РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. СОСТАВ И ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. В основе любых методов исследования СУ лежат определённые принципы, теории и законы. Методы ИСУ можно классифицировать по разным классификационным признакам – основаниям: 1.Философский подход: - всеобщие - методы материалистической диалектики, - общие – теоретические и эмпирические, - частные; 2.Сложность: - простые - содержащие чётко выделяемый однозначный способ исследования, - сложные, т.е. комплексные - включающие комбинацию простых способов; 3.Охват явлений: - общие, - частные; 4.Области применения; - физические, - химические, - биологические, - экономические, - социологические и т.п.; 5.Точность результатов использования: - достоверные, - вероятностные; 6.Структура: - алгоритмические, - эвристические; 7.Содержание: - математические, - статистические, - экономические, - экономико-статистические, - технические, - технико-экономические, - параметрические, - экспертные, - социологические, - рефлексивные, - интуитивные, - логические, - интуитивно-логические, - измерительные и др.; 8.Стадии исследования: - подготовительные, - исследовательско - проектные, - внедренческие; 9.Направления использования: - способы обследования - сбора данных, обработки и анализа информации; - формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений (см. подробную классификацию ниже). 10.Отношение к теории и эмпирике: - теоретические: - формализация, - аксиоматизация, - идеализация, - восхождение от абстрактного к конкретному, - моделирование, др.; - эмпирические: - наблюдение, - измерение, - сравнение, - эксперимент, др.; - теоретико-эмпирические: - абстрагирование, - анализ и синтез, - индукция и дедукция, др. 11.Отношение к источнику получения информации: - интуитивные - основанные на использовании знаний и интуиции исследователей; - формализованные - основанные на формализованном представлении объектов исследования; - комплексированные - основанные на использовании интуитивных и формализованных методов; 12.Охват научного инструментария: - общенаучные, - частно- научные; 13.Отношение к науке и особенностям управления: - 13.1.общенаучные, использующие современный научный аппарат: - мыслительно-логические – дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и др; - индукции; - мыслительного эксперимента; - эмпирические – практического эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического; - прямого и косвенного наблюдения; - 13.2.специфические - основанные на специфике управления и учитывающие его особенности: - исследование документов; - проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; - социологические исследования: - наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование; - коллективный анализ (типа «мозгового штурма»); - социометрические оценки, в том числе экспертные оценки; - деловые и инновационные игры; - имитационное моделирование; - систематизация факторов; - 13.3.диверсифицированные - соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приёмы: - интуитивный – случайный поиск; - систематический поиск – целенаправленная упорядоченность всех процедур – матричные методы анализа, классификации, декомпозиции; - алгоритмический – логический поиск; - «мозговой штурм»; - Дельфи; - синектика - соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании; - имитационное моделирование. Классификация методов исследования систем управления по направлениям их использования: 1. Методы обследования (сбора данных): - самообследование, - интервьюирование, - беседа, - фотография рабочего дня, - анкетирование, - изучение документов, - функционально-стоимостный анализ, - активное наблюдение в течение рабочего дня, - моментные наблюдения, - другие; 2.Методы обработки и анализа информации: - системный анализ, - экономический анализ, - декомпозиция, - структуризации целей, - экспертно-аналитический, - нормативный, - параметрический, - моделирования, - функционально-стоимостный анализ, - главных компонент, - балансовый, - корреляционный, - факторный, - опытный, - матричный, - последовательной подстановки, - динамический, - другие; 3.Методы формирования решений: - системный подход, - аналогий, - параметрический, - блочный, - функционально-стоимостный анализ, - структуризации целей, - опытный, - творческих совещаний, - коллективного блокнота, - контрольных вопросов, - метод 6-3-5, - морфологический анализ, - экспертно-аналитический, - моделирование, - другие; 4.Методы обоснования решений: - аналогий, - сравнений, - нормативный, - экспертно-аналитический, - функционально-стоимостный анализ, - моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта, - расчёт количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов, - другие; 5.Методы внедрения (реализации) решений: - обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления, - привлечение общественных организаций, - функционально-стоимостный анализ, - другие.
Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п. Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов: - теоретические; - логико-интуитивные; - эмпирические; - комплексно-комбинированные.
Классификация методов исследования систем управления по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах: 1.Теоретические: 1.1. Формализация: - Аналитические методы: - математические, - интегрального, дифференциального и вариационного исчислений; - теория вероятностей, - теория игр, - поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы математического программирования, например: - линейного и динамического, - математической логики, - теории множеств; - Статистические методы: - математической статистики, - исследования операций и массового обслуживания, - теории информации; - Графические методы: - теории графов, - номограмм, - диаграмм, - гистограмм графиков; 1.2 Аксиоматизация; 1.3 Идеализация; 1.4 Восхождение от абстрактного к конкретному; 1.5 Моделирование: - статистическое имитационное моделирование, - моделирование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-Карло и др.; 1.6.Другие. 2.Логико-интуитивные: 2.1. Экспертные; 2.2. «Мозговой» штурм: - прямая «мозговая» атака, - обмен мнениями, - комиссия, - деловая игра, - конференция идей, - коллективная генерация идей, - творческие совещания, - коллективный блокнот; 2.3. Метод синектики; 2.4. Сценарий; 2.5. Дельфи; 2.6. Постановка проблем; 2.7. Доказательства; 2.8. Конструирование гипотез; 2.9. Классификация и типология; 2.10. Научное обсуждение и научная полемика; 2.11. Структуризация («дерево» целей и т.п.); 2.12. Морфологический анализ; 2.13. Анализ проблем; 2.14. Аналогий; 2.15. 6-5-3; 2.16. Тестирование; 2.17. Главных компонент; 2.18. ССВУ-метод; 2.19. Матричный; 2.20. Органолептический; 2.21. Последовательная подстановка; 2.22. Другие.
3.Эмпирические: 1.1. Наблюдение: - активное наблюдение, - моментное наблюдение, - фотография рабочего дня, - самообследование; 1.2. Сравнение; 1.3. Измерение: - социологическое, - техническое, - экономическое; 1.4. Нормативный; 1.5. Эксперимент; 1.6. Мысленный эксперимент; 1.7. Опросов: - анкетирование, - интервьюирование, - опросы-беседы; 1.8. Изучение документации и информационных материалов; 1.9. Другие. 4.Комплексно-комбинированные: 1.1. Абстрагирование; 1.2. Анализ и синтез; 1.3. Дедукция и индукция; 1.4. Декомпозиция и композиция; 1.5. Корреляционный; 1.6. Факторный; 1.7. Динамический; 1.8. Ретроспективный; 1.9. Квалиметрический; 1.10. Индексный; 1.11. ФСА; 1.12. Системный анализ; 1.13. Параметрический; 1.14. Аналитико-расчётный; 1.15. Анализ взаимного влияния: - совокупность корреляционного, - регрессионного, - балансового, - и др. 1.16. Факторный анализ; 1.17. Социологический; 1.18. Прогностический анализ; 1.19. Диагностический анализ; 1.20. Детальный анализ; 1.21. Глобальный анализ; 1.22. Экономический анализ; 1.23. Экспертно-аналитический; 1.24. Гипотетико-дедуктивный; 1.25. Блочный; 1.26. Аудит-метод; 1.27. Другие. В каждой из приведённых классификационных групп имеются определённые базовые методы исследования. Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определённая совокупность конкретных методов. Заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести 25 методов: - наблюдение; - анкетирование; - изучение документации и информационных материалов; - балансовый; - гипотетико-дедуктивный; - графический и номографический; - дифференциальный, комплексный и смешанный; - индексный; - интервьюирование; - беседа; - консультационный; - корреляционный; - «мозговой» штурм; - морфологический; - параметрический; - поиск экстремумов; - самообследование; - сетевой; - ССВУ-метод; - структуризации целей; - творческие совещания; - функционально-стоимостной; - экспертный; - социологический; - органолептический.
При решении той или иной задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования – среди множества методов как один из наиболее предпочтительных – метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям – процессов труда и затрат рабочего времени в СУ. Каждая из приведённых классификаций методов обладает рядом недостатков: - одни не охватывают всего комплекса методов исследования; - другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Отнесение метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они во многом взаимосвязаны между собой. Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведённых выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практической работе по исследованию систем управления. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ. КРУГООБОРОТ И ПОКАЗАТЕЛИ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ, ПУТИ УСКОРЕНИЯ ИХ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ. Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции. Оборотные производственные фонды - это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла. Они классифицируются по следующим элементам: · производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы); К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относят: предметы, служащие менее одного года и стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу; специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы и др. · незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (НЗП); · незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке; · расходы будущих периодов, т.е. затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах; · фонды обращения, т.е. совокупность средств, функционирующих в сфере обращения; (готовая к реализация продукция, находящаяся на складах предприятия; продукция отгруженная, но еще не оплаченная покупателем; денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке, а так же средства, находящиеся в незаконченных расчетах (дебиторская задолженность). Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация). На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) производственные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного производства и полуфабрикатов, превращаются в готовую продукцию. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой продукции и оборотные средства принимают денежную форму. Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |