Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепций здоровья в философии и медицине



2016-01-26 731 Обсуждений (0)
Концепций здоровья в философии и медицине 0.00 из 5.00 0 оценок




ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения на­учно-технического прогресса предъявляются все более высокие тре­бования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преуве­личения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть гло­бальными.

Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития об­щества обусловливает необходимость теоретического и методологи­ческого осмысления этого феномена, показывает актуальность развер­тывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья тре­бует разработки целого комплекса вопросов, которые, вероятно, мо­гут быть решены только на основе междисциплинарного подхода, пре­дусматривающего участие специалистов различных областей знаний: биологов, психологов, генетиков, экологов, социологов, экономистов, врачей, философов и многих других.

Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье че­ловека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и име­ет в своем основании следующие причины:

1. Необходимо философское осмысление и теоретическая интер­
претация всех детерминационных факторов здоровья, как системного
образования, что позволит определить закономерности формирования,
сохранения и развития здоровья. Настало время попытаться вырабо­
тать такую концепцию здоровья, которая объективно отражала бы
связь между специальными знаниями, полученными при изучении
здоровья, и основными законами и принципами диалектики. Все вы­
шесказанное позволяет утверждать, что центральной методологичес­
кой проблемой современной медицины является разработка теории
здоровья.

2. В работах, посвященных исследованию индивидуального здоро­
вья, находят отражение различные аспекты этой комплексной пробле­
мы, выработанные на протяжении всей истории развития человека.
Однако «камнем преткновения» по-прежнему остается отсутствие


14—2120


418 •*• Философия медицины •» Раздел IV ^ Глава 20

такого определения понятия здоровья, которое позволяло бы его оце-] нить в количественных и качественных показателях.

3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ),1
опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались мало-5
эффективными. Философская проблема здорового поведения челове­
ка включает целый круг вопросов, связанных с исследованием про-1
цессов воспитания и условий формирования личности — ее]
потребностей и интересов, мотивов и целей. Субъективизация здоро-;
вья — вот правильная методологическая установка, которая предусмат- {
ривает прерогативу личного, самостоятельного контроля каждого ин­
дивида за своим здоровьем.

4. Важность исследования здоровья человека с точки зрения тео­
рии антропогенных потребностей в современных условиях определя­
ется тем обстоятельством, что взаимодействие потребностей и здоро­
вья реализуется в ЗОЖ, представляющем психологическую модель
поведения, избранную индивидом в поисках лучшего способа само­
осуществления жизни. Воспитание и обучение с целью формирова­
ния у человека потребности в здоровье представляет собой один из
главных «каналов» первичной профилактики.

Теоретический анализ

концепций здоровья в философии и медицине

В истории развития концепции здоровья можно выделить антич­ный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.

Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полага­ли, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)». О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном сме­шении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — так­же встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению че­ловека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраи­вается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляет­ся страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на осно­ве существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела.


Философия здоровья человека -О- 419

По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет бес­предельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здо­ровья», а также и на то, «какой образ жизни вести».

Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал • состояние здоровья с определенным климатом, что является непос­редственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встре­чаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки. Общим для всех является то, что «тело чув­ствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худ­шему, но также и к лучшему».

Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения че­тырех элементов, болезнь — состояние противоположное».

Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые по­ставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было ука­зание на правильное соотношение «начал».

Своеобразным связующим звеном между античностью и средневеко­вьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разде­лил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них -это наука об основах медицины, а другая — о том, как ее применять».

Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное..., затем — тело в хорошем состоя­нии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь — болезнь.

На рубеже ХУ-ХУ1 веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как мик­рокосм или частичка макрокосма. Парацельс использовал знание ми­нералогии, которое трансформировалось у него в определенные нача­ла человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль — тело,


420 <^ Философия медицины -Ф- Раздел IV 4- Глава 20

сера - душу и т.д. Соответственно этим представлениям здоровье рас­сматривалось им как следствие нормального соотношения этих начал.

Таким образом, в средние века мыслителями была предпринята попытка на основе анализа основных воззрений на здоровье человека периода античности дать более полное и глубокое его толкование. Появились градации степеней здоровья. Было также указано на необ-' ходимость стремиться к сохранению и возвращению здоровья, а не только заниматься непосредственно лечением больных. Ведущей кон­цепцией было определение здоровья человека как способности безуп­речного функционирования органов.

Ф. Бэкон (1561-1626) относил здоровье к одному из главных чело­веческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию че­ловеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо «соб­ственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья».

Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт (1596-1650) призывал к изучению осо­бенностей собственного организма с целью сохранения здоровья и продления жизни с помощью медицинского знания. Не обошел сво­им вниманием проблему здоровья и Б. Спиноза (1632-1677), который указывал, что «здоровье - немаловажное средство», но существует на­стоятельная необходимость в построении теоретической медицины в целом. Ламетри (1709-1751) рассматривал здоровье как «самое суще­ственное состояние для жизни» и в конечном итоге связывал его, на­ряду с «хорошим телосложением», и со «счастьем человека». В то же время состояние здоровья, по его мнению, «может изменяться благо­даря воспитанию и получать из этого источника свойства, которых она (телесная организация) от природы не имеет ». В свою очередь, Гольбах (1723-1789), отмечая целостность организма, утверждал, что «человек здоров, когда твердые и жидкие части его тела содейств­уют достижению данной цели и при этом оказывают друг другу взаи­мопомощь».

