Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Римский скульптурный портрет



2016-01-26 496 Обсуждений (0)
Римский скульптурный портрет 0.00 из 5.00 0 оценок




Римский скульптурный портрет[8] — один из самых значительных периодов развития мирового портрета.

Он охватывает примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.). Поражает необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого человека. В древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Большое количество дошедших до нас памятников, которые имеют не только художественную, но и большую историческую ценность тем, что изображают исторических личностей, дополняют письменные источники. Многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью. При этом ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Источник реализма - религиозная функция. Считается, что одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из погребального культа этрусков, который был воспринят римлянами: с умерших было принято снимать и хранить у домашнего алтаря посмертные маски (lararium), вместе с фигурками лар (божеств, покровительствующие дому, семье и общине в целом) и пенатов (боги-хранители и покровители домашнего очага (dii familiares), а затем и всего римского народа)[9]. Они изготавливались из воска и назывались imagines.

В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. (Это являлось рудиментом культа предков). Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании.

Политическая функция— во времена Республики было принято воздвигать в публичных местах статуи в полный рост политических должностных лиц и военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи был одним из мощнейших средств пропаганды.

Психологическая функция. Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку. В отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым — калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства.

Ученые считают, что стремление римлян показывать человека без приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (например портрет императора Вителлия) — это их вера в себя («считали личность человека достойной уважения в том виде, как он есть»). А мы бы сказали (зная о фактах распущенности и растления нравов – Калигула, Мессалина, жена римского императора Клавдия, имена ставшие нарицательными) то это самоуверенность.

Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, — передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера.

Тогатус Барберини: Голова старика «Портрет Катона Клавдий.

статуя древнего ок. 60 г. до н.э., Старшего» ок. 80 г. до Музей Пио-

римлянина Мюнхенская н. э. Рим, музей Клементино

с восковыми масками глиптотека Торлониа

предков в руках

Нерон. Веспасиан, Лувр Калигула, Музей Тиберий,

Капитолийские музеи Гетти Лувр

 

Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, в меньшем количестве дошедшие бронзовые изображения.

Этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета[10].

 



2016-01-26 496 Обсуждений (0)
Римский скульптурный портрет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Римский скульптурный портрет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)