Классификация социальных процессов
По выделению их сущности: § базовые (труд и связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, оказывающие влияние на формирование и развитие ценностных ориентаций членов коллектива); § интегративно-обеспечивающие (управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегра- тивно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, включение индивида в группу и выход из нее и др.); § процессы мобильности (изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, обществе); § генетические (прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде). По критерию масштабности различают: § глобальные процессы (их результаты влияют на общество в целом); § локальные социальные процессы, которые протекают в отдельных подсистемах (отрасль, регион, предприятие, социальная группа) и не оказывают воздействие на все общество. Управление социальными процессами — один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей общества и его подсистем. Его содержание заключается в формировании критериев показателей социального развития общества, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов. Управление должно обеспечить равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие необоснованных экономических решений, обострения политической ситуации, стихийных бедствий и других причин. Можно выделить следующие социальные проблемы, требующие решения: § занятость и безработица; § охрана труда; § вынужденная миграция; § прожиточный минимум; § детская безнадзорность; § формирование доходов населения; § формирование среднего класса; § образ жизни; § оценка деятельности органов управления (различных уровней), власти и общественных организаций; На СРО влияют факторы технического, экономического порядка. Технические параметрыорганизации характеризуют особенности ее производственной подсистемы, где главную роль играют технологии и выпускаемая продукция (производственный процесс, состав и система разделения трудовых функций). Модернизация производства или изменения характера продукции порождают социальные процессы, связанные со сменой рабочего места, квалификации, установлением новых структурных связей между работниками (влияют условия труда – санитарно-гигиенические, физические условия).Экономические параметры– прибыль, рентабельность производства, экономические нормы, производительность труда, качество и конкурентоспособность продукции, размер зар.платы, объем льгот и компенсаций. Социальные параметры организации– это основные характеристики социальной подсистемы или показатели социальной общности и социальной инфраструктуры организации. Количественные значения социальных параметров организации выступают в качестве индикаторов состояния организации как объекта социального управления или объекта управлением СРО. Параметры социальной общности и социальной инфраструктуры организации при определенных условиях становятся факторами ее социального развития. Интенсивность и характер действия социальных факторов обуславливают уровень трудовой активности работников. Их использование не связано с привлечением дополнительного персонала. Оно предполагает знание состава, содержания, особенностей каждого фактора, позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы. Труд реализуется в физических и психических возможностях работника, которые составляют общую трудоспособность. А социальные возможности включают уровень профессиональной подготовки и желание выполнять работу. Им соответствуют три группы факторов. 1. Факторы, влияющие на физические возможности работников организации(факторы трудоспосбности): - наличие и объем тяжелых, вредных работ в совокупном фонде рабочего времени; - наличие санитарно-бытовых помещений и уровень их оснащенности, - санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда: - эстетическое оформление рабочих мести производственных помещений; - использование вспомогательных средств, способствующих поддержанию работоспособности в течение рабочего дня (кабинеты психологической разгрузки, музыка, производственная гимнастика); - культура содержания рабочих мест; - уровень охраны труда и обеспечения безопасных условий работы; - наличие, объем и уровень медицинского обслуживания; - возможности полноценного питания на работе; - проведение лечено-оздоровительных мероприятий; - наличие условий для занятия работников спортом. Недостаточный учет данной группы факторов приводит к потере производительности труда от 4 до 6% (на примерах предприятия по производству средств связи). Интенсивное использование повышает показатель примерно на 2,5%. При этом срок окупаемости материальных затрат на реализацию мероприятий составляет примерно 1 год. 2. Факторы, влияющие на умение работать(профессиональные умения, знания, навыки): - работа по профориентации; - уровень организации по найму, отбор по квалификации; - обучение рациональным приемам труда; - распространение передовых методов труда, управления; - организация систематического обучения работников предприятия и повышение квалификации. За счет повышения уровня образования и квалификации можно получить годовой рост производительности труда от 1 до 3 %. 3. Факторы отношения работников к труду(желание работать качественно и производительно) - фактор культуры организации (корпоративная культура). Это важнейшая характеристика социальной организации, которая заключается в устойчивых представлениях ее сотрудников о назначении (миссии) организации как социального целого в широком социальном контексте, разделяемых и реализуемых в поведении большинства сотрудников, их ценностях, целях, средствах, традициях, нормах отношений между коллегами, руководителями и исполнителями, другими организациями, поставщиками и потребителями. Культура организации – задает вектор происходящих изменений и в итоге СРО. Культура организации определяет цели и приоритеты социального управления, характер связей между работниками. От нее зависит социально-психологический климат, удовлетворенность, мотивация. - содержательность труда (рутинность, механизация, автоматизация), - наличие управления процессом адаптации вновь принятых сотрудников; - организация помощи молодым и недостаточно квалифицированным сотрудникам со стороны наставников, кураторов; - сплоченность первичного трудового коллектива, - иерархия трудовых ценностей; - морально-психологический климат; - характер отношений между руководителем и подчиненным; - характер отношений между коллегами; - участие работников в принятии управленческих решений; - участие работников в доходах организации (его справедливость). Данный фактор проявляется в объективных показателях: - выполнение норм выработки; - соблюдение трудовой дисциплины; - отношение к состоянию оборудования и рабочих помещений; - стремление к экономии сырья, расходных материалов, энергоресурсов; - стремление к совершенствованию трудовых навыков, рационализации; - уровень текучести персонала. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ производства отражаются в технико-экономических показателях: - объем и качество выпускаемой продукции, - размер и динамика роста прибыли; - частота выходи из строя оборудования; продолжительность и качество его ремонта; - динамика затрат на производство; - рост производительности труда; - снижение себестоимости продукции. Совокупность социальных параметров организации как факторов СРО служит средством описания социальной общности работников организации. Измеряя данные факторы, можно судить о качестве хозяйственной целевой группы.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (662)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |