Тема II. Наука в системе культуры (10 часов)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ (32 часа)
Тема I. Предмет философии науки, философия о принципах теоретического знания, основные концепции современной философии науки (10 часов). Философия науки как рассмотрение трёх аспектов бытия науки: науки как познавательной деятельности, как социального института и как особой сферы культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу познания и науки в философии. Основные концепции научного познания и его закономерностей в европейской философии. Онтологическая парадигма в философии и зарождение концепции теоретического знания. Различение мнения и знания. Знание как истина бытия. Демокрит и Платон – две исходных модели познания. Логика Аристотеля как первое обоснование законов рационального познания. Гносеологическая парадигма в философии и разработка методологических принципов научного познания в рамках эмпиризма и рационализма. Линия Бэкона и Декарта. Истина как предметность и всеобщность знания. Трансцендентальная философия Канта о структуре познавательной способности человека и границах теоретического знания. Разрыв вещи в себе и явления как обострение проблемы тождества знания и объекта. Идеалистическая (Гегель) и материалистическая (Маркс) диалектика и решение проблемы тождества мышления и бытия (проблемы предметности научного знания). Обоснование культурно-исторической и деятельностной природы научного познания в философии К.Маркса. Антропологическая парадигма в философии и новое осмысление роли и места научного познания в культуре и обществе. Разделение наук о природе и наук о культуре. Противопоставление научного и ненаучного постижения действительности. Экзистенциальные формы раскрытия действительности и смысла бытия. Истина как знание соответствующей вещи и как свобода (Хайдеггер). Классическая и неклассическая эпистемология в понимании объекта и субъекта познания, их связи и методов познания. Позитивистская традиция в философии науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм и неопозитивизм. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социология науки. Науковедение.
Тема II. Наука в системе культуры (10 часов) Традиционалисткий и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и обыденное знание. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия. Функции науки в культуре и обществе: познавательная, мировоззренческая, преобразовательная. Основные стадии исторической эволюции науки. Проблема генезиса науки. Преднаука, особенности знания и его функционирования в традиционном обществе. Наука в античной культуре. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Появление доказательства и обоснования знания. Структура и достижения научного знания античности. Наука в системе средневековой культуры. Роль логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Влияние христианской теологии на изменение созерцательной позиции ученого: зарождение манипуляции с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Социокульутрные предпосылки возникновения экспериментального метода и математизированного естествознания. Становление экспериментального методов и его соединение с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Культурообразующая роль науки в новоевропейской культуре. Наука и просвещение. Кризис техногенной цивилизации в ХХ веке. Кризис предметной и природной среды. Глобализация современной общественной жизни и проблема зрелости общественного сознания в осмыслении единства «всемирного бытия». Пути преодоления кризиса техногенной цивилизации. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской действительности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые задачи науки в культуре. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Сциентизм и антисциентизм.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |