Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. СОСТАВ И ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ



2016-01-26 622 Обсуждений (0)
РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. СОСТАВ И ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок





Исследование помогает глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления, исследование — важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.

Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.

Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.


В основе любых методов исследования СУ лежат определённые принципы, теории и законы. Методы ИСУ можно классифицировать по разным классификационным признакам – основаниям:

1.Философский подход:

- всеобщие - методы материалистической диалектики,

- общие – теоретические и эмпирические,

- частные;

2.Сложность:

- простые - содержащие чётко выделяемый однозначный способ исследования,

- сложные, т.е. комплексные - включающие комбинацию простых способов;

3.Охват явлений:

- общие,

- частные;

4.Области применения;

- физические,

- химические,

- биологические,

- экономические,

- социологические и т.п.;

5.Точность результатов использования:

- достоверные,

- вероятностные;

6.Структура:

- алгоритмические,

- эвристические;

7.Содержание:

- математические,

- статистические,

- экономические,

- экономико-статистические,

- технические,

- технико-экономические,

- параметрические,

- экспертные,

- социологические,

- рефлексивные,

- интуитивные,

- логические,

- интуитивно-логические,

- измерительные и др.;

8.Стадии исследования:

- подготовительные,

- исследовательско - проектные,

- внедренческие;

9.Направления использования:

- способы обследования - сбора данных, обработки и анализа информации;

- формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений (см. подробную классификацию ниже).

10.Отношение к теории и эмпирике:

- теоретические:

- формализация,

- аксиоматизация,

- идеализация,

- восхождение от абстрактного к конкретному,

- моделирование, др.;

- эмпирические:

- наблюдение,

- измерение,

- сравнение,

- эксперимент, др.;

- теоретико-эмпирические:


- абстрагирование,

- анализ и синтез,

- индукция и дедукция, др.

11.Отношение к источнику получения информации:

- интуитивные - основанные на использовании знаний и интуиции исследователей;

- формализованные - основанные на формализованном представлении объектов исследования;

- комплексированные - основанные на использовании интуитивных и формализованных методов;

12.Охват научного инструментария:

- общенаучные,

- частно- научные;

13.Отношение к науке и особенностям управления:

- 13.1.общенаучные, использующие современный научный аппарат:

- мыслительно-логические – дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и др;

- индукции;

- мыслительного эксперимента;

- эмпирические – практического эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического;

- прямого и косвенного наблюдения;

- 13.2.специфические - основанные на специфике управления и учитывающие его особенности:

- исследование документов;

- проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры;

- социологические исследования:

- наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование;

- коллективный анализ (типа «мозгового штурма»);

- социометрические оценки, в том числе экспертные оценки;

- деловые и инновационные игры;

- имитационное моделирование;

- систематизация факторов;

- 13.3.диверсифицированные - соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приёмы:

- интуитивный – случайный поиск;

- систематический поиск – целенаправленная упорядоченность всех процедур – матричные методы анализа, классификации, декомпозиции;

- алгоритмический – логический поиск;

- «мозговой штурм»;

- Дельфи;

- синектика - соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании;

- имитационное моделирование.

Классификация методов исследования систем управления по направлениям их использования:

1. Методы обследования (сбора данных):

- самообследование,

- интервьюирование,

- беседа,

- фотография рабочего дня,

- анкетирование,

- изучение документов,

- функционально-стоимостный анализ,

- активное наблюдение в течение рабочего дня,

- моментные наблюдения,

- другие;

2.Методы обработки и анализа информации:

- системный анализ,

- экономический анализ,

- декомпозиция,

- структуризации целей,

- экспертно-аналитический,

- нормативный,

- параметрический,

- моделирования,

- функционально-стоимостный анализ,

- главных компонент,

- балансовый,

- корреляционный,

- факторный,

- опытный,

- матричный,

- последовательной подстановки,

- динамический,

- другие;

3.Методы формирования решений:

- системный подход,

- аналогий,

- параметрический,

- блочный,

- функционально-стоимостный анализ,

- структуризации целей,

- опытный,

- творческих совещаний,

- коллективного блокнота,

- контрольных вопросов,

- метод 6-3-5,

- морфологический анализ,

- экспертно-аналитический,

- моделирование,

- другие;

4.Методы обоснования решений:

- аналогий,

- сравнений,

- нормативный,

- экспертно-аналитический,

- функционально-стоимостный анализ,

- моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта,

- расчёт количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов,

- другие;

5.Методы внедрения (реализации) решений:

- обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления,

- привлечение общественных организаций,

- функционально-стоимостный анализ,

- другие.

 

Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п.

Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов:

- теоретические;

- логико-интуитивные;

- эмпирические;

- комплексно-комбинированные.

 

Классификация методов исследования систем управления по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах:

1.Теоретические:

1.1. Формализация:

- Аналитические методы:

- математические,

- интегрального, дифференциального и вариационного исчислений;

- теория вероятностей,

- теория игр,

- поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы математического программирования, например:

- линейного и динамического,

- математической логики,

- теории множеств;

- Статистические методы:

- математической статистики,

- исследования операций и массового обслуживания,

- теории информации;

- Графические методы:

- теории графов,

- номограмм,

- диаграмм,

- гистограмм графиков;

1.2 Аксиоматизация;

1.3 Идеализация;

1.4 Восхождение от абстрактного к конкретному;

1.5 Моделирование:

- статистическое имитационное моделирование,

- моделирование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-Карло и др.;

1.6.Другие.

2.Логико-интуитивные:

2.1. Экспертные;

2.2. «Мозговой» штурм:

- прямая «мозговая» атака,

- обмен мнениями,

- комиссия,

- деловая игра,

- конференция идей,

- коллективная генерация идей,

- творческие совещания,

- коллективный блокнот;

2.3. Метод синектики;

2.4. Сценарий;

2.5. Дельфи;

2.6. Постановка проблем;

2.7. Доказательства;

2.8. Конструирование гипотез;

2.9. Классификация и типология;

2.10. Научное обсуждение и научная полемика;

2.11. Структуризация («дерево» целей и т.п.);

2.12. Морфологический анализ;

2.13. Анализ проблем;

2.14. Аналогий;

2.15. 6-5-3;

2.16. Тестирование;

2.17. Главных компонент;

2.18. ССВУ-метод;

2.19. Матричный;

2.20. Органолептический;

2.21. Последовательная подстановка;

2.22. Другие.

 

3.Эмпирические:

1.1. Наблюдение:

- активное наблюдение,

- моментное наблюдение,

- фотография рабочего дня,

- самообследование;

1.2. Сравнение;

1.3. Измерение:

- социологическое,

- техническое,

- экономическое;

1.4. Нормативный;

1.5. Эксперимент;

1.6. Мысленный эксперимент;

1.7. Опросов:

- анкетирование,

- интервьюирование,

- опросы-беседы;

1.8. Изучение документации и информационных материалов;

1.9. Другие.

4.Комплексно-комбинированные:

1.1. Абстрагирование;

1.2. Анализ и синтез;

1.3. Дедукция и индукция;

1.4. Декомпозиция и композиция;

1.5. Корреляционный;

1.6. Факторный;

1.7. Динамический;

1.8. Ретроспективный;

1.9. Квалиметрический;

1.10. Индексный;

1.11. ФСА;

1.12. Системный анализ;

1.13. Параметрический;

1.14. Аналитико-расчётный;

1.15. Анализ взаимного влияния:

- совокупность корреляционного,

- регрессионного,

- балансового,

- и др.

1.16. Факторный анализ;

1.17. Социологический;

1.18. Прогностический анализ;

1.19. Диагностический анализ;

1.20. Детальный анализ;

1.21. Глобальный анализ;

1.22. Экономический анализ;

1.23. Экспертно-аналитический;

1.24. Гипотетико-дедуктивный;

1.25. Блочный;

1.26. Аудит-метод;

1.27. Другие.

В каждой из приведённых классификационных групп имеются определённые базовые методы исследования.

Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определённая совокупность конкретных методов.

Заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести 25 методов:

- наблюдение;

- анкетирование;

- изучение документации и информационных материалов;

- балансовый;

- гипотетико-дедуктивный;

- графический и номографический;

- дифференциальный, комплексный и смешанный;

- индексный;

- интервьюирование;

- беседа;

- консультационный;

- корреляционный;

- «мозговой» штурм;

- морфологический;

- параметрический;

- поиск экстремумов;

- самообследование;

- сетевой;

- ССВУ-метод;

- структуризации целей;

- творческие совещания;

- функционально-стоимостной;

- экспертный;

- социологический;

- органолептический.

 

При решении той или иной задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования – среди множества методов как один из наиболее предпочтительных – метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям – процессов труда и затрат рабочего времени в СУ.

Каждая из приведённых классификаций методов обладает рядом недостатков:

- одни не охватывают всего комплекса методов исследования;

- другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе.

Отнесение метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они во многом взаимосвязаны между собой.

Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведённых выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практической работе по исследованию систем управления.


СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ. КРУГООБОРОТ И ПОКАЗАТЕЛИ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ, ПУТИ УСКОРЕНИЯ ИХ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ.

Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции.

Оборотные производственные фонды - это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла. Они классифицируются по следующим элементам:

· производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы); К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относят: предметы, служащие менее одного года и стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу; специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы и др.

· незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (НЗП);

· незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке;

· расходы будущих периодов, т.е. затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах;

· фонды обращения, т.е. совокупность средств, функционирующих в сфере обращения; (готовая к реализация продукция, находящаяся на складах предприятия; продукция отгруженная, но еще не оплаченная покупателем; денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке, а так же средства, находящиеся в незаконченных расчетах (дебиторская задолженность).

Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация). На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) производственные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного производства и полуфабрикатов, превращаются в готовую продукцию. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой продукции и оборотные средства принимают денежную форму.

Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости.



2016-01-26 622 Обсуждений (0)
РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. СОСТАВ И ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. СОСТАВ И ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)