Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация социальных процессов



2016-01-26 662 Обсуждений (0)
Классификация социальных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок




По выделению их сущности:

§ базовые (труд и связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, оказывающие влияние на формирование и развитие ценностных ориентаций членов коллектива);

§ интегративно-обеспечивающие (управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегра- тивно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, включение индивида в группу и выход из нее и др.);

§ процессы мобильности (изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, обществе);

§ генетические (прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде).

По критерию масштабности различают:

§ глобальные процессы (их результаты влияют на общество в целом);

§ локальные социальные процессы, которые протекают в отдельных подсистемах (отрасль, регион, предприятие, социальная группа) и не оказывают воздействие на все общество.

Управление социальными процессами — один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей общества и его подсистем. Его содержание заключается в формировании критериев показателей социального развития общества, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.

Управление должно обеспечить равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие необоснованных экономических решений, обострения политической ситуации, стихийных бедствий и других причин.

Можно выделить следующие социальные проблемы, требующие решения:

§ занятость и безработица;

§ охрана труда;

§ вынужденная миграция;

§ прожиточный минимум;

§ детская безнадзорность;

§ формирование доходов населения;

§ формирование среднего класса;

§ образ жизни;

§ оценка деятельности органов управления (различных уровней), власти и общественных организаций;

На СРО влияют факторы технического, экономического порядка. Технические параметрыорганизации характеризуют особенности ее производственной подсистемы, где главную роль играют технологии и выпускаемая продукция (производственный процесс, состав и система разделения трудовых функций). Модернизация производства или изменения характера продукции порождают социальные процессы, связанные со сменой рабочего места, квалификации, установлением новых структурных связей между работниками (влияют условия труда – санитарно-гигиенические, физические условия).Экономические параметры– прибыль, рентабельность производства, экономические нормы, производительность труда, качество и конкурентоспособность продукции, размер зар.платы, объем льгот и компенсаций.

Социальные параметры организации– это основные характеристики социальной подсистемы или показатели социальной общности и социальной инфраструктуры организации. Количественные значения социальных параметров организации выступают в качестве индикаторов состояния организации как объекта социального управления или объекта управлением СРО. Параметры социальной общности и социальной инфраструктуры организации при определенных условиях становятся факторами ее социального развития. Интенсивность и характер действия социальных факторов обуславливают уровень трудовой активности работников.

Их использование не связано с привлечением дополнительного персонала. Оно предполагает знание состава, содержания, особенностей каждого фактора, позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы.

Труд реализуется в физических и психических возможностях работника, которые составляют общую трудоспособность. А социальные возможности включают уровень профессиональной подготовки и желание выполнять работу. Им соответствуют три группы факторов.

1. Факторы, влияющие на физические возможности работников организации(факторы трудоспосбности):

- наличие и объем тяжелых, вредных работ в совокупном фонде рабочего времени;

- наличие санитарно-бытовых помещений и уровень их оснащенности,

- санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда:

- эстетическое оформление рабочих мести производственных помещений;

- использование вспомогательных средств, способствующих поддержанию работоспособности в течение рабочего дня (кабинеты психологической разгрузки, музыка, производственная гимнастика);

- культура содержания рабочих мест;

- уровень охраны труда и обеспечения безопасных условий работы;

- наличие, объем и уровень медицинского обслуживания;

- возможности полноценного питания на работе;

- проведение лечено-оздоровительных мероприятий;

- наличие условий для занятия работников спортом.

Недостаточный учет данной группы факторов приводит к потере производительности труда от 4 до 6% (на примерах предприятия по производству средств связи). Интенсивное использование повышает показатель примерно на 2,5%. При этом срок окупаемости материальных затрат на реализацию мероприятий составляет примерно 1 год.

2. Факторы, влияющие на умение работать(профессиональные умения, знания, навыки):

- работа по профориентации;

- уровень организации по найму, отбор по квалификации;

- обучение рациональным приемам труда;

- распространение передовых методов труда, управления;

- организация систематического обучения работников предприятия и повышение квалификации.

За счет повышения уровня образования и квалификации можно получить годовой рост производительности труда от 1 до 3 %.

3. Факторы отношения работников к труду(желание работать качественно и производительно)

- фактор культуры организации (корпоративная культура).

Это важнейшая характеристика социальной организации, которая заключается в устойчивых представлениях ее сотрудников о назначении (миссии) организации как социального целого в широком социальном контексте, разделяемых и реализуемых в поведении большинства сотрудников, их ценностях, целях, средствах, традициях, нормах отношений между коллегами, руководителями и исполнителями, другими организациями, поставщиками и потребителями. Культура организации – задает вектор происходящих изменений и в итоге СРО.

Культура организации определяет цели и приоритеты социального управления, характер связей между работниками. От нее зависит социально-психологический климат, удовлетворенность, мотивация.

- содержательность труда (рутинность, механизация, автоматизация),

- наличие управления процессом адаптации вновь принятых сотрудников;

- организация помощи молодым и недостаточно квалифицированным сотрудникам со стороны наставников, кураторов;

- сплоченность первичного трудового коллектива,

- иерархия трудовых ценностей;

- морально-психологический климат;

- характер отношений между руководителем и подчиненным;

- характер отношений между коллегами;

- участие работников в принятии управленческих решений;

- участие работников в доходах организации (его справедливость).

Данный фактор проявляется в объективных показателях:

- выполнение норм выработки;

- соблюдение трудовой дисциплины;

- отношение к состоянию оборудования и рабочих помещений;

- стремление к экономии сырья, расходных материалов, энергоресурсов;

- стремление к совершенствованию трудовых навыков, рационализации;

- уровень текучести персонала.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ производства отражаются в технико-экономических показателях:

- объем и качество выпускаемой продукции,

- размер и динамика роста прибыли;

- частота выходи из строя оборудования; продолжительность и качество его ремонта;

- динамика затрат на производство;

- рост производительности труда;

- снижение себестоимости продукции.

Совокупность социальных параметров организации как факторов СРО служит средством описания социальной общности работников организации. Измеряя данные факторы, можно судить о качестве хозяйственной целевой группы.



2016-01-26 662 Обсуждений (0)
Классификация социальных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация социальных процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (662)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)