Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи, функции и принципы экономического прогнозирования



2016-01-26 1222 Обсуждений (0)
Задачи, функции и принципы экономического прогнозирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическое прогнозирование призвано решать двуединую задачу:

  • с одной стороны - давать объективную научно обоснованную картину будущего, опираясь на процессы сегодняшнего дня;
  • с другой стороны - выбирать направление деятельности и политики современности с учетом прогнозных оценок.

Наряду с этим важной задачей прогнозирования можно назвать и выявление в настоящем тех факторов, которые будут оказывать свое влияние на исследуемый процесс в будущем.

Главная функция прогнозирования состоит в проведении научного анализа социально-экономических процессов и тенденций, а также в предвидении новых экономических ситуаций и выявлении узловых экономических проблем. Основные функции прогнозирования состоят также в исследовании объективных связей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях, на определенном этапе развития экономики и общества, в оценке объекта прогнозирования, в выявлении возможных альтернатив развития экономики в перспективе, в принятии оптимальных решений.

Принципы прогнозирования меняются в зависимости от экономических условий, которые существуют на том или ином историческом этапе развития общества. Например, при переходе от плановой экономики к экономике рыночной в нашей стране постепенно ушли такие принципы, как принцип сочетания политики и экономики, принцип директивности планирования и др.

 

ЭТАПЫ ОБЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

Первый этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования и выделении перечня подцелей. Для этого выведенные ранее из версий логические следствия, которые и являются целями и подцелями расследования, делятся на более мелкие и конкретные, приобретая удобную для планов форму вопросов или обстоятельств, подлежащих непосредственной проверке.

Второй этап состоит в выделенииобщеверсионных вопросов и обстоятельств,т.е. тех логических следствий, которые повторяются при выведении из различных версий, а потому, чтобы избежать дублирования, их необходимо выделить в самостоятельный раздел формируемого плана. В содержание этого раздела входит и выявление так называемыхвневерсионных обстоятельств,которые, не являясь логическими следствиями версий, подлежат обязательному установлению. Например, установление способности свидетелей адекватно воспринимать различные явления и события, уточнение возраста подозреваемых или потерпевших, определение вменяемости обвиняемого, истребование характеристик и т.д.

Третий этапсостоит в учете всех средств, находящихся в распоряжении следователя, и их сопоставлении с задачами, определенными на предшествующих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временные и иные ресурсы с учетом возможностей их использования. В случае недостаточности ресурсов он привлекает дополнительные силы и средства или ставит вопрос о передаче части дел, находящихся в его производстве, другим следователям, или принимает меры по интенсификации деятельности, или же вынужден избрать вариант, связанный с продлением срока предварительного следствия.

Четвертый этапзаключается в разработке вариантов (в том числе резервных) проведения процессуальных, оперативно-разыскных и других действий и анализе возможных результатов. На этом этапе планирования следователь осуществляет окончательный выбор и принимает решения. Разрабатывая эти решения, он должен использовать всю имеющуюся у него информацию, профессиональный опыт и знания с тем, чтобы планируемые им действия и мероприятия были наиболее эффективными. При разработке вариантов предстоящей деятельности следователь учитывает противодействие конфликтующего субъекта и возможность наступления негативного результата в ситуации тактического риска и в соответствии с проведенным анализом (в том числе и рефлексивным) принимает наиболее эффективные плановые решения.

Пятый этаппланирования заключается в определении, во-первых, сроков выполнения намеченных действий и, во-вторых, непосредственных исполнителей. Именно здесь следователь принимает окончательное решение об организационно-управленческой структуре расследования и форме взаимодействия (следственная группа, следственная группа с привлечением к ее работе оперативных сотрудников, временное подключение следователей и оперативных работников для оказания помощи, выполнение ими отдельных поручений и оперативно-разыскных заданий, оказание содействия органами дознания при производстве процессуальных действий и т.д.).

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭФФЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

К основным требованиям по планированию, без выполнения которых процесс планирования теряет смысл, относятся: реальность, целеустремленность и конкретность.

Реальность - одно из главных требований к планированию.

Целеустремленность планирования заключается в умении выделить главные задачи, определить особо важные мероприятия, на решение которых

Говоря о целеустремленности, следует отметить, что такое «цели» вообще. Условно их можно разделить на три вида: «цели», «задачи» и «задания».

Конкретностьпланирования предполагает конкретность названия, объемов содержания всех планируемых мероприятий и действий, их согласованность между собой по целям, месту, времени и составу сил, а также по способу выполнения. В планах должна быть определена конкретная ответственность за выполнение мероприятий и осуществление контроля за их выполнением.

Все они неразрывно связаны друг с другом и невыполнение, хотя бы одного из этих требований приведет к тому, что запланированные мероприятия не будут выполнены.

Под методом планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, программ и планов. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов.

По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов. В качестве основных методов на практике используется лишь 15-20. Развитие информатики и вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.

По степени формализации методы экономического прогнозирования (планирования) можно подразделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении.

Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.

К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы экономико-математического моделирования. Они базируются на математической теории.

 

 

 

Балансовый метод представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов - добиться баланса (равновесия) между показателями.

Нормативные методыбазируются на применении научно- обоснованных прогрессивных норм и нормативов. Нормы и нормативы, используемые в планировании можно свести в следующие группы:

· затрат труда (нормы времени, нормы обслуживания, нормативы управляемости и др.) и заработной платы;

· расхода сырья, материалов, производственных запасов;

· использования производственных мощностей и оборудования;

· экономические, в том числе финансовые (нормативы текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и др.).

Аналитические методы или методы экономического анализа чрезвычайно разнообразны, но общим для них является разложение причин экономического явления на отдельные факторы и нахождение степени влияния этих факторов на конечный результат.

Программно–целевой методпредусматривает разработку комплексных программ, которые представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных, научно–исследовательских и организационно – хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Методы экономико–математического моделированияили оптимального планирования позволяют решать задачи отыскания минимальных или максимальных значений целевой функции.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА, ЕЕ БАЗОВАЯ ОСНОВА. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ.

Основные объемные показатели деятельности организации отражаются в производственной программе. Наряду с понятием «производственная программа» используются понятия «план производства», «плановый объем производства» и др. Производственная программа – это подробный план производства продукции, который отражает объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции [27, с. 47]. Производственная программа – это развернутый план предприятия в целом и его производственных подразделений по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства [32, с. 127]. Таким образом, производственная программа разрабатывается:

1) в целом по предприятию и в разрезе отдельных структурных подразделений (производств, цехов, участков);

2) по всей номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции;

3) по объемным показателям;

4) по срокам.

Основой разработки производственной программы является формирование портфеля заказов и разработка плана продаж. Портфель заказов отражает наличие заказов от покупателей на начало планируемого периода. План продаж может быть скорректирован с учетом прогноза объемов продаж, который отражает возможность появления новых покупателей и зависит от работы отдела сбыта и отдела маркетинга. Далее при разработке производственной программы учитывается наличие фактических остатков готовой продукции на начало планируемого периода, планируемые остатки готовой продукции на конец периода, а также ограничения по производственным мощностям предприятия.

Основными показателями производственной программы являются номенклатура, ассортимент и объем.

Номенклатура продукции – это укрупненный перечень наименований продукции, выпускаемой предприятием (условно это все товарные группы, выпускаемые предприятием). Ассортимент продукции – это полный и подробный перечень всех видов продукции, выпускаемых предприятием (то есть это все модификации товара, входящего в одну товарную группу), при этом каждая ассортиментная единица отличается характерными отличительными признаками и определенными качественными показателями.

И номенклатура, и ассортимент продукции планируются

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОДАЖ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОДАЖ.

В рыночной экономике создание и производство новых то­варов, оказание новых услуг являются решающим условием для выживания предприятия. Поэтому изучение потребностей потре­бителей служит основой для планирования объема продаж. В ре­зультате изучения потребностей потребителей формируется ас­сортиментная политика предприятия.

Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевремен­но предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Планирование продаж заключается в определении характера новых товаров и их параметрических рядов, соотноше­ния объемов выпуска старых и новых изделий, уровня цен и конку­рентоспособности продукции, объема гарантий, качества сервиса, необходимости создания принципиально новых изделий или сле­дования за фирмой-лидером их выпуска.

Планирование продаж непрерывный процесс, начинаю­щийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающий­ся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы. Основными зада­чами планирования продаж являются:

• определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на со­ответствующих рынках;

• критическая оценка продукции предприятия, осуществляе­мая с позиции покупателя;

• оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;

• принятие решений о том, какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рен­табельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускае­мой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, выходящих за рамки сложившейся специализации предприятия;

• изучение возможностей производства новых или модерниза­ции выпускаемых изделий;

• прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;

• проведение рыночных тестов новой продукции для выясне­ния ее приемлемости потенциальными покупателями;

• разработка рекомендаций производственным подразделе­ниям предприятия относительно потребительских свойств па­раметрического ряда изделий, их цен, упаковки, предпродажного и послепродажного сервиса в соответствии с результатами тести­рования.

Решением указанных задач на предприятии должен занимать­ся отдел маркетинга в рамках формируемой им функциональной стратегии. Основная функция маркетинга заключается в коорди­нации НИОКР, комплексном исследовании рынка, сбыта, серви­са, формировании спроса и стимулировании сбыта для достиже­ния главной цели — завоевания возможно большей доли рынка. Игнорирование этой цели при планировании продаж может при­вести к появлению в номенклатуре выпускаемых изделий таких марок, которые будут выгодны для производственных подразде­лений предприятия, нежели для предприятия в целом. Поэтому решающее слово в формировании ассортимента и определении объема продаж должно принадлежать отделу маркетинга. Имен­но он должен рекомендовать, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а когда — в усиление формиро­вания спроса и стимулирование сбыта или снять изделие с про­изводства.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПЛАНА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Обеспечение предприятий материальными ресурсами занимает в деятельности предприятий важное место. Расчеты потребности в материальных ресурсах осуществляются в плане материально-технического обеспечения предприятия. От тщательности его обоснования зависят не только выполнение производственной программы и эффективность работы данного предприятия, но и многих других, так как установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов одновременно являются основанием для разработки плана производства и реализации продукции других предприятий и объединений.


План закупки составляется на основе балансов материально- технических ресурсов, в которых сопоставляется потребность в ресурсах с источниками ее удовлетворения и определяется количеством материалов, подлежащих завозу со стороны. Источниками удовлетворения являются:

· ожидаемые остатки материальных ресурсов на начало планового периода;

· завоз ресурсов со стороны;

· мобилизация внутренних резервов;

· собственное производство.

Важный резерв мат. обеспечения плана производства на п/п — мобилизация внутренних ресурсов.

^ Баланс по каждому виду материального ресурса может быть представлен формулой:

Пр+Пк+Пнт+Прэн+Пти+Пнп+Зпер=Оож+Мр+Пз

Пр - потребность в данном виде ресурса на выполнение плана производства (объема работ); Пк - потребность в соответствующем ресурсе на капитальное строительство; Пнт - потребность в данном виде ресурса на внедрение новой техники; Прэн - потребность в аналогичном ресурсе на ремонтно-эксплуатационные нужды; Пти - потребность в данном виде ресурса на изготовление технологической оснастки и инструмента; Пнп - потребность в рассматриваемом виде ресурса на прирост незавершенного производства; Зпер - величина переходящих запасов; Оож - ожидаемый остаток материала на начало планового периода; Мр - мобилизация внутренних ресурсов; П3 - величина завоза материалов.

План закупки материальных ресурсов составляется с учетом следующих показателей в натуральном измерении:

1.План поступлений текущего года;

2.Ожидаемое выполнение;

3. Остаток на 1.01 (на начало планового периода, фактический или ожидаемый) определяется как разность пунктов 1 и 2;

4. Потребность ресурса по плану;

5. Переходящий запас, учитываемый в плане;

6. План закупки определяется разницей между пунктами 4 и 5.

Составляется на год с разбивкой по кварталам.

План МТО п/п составляется в форме баланса по каждому виду ресурса и плана закупки ресурсов.

Разработка балансов МТО является предпосылкой для планирования распределения материальных ресурсов между производственными единицами, входящими в состав производственных объединений, а также установления хозяйственных связей с поставщиками продукции производственно-технического назначения. Производственное объединение устанавливает производственным единицам лимиты на материальные ресурсы и перераспределяет их в установленном порядке с учетом изменения производственной программы.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

Прибыль является экономической категорией товарного хозяйства. Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы использования в рамках предпринимательских структур во многом зависят от воздействия стимула выгоды в условиях рынка. Сам факт собственности же позволяет владельцам принимать меры по увеличению величины прибыли.

От правильности определения величины прибыли организации (предприятия) зависит его обеспеченность денежными ресурсами. Планирование прибыли –сложный и многогранный процесс, включающий изучение хозяйственных связей корпорации за период, предшествующий планируемому. От правильности и обоснованности прогноза прибыли зависит обеспечение финансовыми ресурсами производственного и научно-технического развития корпорации, а также уровень дивидендных выплат акционерам (собственникам). Оптимальный план по прибыли необходим также для разработки налогового и других бюджетов.

Корпорация самостоятельно разрабатывает план по прибыли, исходя из договоров, заключаемых с поставщиками и потребителями его продукции; экономических нормативов, устанавливаемых государством; материалов анализа деятельности за предшествующий период; данных бухгалтерского учета и отчетности и др. Планирование прибыли включает два взаимосвязанных процесса:

• определение бухгалтерской прибыли и выявление факторов, влияющих на ее величину;

• планирование распределения прибыли.

Объем прибыли во многом зависит от экономически обоснованных методов ее планирования с соблюдением принципов учетной политики, принятой корпорацией на предстоящий финансовый год.

Традиционными методами планирования прибыли от реализации продукции являются:

• метод прямого счета;

• аналитический метод;

• метод совмещенного счета;

• факторный метод;

• нормативный метод;

• экономико-математический метод.

По методу прямого счета общая сумма бухгалтерской прибыли от текущей (операционной) деятельности складывается из прибыли от реализации продукции (прибыли от продаж) и прочих доходов за вычетом произведенных расходов.

Прибыль от реализации продукции включает в себя прибыль от товарного выпуска и прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода (квартала, года). Прибыль от товарного выпуска (ПТВ) рассчитывают по формуле

где Цi – цена реализации изделия i-го вида; Сi – полная себестоимость изделия i-го вида; Кi – количество изделийi-го вида, подлежащих выпуску в планируемом периоде (исходя из заключенных договоров с покупателями); п –число видов (групп) изделий.

Кроме того, устанавливают прибыль по товарным остаткам на складе и в отгрузке на начало и конец планируемого периода по всей их совокупности. Складские товарные остатки учитывают по издержкам. Поэтому прибыль по переходящим товарным остаткам определяют как разницу между их величиной в ценах реализации и по издержкам. Тогда прибыль от реализации (ПР) равна:

где Пн и Пк – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода; Птв – прибыль от товарного выпуска в расчетном периоде.

Тогда бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) может быть представлена как

где БП – бухгалтерская прибыль; Пр – прибыль от реализации продукции; ПД – прочие доходы (за вычетом понесенных прочих расходов).

Метод прямого счета сравнительно прост в использовании и не требует больших затрат труда, если применять современные методы обработки информации. Использование данного метода возможно только в условиях стабильной экономической обстановки, наличия у корпорации заранее сформированного портфеля заказов, цеп на продукцию и плановых калькуляций издержек на каждый вид продукции (группу однородной продукции).

Основной принцип, применяемый для расчета прибыли данным методом – это ориентация на уровень затратоемкости или рентабельности на основе анализа деятельности корпорации за предшествующие периоды. В расчетах используются плановые, отчетные и уточненные данные.

Расчет плановой суммы прибыли аналитическим методом посредством использования коэффициента затратоемкости (Kзэ) осуществляют по формулам:

где ПИрп – полные издержки по производству и реализации продукции; ОР – плановый объем реализации продукции; Кпп – коэффициент прибыльности продукции, доли единицы; Птв – прибыль от товарного выпуска продукции; Тв – плановый товарный выпуск продукции.

Планирование прибыли по уровню базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) осуществляется по этапам:

1) расчет базовой прибыли, которая определяется исходя из фактических отчетных данных, скорректированных на определенные изменения в отчетном (предшествующем планируемому) периоде;

2) определяют процент базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в текущем году с учетом корректировок – рассчитывается как соотношение прибыли к издержкам или прибыли к объему реализации (продаж);

3) расчет планового объема произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в денежном выражении на планируемый год;

4) расчет прибыли от реализации с учетом базовой рентабельности – объем реализации умножается на базовый процент рентабельности;

5) полученная величина прибыли корректируется на сумму прибыли, полученную от производства и реализации тех видов продукции (работ, услуг), прибыль по которым рассчитывалась методом прямого счета.

Данный метод используется при разработке планов-прогнозов развития корпорации, поскольку базой для расчетов служит общий объем товарного выпуска. Такой метод применяется только в том случае, если продукция (работы, услуги) является сравнимой, т.с. выпускалась в предшествующем периоде.

Совмещенный (комплексный) метод используют в тех случаях, когда в корпорации выпускают сравнимую (применяют аналитический метод) и несравнимую (новую) продукцию (применяют метод прямого счета).

Факторный метод включает в себя следующие этапы планирования величины прибыли:

1) определение базовых показателей отчетного периода (периодов) – валовая прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прочие доходы и расходы; издержки по производству и реализации продукции (работ, услуг); величина структурных элементов издержек и др.;

2) определение плановых показателей хозяйственной деятельности корпорации – рост объема производства и реализации продукции (работ, услуг); снижение издержек, изменение прочих доходов и расходов и т.д.;

3) определение индексов инфляции: цен на выпускаемую и реализуемую продукцию (работы, услуги); цен на потребляемые материальные ресурсы; цен на потребляемые трудовые ресурсы;

4) определение индексов по другим изменениям, в том числе: амортизационных отчислений; прочих затрат.

Сумма прибыли рассчитывается любым методом планирования прибыли, а затем производится корректировка ее на инфляционные ожидания и другие изменения.

Нормативный метод (метод бюджетирования) применяется в том случае, если возможно установить нормы и нормативы расходования материалов, топлива, зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) – по центрам ответственности корпорации. Прибыль считается методом прямого счета, но при установлении конкретных заданий по использованию ресурсов предприятия по центрам ответственности. Этот метод представляет собой сочетание метода прямого счета с установлением норм и нормативов.

Экономико-математический метод применяется только в крупных или сверх крупных корпорациях, где имеется возможность использования большой учетной информационной базы и соответствующих компьютерных программ.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Техническое развитие производства должно основываться, прежде всего, на планировании своевременного вывода из производства техники, непригодной для эффективной эксплуатации, поддержания и насыщения его новыми прогрессивными орудиями труда и другими элементами основных фондов, формирующих оптимальную технологию производства.

Условием всемерного повышения эффективности производства на базе технического прогресса, перехода от количественных к качественным, от промежуточных к конечным показателям развития; широкого использования нормативов по новой технике; обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и равновыгодности ее как для производителя, так и для потребителя; согласованности действий финансово-кредитных и организационно-структурных рычагов является обеспечение в планах согласованного функционирования всех главных рычагов управления.

Увеличение количества мероприятий и затрат на внедрение новой техники и технологии, реализация планов технического развития, наблюдающееся в последние годы, не дает значительного эффекта. Это связано с тем, что они слабо увязаны с конечными результатами, с иными разделами планов предприятий. Планы технического развития зачастую ориентированы на отдачу в короткие сроки, предусматривают внедрение отдельных видов оборудования, аппаратов, элементов технологии, а не систем и комплексов машин. Эти планы не в полной мере увязаны с капитальными вложениями на реконструкцию и техническое перевооружение, что противоречит долгосрочным, перспективным целям технико-экономического развития производства.

К задачам планирования технического совершенствования производства относятся, с одной стороны, улучшение существующих конструкций машин и технологии, создание новых модификаций оборудования, повышение качества продукции, а с другой - переход к принципиально новым технологическим системам, поколениям машин, к прогрессивным видам технологии и типам продукции. Более перспективно и экономически выгодно второе направление, поскольку при его реализации становится возможной всесторонняя интенсификация производства, сопровождающаяся ростом производительности труда, экономией всех видов затрат. Оптимальное соотношение обоих направлений может быть достигнуто только благодаря разработке качественно новой системы планов научно-технического развития предприятий. Это ускорит внедрение прогрессивных технологий, систем и комплексов машин, а не отдельных машин и видов оборудования.

В основе системы планирования предприятия лежит долгосрочная комплексная программа технического развития (на 10-15 лет), базирующаяся на единстве принципов целенаправленности, комплексности, непрерывности, научности и предшествующая разработке более детальных годовых планов.

Задачи программы технического развития производства определяются ее целями и местом в системе перспективного планирования. Основные из них состоят в установлении приоритетов в планировании развития материально-производственной базы предприятий и социально-экономических последствий технического прогресса; поддержании производства на высоком техническом уровне, выпуск конкурентоспособной продукции, определение путей удовлетворения потребностей в ресурсах на прогнозируемый период; обосновании предложений по совершенствованию системы управления техническим развитием; формировании перечня первоочередных мероприятий технического развития производства - базовых для всего периода действия программы - для включения в текущий план экономического и социального развития предприятия.

Программа технического развития производства формируется с учетом достигнутого уровня и включает прогноз ресурсов на перспективу. Однако помимо оптимизационного варианта при ее формировании должен быть разработан и эконометрический, основанный на нормативной базе. Их сочетание позволяет создать программу, оптимально учитывающую ресурсные возможности достижения наибольшей результативности производства. С их помощью облегчается совмещение программных проработок с оперативным и текущим планированием.

Формирование программы состоит из следующих этапов:

- определение целей социально-экономического развития предприятия, объемов производства продукции и услуг;

- оценки производственных и финансовых ресурсов, их лимитов;

- выявление альтернативных вариантов достижения целей программы;

- определение структуры программы, ее важнейших направлений, нормативов эффективности, расчета обобщающих показателей, обеспечивающих получение нормативных значений эффективности использования ресурсов, экспертного анализа результатов оптимизационного и эконометрического вариантов программы;

- формирование окончательного варианта программы технического и обобщающих показателей социально-экономического развития предприятия;

- разработка комплекса мероприятий, реализующих основные цели программы.

План технического развития выражен системой показателей и нормативов, состоит из оптимально спланированных работ, необходимых для воплощения технологии и использования обеспечивающих ее средств производства.

Долгосрочное планирование технического развития предприятия, сочетание его с текущим планированием решает одну из сложнейших проблем - массовое внедрение в эксплуатацию новых образцов техники и технологии в результате сопряжения планов НИОКР научно-исследовательских организаций, планов апробации новых образцом техники на головных предприятиях-потребителях этой техники, планов массового производства и внедрения прогрессивной техники. Такое сопряжение дает возможность более эффективно использовать накопленный научный потенциал, увеличивать отдачу от научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ, объективно оценивать результативность проводимых мероприятий, тщательно отрабатывать технологию на основе отраслевой и межотраслевой специализации, сокращать путь от науки к производству.

Таким образом, планирование технического развития производства, основанное на программно-целевом методе и развитой нормативной базе, с использованием современных средств информатики и вычислительной техники позволяет переориентировать ресурсное планирование на целевое, осуществлять его по схеме «цель - эффективность - ресурсы», вместо преобладающей «цель - ресурсы - эффективность».

 



2016-01-26 1222 Обсуждений (0)
Задачи, функции и принципы экономического прогнозирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи, функции и принципы экономического прогнозирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)