Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль мусульманского права в теократических и светских государствах



2016-01-26 2948 Обсуждений (0)
Роль мусульманского права в теократических и светских государствах 0.00 из 5.00 0 оценок




Мусульманское право давало широкий простор для судейского выбора. И, вплоть до настоящего времени, мусульманским судьям при молчании закона в большинстве случаев предписывается применять не просто определенный толк, а его «наиболее предпочтительные выводы». Эта же особенность структуры мусульманского права позволяет при закреплении его норм в современном законодательстве выбирать из множества противоречивых предписаний те, которые наилучшим образом отвечают интересам социально-политических сил, стоящих у власти в той или иной мусульманской стране. Коренная перестройка правовых систем, которые в большинстве стран к середине XX в. оказались сориентированы на восприятие западных правовых моделей, а также широкая кодификация норм фикха (прежде всего в области личного статуса) способствовали изменению структуры действующего мусульманского права по двум основным направлениям. Прежде всего, если в середине века мусульманское право как система действующих норм занимало преобладающее место в правовой надстройке определенной группы стран, то в современных условиях в большинстве из них можно наблюдать лишь применение отдельных норм, институтов, конкретное юридическое

содержание которых формировалось под прямым влиянием фикха. В результате приходится иметь прямое дело не столько с собственно мусульманским правом, сколько с нормами, ведущими от него свое происхождение.

Мусульманское право оказывает влияние на современное общественное развитие многих государств не только в виде системы действующих юридических норм, но и в качестве важного идеологического фактора. Проблемам мусульманского права придается важное значение современными политическими движениями, выступающими под лозунгами ислама, в которых социально-политические аспекты становятся доминирующими. И если учесть, что мусульманское право традиционно рассматривается как главное средство практической реализации сложившихся в исламе представлений о «мусульманском образе жизни» и общественном идеале, то становится понятной существенная роль, которую отводят ему различные политические силы при обосновании своих требований.

Очень распространенным средством, используемым для приспособления мусульманского права к условиям современной жизни, является вмешательство господствующей в обществе власти. Суверен, будь то монарх или парламент, является в исламистском понимании не господином, а служителем права, имея возможность законодательствовать, он руководит государственной политикой и должен, в частности, следить за правильным отправлением правосудия. Мусульманское право принимает законность регламентирующих мер, которые применяются в данной связи властями.

Индусское право

Индусское право составляет систему религиозно-традиционной семьи и является древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде, Кении, исповедующей индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

В настоящее время индусское право распространяется на 300 - 350 миллионов индусов. Подавляющее большинство из них проживает в республике Индия. Индия является одной из крупнейших стран мира. Ее население, мало того, что очень велико, но еще и многонационально, поэтому существуют различия во внешнем облике, языке, обычаях. Религия занимает в жизни индийцев одно из важнейших мест, поэтому законодательство Индии идет в соответствии с канонами религиозного права.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Правовая система Индии обладает исключительным своеобразием, представляя смесь и сосуществование различных правовых культур, что отражает постоянную смену властителей на протяжении многовековой истории страны и многоконфессиональный характер современного индийского общества.

Индусское право - это религиозная правовая система, право общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки. Как и мусульманское право, оно связано с религией и изначально было направлено на регламентацию всех аспектов общественной жизни лиц, исповедующих индуизм. В широком смысле понятие "индус" включает не только лиц, исповедующих индуизм, но и тех, кто, не будучи приверженцем этой религии, согласен руководствоваться в своей жизни индусским правом (при условии, однако, что они не являются христианами, мусульманами, парсами или иудеями).

Индусская система права - одна из древнейших в мире. Веды сборники индийских религиозных песен, молитв и гимнов, созданные во II тысячелетии до н.э. и позже, - содержат древнейшие тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным. Еще позднее появились "дхармасутры" - первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Эти правила (на санскрите - дхарма) не проводят четкого различия между требованиями религии, морали и права. Их выполнение, по представлениям индусов, обеспечивает счастливое переселение души после смерти. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью.

Основным источником классического индусского права доколониального периода оставались не законы светских властителей и даже не решения судов, а труды правоведов, в частности "смрити", комментарии к ним и юридические сборники. По содержанию это было всеобъемлющее и систематизированное обычное право, действующее среди индусов. В качестве источников права признавались также старинные местные обычаи, которым с давних времен следовали определенные касты, роды или семьи.

Мусульманское господство, которое установилось в Индии в XVI в., затормозило развитие индусского права. Обычное индусское право применялось тогда лишь панчаятами каст, но не могло развиваться и укреплять свое влияние посредством деятельности судебных и административных органов государства. Это право оставалось, таким образом, в сфере религии, приличий и нравов.

В период британского колониального господства индусское право претерпело существенные изменения. Прежде всего ограничилась сфера его применения. В области права собственности и обязательств традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права, в то время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с нормами индусского права.

Модификация индусского права осуществлялась под влиянием социально-экономических перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад развитием капиталистических отношений в колонии, посредством таких источников права, как закон и судебный прецедент. Английские судьи, применявшие индусское право, восполняли пробелы в нем нормами из английского общего права или создавая на его основе новые прецеденты. В результате в судебной практике место классического индусского права постепенно заняло "англо-индуистское право", которое очень скоро перестало нуждаться в опоре на традиционные источники писаного права, приобрело характер чисто прецедентного права и в качестве такового стало использоваться индийскими судами. Законами английские власти иногда отменяли и изменяли те нормы индусского права, которые казались им совершенно неприемлемыми.

После достижения независимости система индусского права претерпела (в отличие от мусульманского) новые значительные изменения, коснувшиеся как принципов и источников, так и многих институтов и норм. Главным инструментом перемен стал закон.

В настоящее время индусское право непосредственно используется при рассмотрении следующих вопросов: регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, алиментные обязательства, наследование, религиозные институты, совместную собственность, элементы договорного права, кастовое право и отлучение. Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения.

Индийскоеправо в отличие от индусского права - это национальное право, совокупность норм, действующих на территории всего государства. Нормы индийского права обязательны для проживающих в Индии граждан независимо от их национальности и религии. Индийское право сложилось в период, когда страна находилась под управлением Англии. В его формировании и развитии большая роль принадлежит законодательным актам, созданным для Индии англичанами, использовавшими ценности своего общего права. В колониальный период были проведены работы по систематизации законодательства, созданы крупные законы и кодексы, во многих отношениях значительно опередившие право, действовавшее в самой Англии. Создание права на светской основе было само по себе весьма прогрессивным и абсолютно необходимым решением в стране, где действовало одновременно индусское и мусульманское право.

Получение независимости дало новый импульс в процессе развития индийского права. Решительный шаг в реформировании правовой системы страны был сделан с принятием Конституции 1950 г., закрепившей светский характер государства. Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране прогрессивных социальных преобразований, индустриализации, аграрных реформ, преодолению пережитков прошлого.

В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховными судом.

Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Законодательство и решения судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд.

Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась.
Однако и сейчас индусское право используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества.

Система национального права Индии в значительной мере формировалась и развивалась под большим воздействием английского права, и в настоящее время, она входит в правовую семью общего права.

 

ВЫБОРЫ

Наблюдение, руководство и контроль над выборами возлагается на Избирательную комиссию.

Наблюдение, руководство и контроль за составлением списков избирателей и проведением всех выборов в Парламент и Легислатуру каждого Штата, а также выборов на должность Президента и Вице-президента, проводимых на основании Конституции - возлагается на Комиссию (именуемую в Конституции Избирательной комиссией).


Избирательная комиссия состоит из Главного комиссара по выборам и такого числа других Комиссаров по выборам, если таковые имеются, которое Президент может время от времени устанавливать; назначение Главного комиссара по выборам и других Комиссаров по выборам производится Президентом с соблюдением положений любого закона, изданного по данному вопросу Парламентом.

