Категории понятие и понимание в философии
Понятие это мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между нимипосредством фиксации общих и специфич. признаков, в качестве которых выступают свойства предметов иявлений и отношения между ними. Объект характеризуется в П. обобщённо, что достигается за счёт применения в процессе познания таких умств. действий, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, определение. При помощи П. отображаются как фрагменты действительности, рассматриваемые в отвлечении отизменения и развития, так и сам процесс постоянного изменения и развития изучаемой действительности,процесс углубления наших знаний о ней. Нередко под П. понимают системы знаний, представляющие собой фрагменты тех или иных науч.теорий. Подобные системы знаний предполагают определения П., установление их связей с иными П,системы. Из совокупности таких знаний могут быть логически выведены новые знания об изучаемых объектах. Формальная логика изучает общую структуру П,, его видов, структуру определения П., его структуру в составе более сложных контекстов, структуру отношений между П. Диалектич. логика исследует процессы формирования и развития П. в связи с переходом знания от менее глубокой сущности к сущности более глубокой, рассматривает их как ступени познания, как итог познават. деятельности. П. непосредственно закрепляются и выражаются в языковой форме — в виде отд. слов («революция», «атом», «кислород») или в виде словосочетаний («затухающие колебания»,«диктатурапролетариата»). П. опредмечиваются, материализуются не только в языковой форме, но и в творенияхчеловека, т. е. в более опосредствованных формах материализации. В каждом П. различают его содержание и объём. Содержание П. это совокупность признаковпредметов, отражённых в П. Так, в содержание П.«молекула» в числе др. свойств входит свойство «быть мельчайшей частицей вещества, сохраняющей физич. и химич. свойства данного вещества». Объём П. это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Обобщаемые в П. предметы выделяются из состава более обширного класса, задаваемого родовым признаком. Признаки, выделяющие обобщаемые предметы в пределах этого более обширного класса,называются видовыми. В логике различают П. с пустым объёмом — их объёмы не содержат ни одногоэлемента («кентавр», «золотая гора»), единичные П.— их объёмы содержат лишь по одному элементу(столица Франции; самая большая река в Европе), общие П.- в их объёмах содержится более чем одинэлемент («химич, элемент», «натуральные числа», «растение», «обществ.-экономич. формация»). По характеру элементов объёма П, делят на собирательные и несобирательные. К собирательнымотносятся единичные П., объём которых состоит из различных предметов, составляющих единый агрегат(созвездие «Большая Медведица»); др. П. являются несобирательными. В формальной логике поотношению к содержанию и объёму П. формулируется закон их обратного отношения: чем большесодержание П., тем меньше его объём и наоборот. Так, если к содержанию П. «треугольник» добавитьпризнак «иметь равные стороны» (содержание исходного П. увеличилось — возросло число признаков,мыслимых в содержании этого П.), то объём исходного П. «треугольник» уменьшится — получившееся П. «равносторонний треугольник» меньше по объёму, чем исходное П. «треугольник». Понимание - это универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. П. предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений. Как и объяснение, П. обыденно и массовидно, и только свернутый характер этой операции внушает обманчивое представление, что оно встречается редко и требует особой проницательности. Имеются три типичные области П.: П. поведения человека, его характера и поступков, П. природы и П. языковых выражений. П. поведения предполагает раскрытие связи между мотивами (целями, ценностями), которыми руководствуется человек, и его поступками. Понять в этом смысле поведение индивида - значит указать ту цель, которую он преследовал и надеялся реализовать, совершая конкретный поступок. Логической формой элементарного акта целевого П. поведения является т.н. практический силлогизм, анализировавшийся еще Аристотелем: "Агент X намеревается (желает, стремится) получить А; для достижения А нужно совершить действие В; значит, Одолжен совершить действие В". Первая посылка фиксирует цель, которую ставит перед собой действующий субъект. Вторая посылка описывает его представление о средствах, необходимых для достижения цели. В заключении указывается то конкретное действие, которое субъект должен совершить. "...Практический силлогизм, - пишет Г.Х. фон Вригт, - дает наукам о человеке то, что так долго отсутствовало в их методологии: подходящую модель объяснения, которая является подлинной альтернативой по отношению к модели охватывающего закона. С более общей точки зрения можно сказать, что последняя модель служит для каузального объяснения и объяснения в естественных науках; практический же силлогизм служит для телеологического объяснения в истории и социальных науках". То, что фон Вригт называет "телеологическим объяснением", представляет собой на самом деле не объяснение, а П. Фон Вригт ошибается также, считая практический силлогизм формой дедуктивного, а не индуктивного рассуждения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |