Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекции 3: Методы исследований



2016-01-26 593 Обсуждений (0)
Лекции 3: Методы исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




Тезисы лекции

Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. Требования, предъявляемые к организации психологического исследования

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Планирование — это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере, эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и ин­женерно-психологическим требованиям.

3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

В основе антропологической методики лежит антропометрия, или измерение размеров человеческого тела. Необходимость количественной характеристики вытекает из того, что все размеры обнаруживают непрерывную изменчивость, причем, как правило, пределы колебаний размеров одной какой-либо группы людей заходят за пределы колебаний другой. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека, остеометрию — измерение костей скелета, краниометрию — измерение черепа.

Антропометрия включает в себя и антропоскопию, т. е. методику «описательной» или «качественной» характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков. в антропологии получили широкое применение всевозможные шкалы, например, шкальные наборы цвета кожи, глаз, волос, эталоны в виде муляжей губ, носа, глазной области, ушной раковины и т. д.

Основная литература: 1, 2,4, 10,11,12,17,18

Дополнительная литература: 22,28

 

Лекции 4: Антропогенез

Тезисы лекции

 

Антропогенез - процесс происхождения человека, становления его как биологического вида в рамках социогенеза - процесса становления общества. Антропогенез имел сложный характер и включал биологические изменения формирующегося человека, развитие материальной культуры и становление социальных институтов. Теория антропогенеза базируется на данных ряда биологических и общественных наук, таких как палеоантропология, палеодемография, сравнительная биология, эволюционная генетика, психология, эволюционная морфология и этнография.

Исследование антропогенеза предполагает изучение ископаемых костей гоминид, сравнительно-анатомических и сравнительно-эмбриологических данных человека и животных.

Исследование антропогенеза включает в себя изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей человека и животных, и в первую очередь, родства человека и человекообразных обезьян.

Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Его предки на некотором этапе были одновременно и предками современных человекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом - также и предками других животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества - социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований. Изучая прошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов.

Основная литература: 1, 2, 3,8,9,10,11,12,17,18

Дополнительная литература: 22,28

 

Лекция 5: Основные стадии эволюции человека

 

Тезисы лекций.

В настоящее время наука располагает многими палеоантрополо­гическими, археологическими и геологическими данными, позволяющими проследить ход антропогенеза. Анализ информации позволил условно выделить четыре стадии эволюции человека:

1. Австралопитеки (предшественники человека).

2. Питекантропы (древнейшие люди, архантропы).

3. Неандертальцы (древние люди, палеоантропы).

4. Человек современного типа (неоантропы).

Австралопитеки (предшественники человека) появились на одной из первых стадий эволюции человека. Анатомия австралопитеков промежуточная между человекообразными обезьянами и современным человеком. Среди южно- и восточноафриканских австралопитеков выделены массивные и грацильные варианты. Видимо, это - проявление полового диморфизма. Форма зубов свидетельствует о всеядности

Прямое отношение к эволюции людей имели жившие 2-3 млн. лет назад “хабилисы” - Homo habilis (Человек умелый).Предшественниками их были афарские или африканские австралопитеки.

Олдувайская (галечная) культура - самая древняя в палеолите (древнем каменном веке).

Питекантропы (архантропы, древнейшие люди) - Homo erectus относятся ко второй группе гоминид. Строение нижней челюсти питекантропа свидетельствует об изменении типа питания в сторону всеядности, что является прогрессивным явлением.

Ашельская культурав палеолите соотносится с анатомическим типом питекантропов и ранних неандертальцев.

Неандертальцы (палеоантропы, древние люди) образуют стадиальную группу гоминид, которая во времени предшествовала людям современного анатомического типа.

Мустьерская культура, соответствующая во времени эволюционной стадии неандертальцев (палеоантропов), относится к среднему палеолиту (средний каменный век). В

Неандертальцы были искусными охотниками. На их стоянках обнаружены скопления костей крупных животных. Сложные охотничьи действия были под силу только сплоченным коллективам. Использовались приемы облав или гона к обрывам и топям. Практиковалась термическая обработка мяса. Изготовлялась простая одежда. Собирательство имело определенное значение. Каннибализм у неандертальцев существовал, но не был широко распространен.

Человек современного типа (неоантроп). Современные данные антропологии и археологии позволяют предположить, что сформировавшиеся кроманьонцы появились в середине вюрмского времени, соответствующего последнему оледенению в Европе, т.е. около 30-40 тыс. лет назад. Формирование типа протосапиенса в Африке происходило не менее 100 тыс. лет назад.

Культуры верхнего (позднего) палеолита почти всегда связаны с человеком современного типа (кроманьонцем). В этот период развития человечества значительно усложняются разнообразные типы орудий из камня и кости, создаются сложно-составные орудия и сложные охотничьи орудия - гарпуны и наконечники копий. Орудия изготовляются из пластин, отделенных от призматических камней-заготовок. Совершенствование техники скалывания привело к появлению микропластин. Отделение пластин происходит путем удара или отжима. В это время имеются региональные отличия культур орудий. Высокий уровень культуры кроманьонцев подтверждается многочисленными памятниками искусства (многоцветная живопись в пещерах, орнамент, скульптура малых форм, украшения из кости, музыкальные инструменты). Совершенствуется жилище кроманьонцев.

Основная литература: 1, 2, 3,8,9,10,11,12,17,18

Дополнительная литература: 22,28

 

Лекция 6. Расоведение

Тезисы лекции

Все ныне живущее человечество с точки зрения биологической науки представляет один вид Homo sapiens (“человек разумный”), распадающийся на более мелкие подразделения, именуемые расами. Термин “раса” созвучен арабскому “ras” (“начало”, “происхождение”), итальянскому “razza” (“раса”, “племя”).

Расы человека отличаются друг от друга рядом признаков - цветом кожи, волос, глаз, типом волос, чертами лица, формой черепа, пропорциями тела и другими не существенными для жизнедеятельности признаками. Расовые признаки связаны с наследственностью и мало меняются под воздействием среды.

Расы связаны с определенной территорией (ареалом).В настоящее время данная связь может не обнаруживаться (черная раса представлена в населении Африки и Америки), однако она существовала в прошлом. Не все биологические признаки человека являются расовыми признаками. Например, развитие жироотложения, мускулатуры, различия в осанке - не расовые отличия, так как связаны с влиянием среды сейчас.

При отнесении человека к той или иной расе учитываются следующие особенности внешности человека:

1. Тип волос головы и степень развития третичного волосяного покрова .2. Размеры головы и лица . 3. Пигментация.

4. Строение лица.

5. Дерматоглифика.

6. Группы крови.

7. Зубная система.

8. Цветовая слепота.

9. Вкусовые особенности.

Таким образом, антропологи традиционно подразделяют человечество на три больших расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (австрало-негроидную). Их возникновение связывают с совокупным действием приспособления к природным условиям при изоляции на обширных пространствах. По мере расселения человечества и освоения им новых экологических ниш с различными природными условиями, внутри больших рас обособились малые расы (их количество составляет 22), а на границах контактов между большими расами возникли промежуточные (смешанные) расы.

Основная литература: 1, 2, 3,5,8,10,11,12,17,18

Дополнительная литература:28



2016-01-26 593 Обсуждений (0)
Лекции 3: Методы исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекции 3: Методы исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)