Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Феноменология Эдмунда Гуссерля



2016-01-26 332 Обсуждений (0)
Феноменология Эдмунда Гуссерля 0.00 из 5.00 0 оценок




Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938). До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте.

Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.

 

Феноменология ориентирует познание на непосредственный опыт сознания - созерцание феноменов как очевидных данностей - посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого сознания»).

Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.

Итак, феномен в переводе означает явление. Таким образом, согласно феноменологии, мир состоит из феноменов. Феноменологический метод применяется к образованиям сознания, которые неразложимы в своей слитности (синкретизме) и устойчиво воспроизводятся независимо от того, что они могут в действительности состоять из составных частей. Например, движение солнца. Можно увидеть различение между научным знанием и некой действительностью, для которой требуется другой способ описания. Астрономическое знание не отвечает на вопросы нашей психической жизни, проблемы того, как функционирует наша психика, как функционирует наше общение.

Или, например, – деньги-товар. Есть в сознании неразложимые сращения вещи и свойства. Агент, ориентирующийся на этот феномен, преследуя цели и мотивы, заложенные в этом феномене, воспроизводит всю систему связей, которая не лежит в его сознании. Для того, чтобы человеку купить некую вещь, ему необязательно воспроизводить в сознании основы политэкономии. Это и есть неразложимое образование, называемое феноменом.

Итак, есть два среза анализа: внешний и феноменологический. То описание, которое нам расскажет о мотивах, сознания индивида с т.зр. феномена, т.е. с т.зр того, что действительно находится в поле его сознания, есть феноменологическое описание. Так, например, болезненное состояние человека можно описать с позиций термодинамики (т.е. температура тела – 40 градусов) – это внешний анализ, или с позиций его внутренних переживаний – феноменологический анализ.

Итак, 1. феномен – некоторое образование сознания, которое будучи составным, сложным, тем не менее, воспроизводится и функционирует в сознании независимо и поверх своей сложности.

2. сознание выступает и переживается как сложное, многоструктурное, иерархическое образование.

3. феномены наслаиваются друг на друга, составляют иерархию, живут жизнью друг друга.

4. феномены воспринимаются, когда снята, не принимается посылка абсолютного знания, т.е. не признаются абсолютные сущности (метафизические), которыми оперировала классическая философия.

Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в экзистенцианализме и герменевтике.

Экзистенциализм

Экзистенциализм (лат.existentia - существование)- это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология.

Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появившихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широкое распространение в Германии - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хайдеггер (1889 - 1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960), Г. Марсель (1889 - 1973).

Среди множества проблем, которыми занимается экзистенциализм, можно выделить наиболее актуальные:

1. отчуждение человека в эпоху социального кризиса;

2. существование человека и его сущность;

3. бытие человека и бытие мира;

4. человек как уникальное существо;

5. бытие между жизнью и смертью и т.п.

1-ая проблема:

Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наиболее крупные экзистенционалисты - это проблема отчуждения человека от общества. Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек и общество противоположны, даже враждебны друг другу. Эту проблему исследовал ещё К. Маркс. Но он изучал эту проблему применительно к капиталистическому обществу XIX века. Философы- экзистенционалисты рассматривают отчуждение как общую характеристику жизни человека в обществе. Они считали, что философия обязана помочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуациях.

Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвящённых проблеме атомной войны и будущего человечества. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную задачу - убедить человечество, отдельных индивидов, партии в том, что настоятельно необходимо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.

Объективные причины появления экзистенциализма.

Экзистенциальная философия 20 века выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно- нравственные основы человеческого бытия. Философы стремились представить искренний самоотчет мыслящего человека и исповедь философа, оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Наиболее крупные из этих философов резко критиковали реакционные режимы, были защитниками демократии, прав и свобод личности. Но вместе с тем отчуждение человека и общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его преодолеть, - на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа.

2- я Проблема:

Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциалисты - существование человека и его сущность. «Существование предшествует сущности» - говорил Ж.-П. Сартр. Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия.

Следствия из принципа существования человека:

- нет заданной человеческой природы;

- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека;

- каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле.

Таким образом, экзистенциалисты проводят здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.

Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов - это свобода на которую обречен человек. Человек свободен, он и есть свобода, - писал Сартр. Свободный выбор человека - его удел, ответственность и его трагедия.