Таким образом, в концепциях здоровья, предложенных мыслите­лями XVI—XVIII веков, делается акцент на том, что для сохранения здоровья необходимо, прежде всего, совершенствовать изучение за­кономерностей функционирования организма человека. Эти знания будут способствовать более глубокому постижению человеком самого себя и своего здоровья. Ведущей концепцией этого периода предстает признание здоровья человека «первым благом» и «основанием всех дру­гих благ жизни», т.е. выделение в числе основополагающих ценност­ного аспекта здоровья.


Философия здоровья человека -Ф- 421

В истории философии и медицины существовало множество по­пыток показать различие между здоровьем и болезнью, но первую по­пытку их диалектического анализа мы встречаем у Гегеля (1770-1831). «Здоровье, - указывает Гегель, - есть пропорциональность между са­мостью организма и его наличным бытием; есть такое состояние, ког­да все органы являются текучими во всеобщем: оно состоит в равно­мерном отношении органического к неорганическому, когда для организма нет ничего неорганического, чего бы он не мог преодолеть». Таким образом, переход из одного качественного состояния в другое (из здоровья в болезнь) Гегель выразил через категорию меры, отразив их диалектический характер.

Выдающийся физиолог К. Бернар (1813-1878) утверждал, что «ме­дицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая меди­цина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения ее целей и выде­лил ее основную направленность — сохранение здоровья.

Идея диалектического подхода к человеческому организму со вто­рой половины XIX века нашла практическое применение в деятельно­сти отечественных клиницистов — С.П. Боткина (1832-1889), Г.А. За­харьина (1829-1897), А.С. Остроумова (1844-1908) и других. Так, С.П. Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих прояв­лений жизни, то изучение этой последней и должно составлять осно­ву научной медицины».

Таким образом, в период XVIII-XIX веков проблема здоровья за­нимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов. Концепция здоровья претерпела даль­нейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состоя­ния, к сохранению которого должна стремиться медицина.

На основании изложенного достаточно очевидно движение от наив­но-материалистического до подлинно философского научного пони­мания здоровья. Благодаря трудам философов различных направле­ний и работам врачей была подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины.

Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства их анализа можно условно разделить на группы в зависимо­сти от подходов, используемых для их концептуального обоснования.


•О- Философия медицины -0- Раздел IV -О- Глава 20

1. К первой группе можно отнести те концепции здоровья, в кото­
рых используется функционально-биологический подход к определе^
нию этого понятия. В данном подходе учитывается нормальная функч
ция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном,
тканевом, органном, организменном), нормальное течение физиоло"
гических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим опре­
делениям, рассматривают как «нормальную функциональную способ­
ность организма», а также «готовность каждого внутреннего органа
выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохра­
нения и развития биологических, физиологических и психических
функций организма», когда «течение формообразовательных, физио­
логических и биохимических процессов безраздельно подчиняется це­
лесообразным биологическим закономерностям». Таким образом, нор­
мальное функционирование организма представляет собой своего рода
современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой кон­
цепции, человек считается здоровым в том случае, если все способно­
сти, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так^.
что обеспечивают эффективное и гармоничное функционирование.
Наиболее точно данный подход может быть охарактеризован опреде­
лением, данным А.Д. Степановым, согласно которому здоровье есть
«состояние организма, при котором он способен полноценно выпол­
нять свои функции».

2. Ко второй группе можно отнести концепции, в которых здоро­
вье человека рассматривается с позиции динамического равновесия
организма, его функций и факторов окружающей среды. Сторонники
такого подхода полагают, что здоровье — такое состояние организма,
когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружаю­
щей средой, такая «форма жизнедеятельности организма, которая обес­
печивает ему наиболее совершенные, оптимальные и адекватные
условия существования в среде». Здоровье при таком подходе пред­
ставляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статическо­
го (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки
равновесия является соответствие структур и функций организма ок­
ружающим условиям.

3. В третьей группе объединяются концепции, в которых здо­
ровье человека авторы рассматривают, используя социально-биоло­
гический подход. В данном случае биологические и социальные при­
знаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается при­
оритетное значение. Социальные закономерности для человека и
его здоровья признаются ведущими, определяющими в его разви­
тии как биологической особи. Согласно определению ВОЗ, «здо-


Философия здоровья человека 4- 423

ровье — это состояние полного физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней или физи­ческих дефектов». Здоровье трактуется как «...возможность полно­ценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить», как «...процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедея­тельности».

4. В концепциях четвертой группы используется адаптационный подход в рассмотрении здоровья человека. Главным здесь выступает способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Так, согласно опреде­лению Р.М. Баевского, здоровье можно рассматривать «как способ­ность организма активно адаптироваться к условиям окружающей сре­ды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

5. И, наконец, к последней группе можно отнести концепции здо­ровья, в основе которых лежит аксиологический (ценностный) под­ход. Здесь здоровье представляет собой, прежде всего, ценность для человека, выступает необходимой предпосылкой для полноценной, гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных по­требностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. А.Я. Иванюшкин, рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологи­ческий - изначальное здоровье предполагает совершенство саморе­гуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человечес­кого индивида к миру; личностный, психологический — здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее, отрицание ее, в смысле прео­доления.

Наличие достаточно большого количества определений здоровья, которые на основе различных подходов пытаются раскрыть его разно­образные стороны, еще раз подтверждают то, что мы имеем дело со сложным явлением, сложным объектом познания. Учитывая, что здо­ровье, безусловно, является одним из основополагающих понятий медицины, этот плюрализм не способствует взаимопониманию как теоретиков, так и практиков медицины, а также ученых, работающих в других областях знания.


424 -О- Философия медицины -0- Раздел IV 4- Глава 20



2016-01-26 731 Обсуждений (0)
Концепций здоровья в философии и медицине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепций здоровья в философии и медицине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)