Если в таком порядке назначается какой-либо другой Комиссар по выборам, Главный комиссар по выборам действует в качестве Председателя Избирательной комиссии.

 

Перед каждыми всеобщими выборами в Народную Палату и в Законодательное Собрание каждого Штата и перед первыми всеобщими выборами, а затем перед каждыми выборами, происходящими раз в два года, в Законодательный Совет каждого Штата, в котором имеется такой Совет, Президент может также назначить, после консультации с Избирательной комиссией, таких Региональных комиссаров, которых он сочтет необходимыми для оказания помощи Избирательной комиссии по осуществлению функций, возложенных на эту Комиссию.

 

Президент, или Губернатор какого-либо Штата по просьбе Избирательной комиссии предоставляет Избирательной комиссии или Региональному комиссару такой персонал, который может быть необходим для осуществления функций, возложенных на Избирательную комиссию.

Ни одно лицо не может быть лишено права быть включенным в особые списки избирателей или не может быть лишено права требовать включения в эти списки по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности или пола.


Выборы в Народную Палату и в Законодательные Собрания Штатов производятся на основе всеобщего избирательного права.

Выборы в Народную Палату и в Законодательное Собрание каждого Штата производятся на основе всеобщего избирательного права для совершеннолетних граждан;

Это означает, что любое лицо, являющееся гражданином Индии и достигшее восемнадцати лет в день, который может быть установлен для этой цели законом или на основании закона, изданного соответствующим Законодательным органом, и не дисквалифицированное каким-либо другим образом на основании настоящей Конституции или любого закона, изданного соответствующим Законодательным органом, по причинам непроживания, душевной болезни, совершения уголовного преступления или подкупа и других незаконных действий во время выборов, имеет право быть зарегистрированным в качестве избирателя на любых таких выборах.


Конституцией Индии предусмотрено недопущение вмешательства судов в вопросы, связанные с выборами.

ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Индийский Парламент состоит из двух палат: Совета штатов и Народной палаты. Народная (нижняя) палата выражает интересы Федерации в целом, а Совет штатов (верхняя палата) представляет в Парламенте субъекты Федерации.

Обе палаты индийского Парламента состоят, прежде всего, из сравнительно богатых, образованных людей, обычно принадлежащих к высшим кастам. Общее число депутатов Народной палаты не должно превышать 525 представителей от штатов плюс 20 представителей союзных территорий и двух представителей англо-индийской общины, назначаемых президентом. Причем из этого числа за наиболее отсталыми слоями населения, известными в Индии как списочные, или зарегистрированные, племена и касты, резервируются, соответственно, 38 и 78 мест. Это говорит о стремлении представить упомянутые группы населения в высших органах законодательной власти, что, несомненно, весьма прогрессивно. Председательствует на заседаниях Народной палаты спикер, избираемый депутатами этой палаты из ее состава.

В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть досрочно распущен. Его реальное значение в политической жизни страны невелико. Пользуясь правом отлагательного вето, Совет штатов может задержать законопроекты, принятые Народной палатой (кроме финансовых) на срок до шести месяцев. Он может также вносить в законопроекты поправки и возвращать их в нижнюю палату.

В зависимости от партийной принадлежности депутаты обеих палат группируются по партийным фракциям. Каждая из них имеет своего лидера и «кнутов», т. е. партийных организаторов, обеспечивающих партийную дисциплину, явку на заседания палат, в которых фракция заинтересована, и единообразное голосование.

Парламент, а точнее Народная палата, осуществляет контроль над правительством, которое несет перед ним коллективную ответственность. Эта функция может осуществляться ею посредством использования депутатами Народной палаты права запроса, права обсуждения политики правительства, а также возможности вынести правительству вотум недоверия.

Президент

ПрезидентИндии избирается сроком на пять лет по системе «единственного передаваемого голоса» особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат Парламента и избираемых депутатов легислатур штатов.

Президентом может быть избран гражданин Индии, достигший 35-летнего возраста и отвечающий требованиям, предъявляемым к депутатам Народной палаты.

