Тема: Наука в ракурсе экзистенциальной рефлексии
Тексты для анализа и обсуждения Хайдеггер, М. Время картины мира / М., Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. ─ С. 41-62. Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М., Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. ─ С. 238-253.
Круг вопросов для обсуждения: На каком концепте сущего и истины основано существо науки Нового времени? В чем кроется существо научного исследования, по мнению Хайдеггера? В чем заключается специфика эксперимента как процесса науки? Каковы последствия становления экспериментальной науки? Сущность и последствия становления науки как производства. В чем отличие античного, средневекового миросозерцания и нововременной картины мира в перспективе научного знания? (В понимании восприятия, сущего, истины и человека) Как выстраивается связь человека и сущего в новоевропейской картине мира? Каково соотношение между Я (индивидуализмом) и Мы (коллективизмом) в концепте науки Нового времени? Какова специфика гуманизма и мировоззренческих принципов, возникших на почве науки, начиная с XVII века? Как Хайдеггер толкует понятие «теория» в перспективе языка и жизни? Насколько предложенная философом трактовка адекватна философии и науке культуре постмодерна? В чем заключается отличие теории в значении «рассмотрения» от теории в значении «созерцания», с точки зрения Хайдеггера? Насколько эти перспективы понимания теории могут влиять на мастерство и творчество современных ученых? Как Хайдеггер толкует тезис: «Современная наука есть теория действительного»?
Занятие 4. Семинар Тема: Наука в измерении социума и культуры. 1. Место науки в культуре. Связь типов цивилизации и науки. Наука и система ценностей. Ценность научной рациональности. Роль науки в современной цивилизации. Функции науки в обществе: когнитивная, производительная, социальная, мировоззренческая. 2. Наука как социальный институт. Институциональные формы научной деятельности. Экономический и техногенный аспект науки. Наука как профессиональная деятельность. Дисциплинаризация науки. Наука и власть. Наука и образование (проблема трансляции знания, опыта, навыка). 3. Особенности научного познания в сравнении с обыденным, религиозным, художественным. 4. Связь научной рациональности с типом культуры. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Парадигмальные повороты в научном знании, их когнитивный, социальный и исторический смысл. Литература
Бурдье Е. Начала. Пер. с фр. Н.А. Шматко. М., 1994. Ч. 3. Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. М., 1991. Заблуждающийся разум? Многообразие вне научного знания. М., 1990. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. Коммуникация в современной науке. М., 1976. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М., 1989. Косарева Л.М. Ценностные ориентации и развитие научного знания // Вопросы философии. 1987. №8. Кравец А.С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. Н.А. Шматко. С-Пб., 1998. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997. Наука и ценности. М., 1987. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. Познание в социальном контексте. М., 1994. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI века. С-Пб., 1999. Философия, наука, цивилизация. М., 1999. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997 или Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. Фуко М. Власть и знание // Фуко М. Интеллектуалы и власть. В 3 ч. Ч. 1. М., 2002 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С-Пб., 2000.
Занятие 5. Семинар Тема: Наука в структурном измерении. 1. Субъект и объект познания как главные структурные категории науки. Проблематизация в структуре научного поиска. 2. Структура эмпирического знания. Эксперимент, наблюдение, измерение. Роль приборов и техники в научном поиске. Проблема факта, его формирование и теоретическая нагруженность. Концепт «факт» в естественнонаучном и социально-гуманитарном исследовании 3. Структура теоретического знания. Теоретические модели и понятие закона. Теория и ее организация. Гипотеза и ее обоснование. Концепт «закон» применительно к области естественнонаучного и социально-гуманитарного исследования. 4. Проблема истины в научном познании. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках. 5. Научная картина мира. Философские основания науки. Идеалы и нормы как основания науки и научной картины мира. Функции научной картины мира. Идеалы и нормы научного исследования.
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. №2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998. Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. М., 1997. Кураев В.И., Лазарев Ф.В. Точность, истина и рост знания. М., 1988. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975. Патнем Х. Разум, истина и история. Пер. с англ. Т.А. Дмитриевой. М., 2002. Гл. 5-6, 8-9. Рорти Р. Философия и Зеркало природы. Под ред В.В. Целищева. Новосибирск, 1997. Гл.6. §§ 5-6, Гл. 7. §3. Гл. 8. § 3. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974. Сеньобос Ш. Историческими факты бывают только по положению // Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: "РГГУ", 2000. (и другие главы книги) Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2006. Субъект, познание, деятельность. М., 2002. Теория познания. В 4 т. М., 1991-1995. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. М., 2003. Лекция 9, 11. Цацковский Зд. Проблемы, вопросы, и общие принципы их постановки // Вопросы философии. 1968. №1. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. Под ред. В.Н. Садовского. М., 2000. Гл. «Пирс, Поппер и проблема открытия закономерностей».
Занятие 6. Семинар
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |