Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе общества



2016-01-26 716 Обсуждений (0)
Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок




В 50 – 60 годы XX века американские социологи в ходе системного анализа политических процессов ввели в научный оборот понятие «политическая система». Советские философы и юристы в это же время включили это понятие в структуру исторического материализма – марксистской науки, изучающей закономерности развития и общества.

Политическая система включает в себя два взаимодействующих явления – государство и гражданское общество.

В структуру гражданского общества входят такие его части, как общественные и религиозные организации, политические партии, трудовые коллективы, профсоюзы, средства массовой информации, органы местного самоуправления. Некоторые авторы включают в состав политической системы теневую экономику и организованную преступность.

Кроме того, ряд авторов в состав политической системы включают правовые нормы, имеющие политическое содержание, политическое сознание, корпоративные нормы политического характера, политические обычаи и традиции, политическую элиту и ряд других факторов организационно – интеллектуального характера. Представляется, что эти факторы было бы точнее отнести к инструментарию политической системы.

К собственно политической системе как совокупности самоорганизационно возникших институтов общества, интегрирующих индивидуальные и общественные интересы и потребности справедливее было бы отнести материальные структуры.

Очевидно, государство занимает в политической системе ведущее место. Именно государство организует и направляет векторы взаимодействий различных общественных отношений друг с другом и с собой.

Такая его позиция вытекает из презумпции, что именно государство объединяет население на своей территории, выражает общие интересы общества, определяет основные направления развития и функционирования общества.

С общественными и религиозными организациями государство стремится к сотрудничеству, обеспечивая, таким образом, важнейшие права гражданам на объединение по интересам и свободу совести.

Выделяются три основных направления сотрудничества государства с общественными объединениями:

1) информирование государством о положении дел в совместных сферах деятельности, и о принимаемых в этой связи государством решениях;

2) совместная деятельность в разрешении социально значимых проблем;

3) общественные объединения помогают государству в создании наиболее точно отвечающих потребностям населения законов путем изучения общественного мнения.

С другой стороны, государство контролирует законность деятельности и доходов общественных отношений.

Государство в своей деятельности соучаствует с религиозными организациями в деле морально – нравственного, духовного воздействия на сознание граждан для решения общих гуманистических задач.

Важной в политической системе сферой является сотрудничество государства и политических партий.

Политическая партия представляет собой особое общественное объединение, спецификой которого является участие в осуществлении государственной власти либо содействие государству в осуществлении власти.

Взаимодействия государства и партий происходит по нескольким направлениям:

1. партии участвуют в формировании высших органов государственной власти;

2. партии разрабатывают программы политического и экономического развития страны;

3. партии представляют интересы различных социальных групп;

4. многопартийность обеспечивает компромисс между обществом и властью, и позволяет безболезненно разрешать социальные конфликты.

Государство сотрудничает с профсоюзами – массовыми, общественными организациями работников, основанными на общности трудовых интересов и стремлении улучшить условия жизни и труда работников.

Профсоюзы в силу своей многочисленности оказывают заметное влияние как на государство, так и на общество, что и является стимулом к сотрудничеству государства и профсоюзов.

Под трудовым коллективом понимаются работники, осуществляющие трудовую деятельность на основе заключенного трудового договора.

Собственно трудовые коллективы не имеют политических интересов, их интерес сугубо экономический, но в массе своей на территории государства совокупность экономических интересов приобретает политическое значение, что и заставляет государство политическими инструментами обеспечивать их экономический интерес.

Средства массовой информации в политической системе выполняют, по крайней мере, две функции – информационную и идеологическую. Их можно представить в виде идеологического моста между обществом и государством, в этом и заключается их особое место в политической системе. СМИ не всегда самостоятельны в финансовом, и значит, в идеологическом отношении. Поэтому независимость СМИ достаточно условна и призвана поддерживать в обществе одну из демократических иллюзий. С той же мерой условности можно назвать СМИ четвертой властью.

В российском правоведении теневую экономику и организованную преступность не принято считать частью политической системы, однако, как явления, реально оказывающие влияние на политическую систему, они существуют, и было бы политической близорукостью не обращать на них внимание. В последнее время модели преступных сообществ исследуются общественными науками и правоведением.

Конечно, государство не может, не должно и не сотрудничает с преступными сообществами. Его задача в этом направлении максимально подавлять все возможные проявления преступных сообществ в обществе. Однако, учащающиеся случаи коррупции, то есть сотрудничества некоторых чиновников государства с организованной преступностью сигнализирует о достаточно серьезной, угрожающей стабильности политической системы проблеме.

Правительство России в последнее время уделяет серьезное внимание этой проблеме. Хочется надеяться, что последуют столь же серьезные результаты.

15.В современном мире разделение властей – характерная черта, признан­ный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разде­ления властей – итог многовекового развития государственности, поиска на­иболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Д. Локком (1632–1704 гг.), в классическом виде она была разработана Монтескье (1689–1755 гг.) и в ее современной фор­ме – А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джем.

Основные положения теории разделения властейследующие:

– разделение властей закрепляетсяконституцией;

– согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляютсяразличным людям и органам;

все властиравны и автономны, ни одна из них не может быть устране­на любой другой;

никакая властьне может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

судебная власть действует независимо от политического влияния, су­дьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит кон­ституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое уст­ройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом – любым органом государ­ства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения вла­сти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой – постоянная общественная реальность.

Теоретические и практические истоки принципа разделения властей – в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями под­готовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения. Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений го­сударственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. В своем сочинении «о духе законов» Монтескье разделение властей понимает в трех аспектах – функциональном, институциональном и персональном. 1. Функциональное разделение властей. Ради обеспечения свободы необходимо установить раздельно функцию принятия решений о принуждении (применении силы) и функцию осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения силы, судебная власть допускает или предписывает конкретные меры применения силы. Следовательно, эти ветви власти не должны обладать принудительной силой, не должны осуществлять государственное принуждение. Поскольку такой силой обладает исполнительная власть, она сама не должна принимать нормативные или индивидуальные решения о применении силы. Следовательно, исполнительная власть должна действовать наосновании и во исполнение законов и судебных решений.

2. Институциональное разделение властей. Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной не должно быть соединено в одном лице или учреждении. Разделение властей означает отделение инстанций' обладающих принудительной силой, от инстанций, принимающих решение о применении силы. Иначе говоря, нужно разделить государственные органы, компетентные применять силу и компетентные принимать решения о применении В этом контексте разделение законодательной и исполни­тельной власти означает, во–первых, что органы исполнитель­ной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона.

3. Персональное разделение властей.

Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и вопло­щение ее на практике внес американский государственный Д. Мэдисон (1751–1836 гг.). Он изобрел та­кую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

Сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс – законодатель­ный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции. Су­дебная власть сдерживается президентским назначением и ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Кон­гресс сдерживает президента своим правом ратифицировать назначения в ор­ганы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей властью ассигновать деньги.

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демо­кратических государств. Как один из принципов организации государствен­ной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О го­сударственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гла­сит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная дея­тельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы при­нимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, пере­численным в ст. 106, – Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласован­ное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государствен­ной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).

Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать от­дельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным пе­риодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено ка­кого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции са­модержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит ав­томатически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде об­рекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов – лишь переходный этап в процессе ста­новления государственности. Разделение властей – это прежде всего пра­вовая форма демократии.

Разделение властей. Власть делится на три ветви, которые должны образовывать систему сдержек и противовесов, контроля для предотвращения тем самым узурпации кем – либо из властей. Ветви власти получают дополнительные стимулы к повышению профессионализма.

Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей. Разделение властей на относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает злоупотребления властью, возникновение тоталитарного управления государством, не связанного с правом. Каждая ветвь занимает свое место в системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно – правовыми мерами, которые обеспечивают взаимодействия и взаимоограничения полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть – устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых им законов, придает общеобязательный характер нормам прав, выраженных в них. Но верховенство законодательной власти не носит определенный абсолютный характер. Пределы его действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.

Исполнительная власть – занимается реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана, и осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые не предусмотренные Конституцией, законам права, или обязанностей граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер, если является подзаконной, действует на началах законности. Сдержанность ее достигается и посредством ее подотчетности и ответственности через представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть – призвана охранять права, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни нарушал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной и исполнительной власти. Независимость и законность правосудия является важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

 

 

16. гражданское общество.

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе без вмешательства государства.

Формирование гражданского общества началось с обособления общества от всепроникающей государственной власти в ходе буржуазных революций (ХVII – ХVIII вв.). Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия нормативных актов, закрепляющих права человека (Билль о правах в США, Декларация прав и свобод человека и гражданина во Франции). Однако это было лишь формальное, юридическое равенство, но и оно способно было создать условия для проявления талантов, способностей и инициативы личности. Критерием зрелого гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов самореализации и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора.

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Понятие «гражданское общество» используется, как правило, в сопоставлении с понятием «государство». Эти два института отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Если гражданское общество – это сфера свободы частных лиц, то государство, напротив, представляет собой сферу строго регламентированных политических отношений. Государство и гражданское общество взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Зрелое, развитое гражданское общество является основой построения правового государства. Если гражданское общество выступает своего рода опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу в обществе, обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.

Роль государства заключается, в первую очередь, в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача – «не мешать» нормальному течению экономической жизни.

Однако в настоящее время наблюдается обоснованное увеличение участия государства в жизни гражданского общества. Это связано с переосмыслением социальной и экономической роли государства в современном обществе. По мнению исследователей, значительно сократилось число сфер, свободных от государственного влияния. Вместе с тем, следует отчетливо понимать, что любое проникновение государства в частную жизнь должно иметь пределы. Идеалы правового государства предполагают, что власть подчиняется закону, а это возможно лишь в том случае, если государство находится под контролем гражданского общества. Таким образом, право выступает связующим звеном между государством и гражданским обществом.



2016-01-26 716 Обсуждений (0)
Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (716)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)