Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наличие государственной казны



2016-01-26 493 Обсуждений (0)
Наличие государственной казны 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность государства

Сущность государства — это то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, то, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является организация политической власти в обществе.

Различают два основных подхода к сущности государства:

1. классовый: государство выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти

2. общесоциальный: государство выражает интересы всего общества или значительной его части.

Есть и иные мнения о сущности государства:

Б.А. Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.

Л. Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.

Отдельные ученые говорили, что государство - это разновидность органов управления обществом.тотьььбти

Социальное назначение государства

Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

• консервативная: вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

• либеральная:задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

• социал-демократическая: задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

• коммунистическая: роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах.

Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные)


6. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы

Типология государств – это научно обоснованная классификация государств. Классификация по типам является необходимым этапом в постижении сущности, раскрытии признаков государства, выявлении закономерностей естественно-исторического процесса развития государств.

На протяжении длительного времени в отечественной науке господствовал формационный подход к типологии государств, основоположниками которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис является, по мнению представителей формационного подхода, решающим фактором общественного развития и предопределяет соответствующий ему тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют и типы государства.

К. Маркс делил историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную (коммунистическую). Их выделение было обусловлено наличием или отсутствием частной собственности, антагонистических классов и товарного производства. Государство рассматривалось элементом экономической макроформации, в рамках которой ученый выделял азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как прогрессивные эпохи экономической общественной формации («К критике политической экономии» Предисловие.). Необходимым и закономерным являлась последовательная смена в ходе естественно-исторического развития названных трех формаций. Однако в 30-е гг. XX в. советскими учеными марксистская концепция была несколько переработана, в результате стали выделять пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Всем формациям, кроме первобытнообщинной, соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства и права к другому) происходит посредством социальных революций.

В новых условиях формационный подход подвергся критике. Во многом замечания ученых справедливы и сводятся, преимущественно, к следующим моментам. 1) Главная идея марксизма – отмирание государства в будущем – не нашла своего подтверждения. Очевидно, что не следует рассматривать государство как институт, необходимый лишь в условиях антагонизма классов. 2) Развитие общества представлялось как однолинейное, заранее предопределенное. Вместе с тем, социальная практика свидетельствует о большем разнообразии общественного развития.

Зачастую недостатком формационного подхода называют игнорирование особенностей развития азиатских стран и упор лишь на историю европейских государств. Следует согласиться с этим лишь отчасти, поскольку в работах К. Маркса упоминался азиатский способ производства. Однако в советский период, в связи с опасением его возможного сравнения с общественно-экономическим строем СССР, он был устранен из «пятичленки».

Несомненным достоинством формационного подхода является его достоверность и научный характер (соответствовал уровню развития науки того времени). Подход позволяет во многом объяснить историческое развитие обществ, а также взаимосвязь государства и права с другими социальными явлениями.

Цивилизационный подход возник на рубеже ХIХ – ХХ веков. Одним из представителей этого подхода был английский историк Арнольд Джон Тойнби (1889 - 1975). В своей работе «Постижение истории» Тойнби утверждает идею о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация, по Тойнби, - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации, прежде всего, достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т.д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.

Основное внимание в рамках данного подхода уделяется классификации цивилизаций на основе идеально-культурных факторов. В этом смысле это лишь классификация обществ, а не государств. Бесспорно, что духовные и культурные факторы способны существенно влиять на государство, его социально-экономическое развитие (усиливать, прерывать, полностью блокировать). И в этом плане цивилизационное направление способно объяснить многовариантность исторического развития.

Не следует рассматривать цивилизационный подход как альтернативу формационному. В настоящее время очевидны недостатки цивилизационной типологии, которая, как уже было указано, является лишь типологией обществ, а не государств в собственном смысле слова. Названные подходы не противоречат, дополняют и обогащают друг друга.

Функции государства

1. Понятие функций государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по реализации задач, стоящих перед ним.

2. Значение функций государства.

Процесс функционирования государства предполагает определенное воздействие его на отдельные институты и элементы, общественные отношения и человека. Посредством этого воздействия государство исполняет свои функции.

Исполнение своих функций государством, предполагает определенные изменения в общественных отношениях и институтах. Может происходить стабилизация общества, либерализация экономики и т.д. Соответственно значение функций государства заключается в возможности, посредством их возможностей, влиять на все процессы, происходящие в государстве и обществе.

3. Классификация функций государства.

Исследователи государственно-правовых явлений выделяют следующие виды функций государства:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

по значению: на основные и неосновные,

по видимости: на явные и латентные,

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

 

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений - государственному управлению.

4. Формы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства - это внешние проявления функций государства, а также, деятельность государственных органов и должностных лиц, посредством которых реализуются функции государства.

Можно выделить правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Правовая форма есть деятельность по реализации функций государства, путем правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Организационная форма предполагает реализацию функций государства путем управленческой, хозяйственной, идеологической деятельности.

5. Методы осуществления функций государства.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государственной власти реализуют функции государства.

Исследователями выявляются такие методы осуществления функций государства:

- метод регулирования нормативными правовыми актами.

- метод принуждения.

- метод компромисса.

- метод рекомендации.

- метод контроля и надзора.

- метод пропагандистского влияния на общество.

 

 

8.Государственный аппарат (механизм государства) — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует иная точка зрения, согласно которой:

государственный аппарат - это система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями,

механизм государства - это не только органы, но и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.



2016-01-26 493 Обсуждений (0)
Наличие государственной казны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наличие государственной казны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)