод позволяющий более точно отразить действительность.2. Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.3.В группе частных приемов выделяют графические, статистические, математические методы, моделирование, сравнительный анализ, практический эксперимент.

3. человек в системе общественного производства

Главной целью и фактором производства, его развития и совершенствования является человек. Как участник производства он выступает в трех лицах. С одной стороны, человек является производителем, непосредственно участвующим в создании благ и услуг. С другой стороны, он потребитель, использующий все, что получено в процессе производства.

рабочая сила — не просто фактор, а главная производительная сила общества. В меру ее развития человек создает нужные ему средства производства и определяет способы их использования.

роль человека на разных ступенях развития производства различна. Так, для ремесленного производства характерно выполнение. Каждый производитель выступал как единичный работник. Но, начиная с простой кооперации, производство уже не могло развиваться на базе единичного работника. Он превратился в частичного работника, закрепленного за функцией, что сопровождалось ростом производительности труда. Дальнейшее развитие разделения труда и специализация производства усилили взаимозависимость работников, предопределили возникновение совокупного работника. Появление крупного машинного производства продиктовало необходимость совместного труда работников в пределах отрасли, а затем и общества. Неотъемлемый элемент всякого совместного труда – дисциплина. Значимость дисциплины труда повышается по мере усиления зависимости между различными звеньями общественного труда, также роста масштабов приводимых в движение каждым работником ресурсов.

4.Потребности как предпосылка производства. Классификация. Закон.

Потребности можно определить как всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить.

Классификация потребностей. В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы человека потребности подразделяются на материальные (пища, одежда, жилище и т. п.), социальные (общение) и духовные (образование, искусство, развлечения и т.п.). В современной экономической литературе они чаще всего называются первичными, самыми насущными потребностями человека, и вторичными, связанными преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Их особенность по отношению к спросу в том, что одни – первичные потребности не могут быть замещены другими, удовлетворяются каждая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, от некоторых из них можно временно воздержаться. Отсюда происходит разделение потребностей на эластичные и неэластичные. Первые быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, необходимые для их удовлетворения (например, потребность в питании). Вторые изменяются в течение более продолжительного времени.

В процессе удовлетворения потребностей происходит формирование новых потребностей как в количественном, так и в качественном отношении. К. Маркс и В. И. Ленин называли этот объективный процесс законом возвышения потребностей. Возвышение потребностей подтверждено всем ходом исторического развития. Это составляет один из фундаментальных факторов, вокруг которого вращаются проблемы экономики: стремление удовлетворить возрастающие и изменяющиеся потребности – сильнейший мотив совершенствования производства.

5.Ресурсы и факторы производства

Ресурсы производства – это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

1) природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. 2) материальные – все созданные человеком (рукотворные) средства производства и предметы труда, которые сами являются результатом производства;

3) трудовые – трудоспособное население;

4) финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства;

5) информационные – данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

выделяют четыре фактора производства:1) труд – способности человека, можно использовать при производстве благ и услуг. 2) капитал – созданные людьми производственные ресурсы – здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, используемые в производстве.3) земля – естественные блага, используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода,);

4) предпринимательские способности– особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать другие факторы производства.



2016-01-26 405 Обсуждений (0)
Методология и методы экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология и методы экономической теории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)