Президент не должен занимать платную должность в правительстве Федерации или штата или в подконтрольных им органах, а также быть членом Парламента или легислатуры штата. Он может переизбираться неоднократно.

Президент Индии является главой государства и формально наделен большой исполнительной властью. Однако он обязан следовать советам правительства. В результате практически все основные полномочия президента осуществляются от его имени Советом министров, а точнее - Премьер-министром.

Президент назначает правительство, созывает и распускает сессии Парламента, собирает обе палаты для разрешения разногласий между ними, может досрочно распускать Народную палату.

В соответствии с Конституцией Президент формально является главой исполнительной власти, главнокомандующим вооруженными силами, неотъемлемой составной частью Парламента. Он назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и Высших судов штатов, генерального прокурора, генерального аудитора и многих высших государственных служащих. Он обладает правом помилования. Во внешнеполитических отношениях Президент осуществляет представительские функции. За нарушения Конституции Президент может быть подвергнут процедуре импичмента.

Вице-президент

Вице-президент избирается сроком на пять лет тайным голосованием специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат Парламента, созванных на совместное заседание, в соответствии с системой пропорционального представительства на основе «единственного передаваемого голоса». Вице-президент не может занимать платную должность в органах правительства Федерации или штата. Вице-президентом может стать гражданин старше 35 лет, обладающий квалификацией, необходимой для избрания в качестве члена Совета штатов, поскольку он выступает, прежде всего, в качестве председателя этой палаты Парламента.

Вице-президент по должности является председателем Совета штатов Парламента и замещает Президента в периоды его отсутствия, болезни или в случае вакантности места Президента до избрания нового главы государства.

Правительство

Ведущую роль в практическом осуществлении государственной власти в Индии играет Совет министров - коллективный орган исполнительной власти, состоящий из премьер-министра и министров, назначаемых президентом страны. В соответствии с конституционным обычаем президент обязан назначить Премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр формирует правительство из руководящих деятелей фракции большинства в нижней палате Парламента. Он распределяет министерские портфели и определяет функции и полномочия министров. Формируя правительство, Премьер-министр может с одобрения президента изменять состав правительства и увольнять министров.

Министр должен быть депутатом любой из палат Парламента или стать им в течение шести месяцев с момента назначения. Совет министров ответственен перед Народной палатой и в случае выражения последней вотума недоверия правительству может быть распущен президентом. Однако президент по совету Премьер-министра может в этом случае досрочно распустить нижнюю палату.

Конституция не определяет конкретные функции и полномочия правительства, но из обязанности президента следовать советам последнего вытекает, что почти все полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются Советом министров. Следовательно, исполнительная власть, формально закрепленная за Президентом, на деле осуществляется правительством. Почти всеми основными полномочиями Президента на практике пользуется Кабинет.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Большую роль при выборах парламента и президента, в формировании правительства играют политические партии.

Долгое время в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении Индией независимости

Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости 1947 - 1977 гг., а также в 1980 -1989 гг. и 1991 - 1996 гг., т. е. в общей сложности в течение 45 лет, т.е. немногим более чем 50 лет независимого существования страны. Другие партии правили в Индии только в 1977 -1980 гг., 1989 - 1991 гг. и с 1996 г.

В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую.

В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

В Индии, в отличие от ряда других федеративных государств, существует единая, строго централизованная судебная система, призванная служить укреплению единства страны и единообразному применению законодательства на всей ее территории. Низшей ступенью судебной иерархии являются суды панчаятов, рассматривающие менее значительные гражданские и уголовные дела. Далее, по мере принятия к своему рассмотрению более сложных категорий дел, идут суды мунсифов, «судьи-индусы», дополнительные и окружные судьи.

Высшей судебной инстанцией штата является Высший суд штата, выступающий как в качестве суда первой инстанции, так и в качестве апелляционного суда. Свой высший суд могут иметь и союзные территории.

Высшим органом единой централизованной судебной системы Индии (что не характерно для федеративной системы) является Верховный суд, который состоит из обычно старшего по возрасту главного судьи и 17 членов. Члены Верховного суда назначаются президентом из числа виднейших юристов страны по консультации с главным судьей и министрами Кабинета. По достижении 65-летнего возраста они обязаны уходить в отставку, а также могут быть досрочно уволены за недостойное поведение или смещены приказом президента по причине профессиональной непригодности.

Наиболее важна роль Верховного суда Индии и высших судов штатов в качестве органов конституционного контроля.

Иудейское право.

Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Оно действует на протяжении более чем двух тысяч лет. Некоторые авторы считают, что иудейское право существует более трех тысячелетий.

Иудейское право – это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем. Главный отличительный признак иудейского права – бескомпромиссно-отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с тем и к ее носителям – «языческим народам» не могло не вызвать соответствующей реакции этих народов по отношению к евреям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ.

Во многих европейских странах в средние века был издан целый ряд нормативных актов, которые резко ограничивали права евреев, проживающих на их территории. Например, в Испании в 1492 году был издан декрет, по которому все евреи изгонялись из страны под угрозой смерти и потери имущества. В целях соблюдения чистоты католической веры и искоренения «иудейской ереси» христианам вменялось в обязанность доносить на всех тех, кто посещает синагоги, совершил обрезание, съел то же мясо, что и евреи, или сидел за их столом. 3а несоблюдение этих правил грозило суровое наказание: изгнание из страны, смерть и потеря имущества. В Португалии в это время декретом короля предписывалось запретить иудейский культ, закрыть все синагоги, а евреям было предложено или принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. В России евреям предписывалось жить только на определенной территории. В отношении их существовала так называемая черта оседлости, в пределах которой они проживали и свободно передвигались. Правом свободного передвижения по всей России обладали только евреи, окончившие университет или купцы первой гильдии.

Другой отличительный признак иудейского права – это преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.

Несоблюдение обязанностей влекло за собой, как правило, поощрительные санкции.

Поощрительные: 1) я дам вам дожди в свое время и земля и деревья полевые дадут плоды свои; 2) вы будете есть хлеб свой досыта и будете жить на земле своей безопасно; 3) пошлю мир на землю вашу; 4) сгоню лютых зверей с земли вашей и т.д.

В принудительных санкциях совсем другие интонации звучат из уст Моисея для тех, кто не соблюдает указанные обязанности: 1) пошлю на вас ужас, чахлость и горячку от которых истомятся глаза и измучится душ, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; 2) пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш; 3) наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; 4) города ваши сделаю пустынею; 5) рассею вас между другими народам и т.д. И в заключение: И погибнете вы между народами, и пожрет вас земля врагов ваших.

Следующий отличительный признак иудейского права – это его объединительная функция, связанная с формированием еврейского сообщества. Религиозная идея заключения договора между Богом и иудейским народом на горе Синай имело общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками Бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего Бога превращают их в единый народ. Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и то: же религиозной основе, объединяло иудеев между собой, независимо от того, проживали ли они на своей исторической родине или в других странах.

Достоевский называл и другие причины и факторы единения иудеев – существование так называемого государства в государстве. В подтверждение своей мысли Ф.М.Достоевский ссылается на одну из заповедей, обращенную к иудеям: «Выйди из народов и составь свою особь и знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби, или в рабов обрати, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не сообщайся. Вот суть идеи этого государства в государстве, – делал вывод Достоевский.

Можно ли говорить о том, что высказывания древних еврейских пророков устарели и не оказывают влияния на современное иудейское право. Нет, такая точка зрения будет неверной. Даже в декларации независимости Израиля, принятой в 1948 году, закреплено положение: «Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливость и мира в их понимании израильскими пророками».

Отличительным признаком иудейского права является его рациональный характер. Мусульманство можно принять, еврей может принять, например, христианство. Иудеем нельзя стать, им можно только родится. Иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого и всех евреев, независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры. Ибо еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права.



2016-01-26 2948 Обсуждений (0)
Роль мусульманского права в теократических и светских государствах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль мусульманского права в теократических и светских государствах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)