3-я Проблема:

Ещё одна важная проблема, которую рассматривают экзистенциалисты – это проблема бытия мира и бытия человека. Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Однако философия, по взглядам экзистенциалистов, только тогда встает на пути жизненного реализма и гуманизма, когда она ставит в центр анализа человека, начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придает миру знание и смысл, взаимодействует с миром.

Как к этим взглядам относится марксистская философия? Она также рассматривает взаимосвязь бытия мира и бытия человека. Но в отличие от экзистенциалистовмарксистская философия считает, что человек не только способен смотреть на мир через призму своего сознания, но и накапливает в процессе развития объективные знания о мире и самом себе.

Взгляды же экзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы субъективного идеализма.

4-я Проблема:

Рассматривая проблему уникальности человеческого существования, экзистенциалисты считали, что каждый человек неповторим, уникален в своем бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет(1883 - 1955 гг.) так писал: "Каждый человек имеет миссию истины. Так, где находиться мой глаз, не находится другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". С таким подходом нельзя не согласиться.

Программа экзистенциализма:

Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будет жить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все же человек обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова программа экзистенциальной философии:

-страшиться, опасаться окружающего мира, противостоять ему, бунтовать против него.

5-я Проблема:

Одна из важнейших проблем, рассматриваемых экзистенциалистами - проблема бытия между жизнью и смертью. Каждый человек переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на её исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно задумывается о смерти.

1-я позиция

Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для него этот смысл.

2-я позиция

Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помочь другим людям в их смертной борьбе - это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни - это вечные темы для философии.

Эта проблема становиться все более актуальной. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человека, и его выживание. Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает человечество, - осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, пограничная между жизнью и смертью человека. И в этом плане задача философии - помочь человечеству преодолеть страх и выжить. К сожалению, как это сделать, - на этот вопрос экзистенциалисты ответа не дают.

Неопозитивизм

Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).

Неопозитивизм представляют:

-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;

-представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич;

-английский логик, математик, философ Бертран Рассел;

-основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн;

-логик и методолог науки К. Поппер;

-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;

-«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

 

Основной тезис - обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования, т.е.:

· Философия - не есть наука о какой- то реальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)

· Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.)

 

Следовательно:

· Предмет философии - система научных дефиниций;

· Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна дать методы анализа системы научных фраз и терминов.

· Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблематику науки из понимания предмета философии: так, в XVIII веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире; махисты сводили предмет философии к проблемам познания; логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а затем свели философию к анализу «языка» науки; а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».

 

Причины возникновения неопозитивизма.

1) Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.

2) Гносеологические причины:

-относительность знаний

-процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с развитием теоретических разделов науки.

 

Течения в неопозитивизме:

1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопозитивизма.

 

Для него центральная задача философии - разработать принципы проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту человека, позитивному данному.

Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность, посредством сведения к так называемым «протокольным предложениям», фиксирующим фактические данные.

В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает постпозитивизм.

 

2) Семантический позитивизм.

В начале 40-х гг. часть логических позитивистов заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками, т.е. между словами и предложениями, и тем, что они означают), с целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения.

Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академическую семантику и популярную или общую семантику.

 

3) Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного, а обыденного. Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его

неправильного использования.

 

4-й этап - постпозитивизм.

Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

Течения:

-критический рационализм К. Поппер. Он вводит принцип фальсификации, суть которого сводится к возможности опровержения какого-либо утверждения. То, что может быть опровергнуто, – научно, если нет - то не научно. К. Поппер, используя свой принцип, стремился доказать ненаучность коммунистической идеи. Принцип фальсификации К. Поппер положил в основу «критического рационализма», концепции развития научного знания, согласно которой, любая научная теория больше всего заинтересована в том, чтобы быть опровергнутой, ибо, в противном случае, научное познание развиваться дальше не может.

-научный материализм П. Фейерабенда.

Черты постпозитивизма:

1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;

2) Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко-научный подход, методологический подход, логический подход;

3) Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется на эмпирический и теоретический уровни; теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания;

4) Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания).

5) Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний.

Заслуга позитивизма:

-много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития;

-совершенствована математика и логика;

-"подключение" философии к общим процессам развития точного знания способствовало существенному обновлению тех её разделов. Которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками.

 



2016-01-26 332 Обсуждений (0)
Феноменология Эдмунда Гуссерля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Феноменология Эдмунда Гуссерля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)