Основные направления развития политической системы Республики Беларусь
Понятие политики, ее виды, уровни и функции. Политика-деят-сть соц.групп и индивидов по осознанию и представлениям своих противореч.интересов,выработке обязат. Для всего общества решений,осущ.с помощью госуд.власти. виды политики: • экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;
Субъекты политики. субъекты политики– личность , организации, соц. группа , котор.способны самостоятельно в соответствии со своими интересами участвовать в полит. жизни общества и вызывать заметные изменения в политич. отношений . Ведущие субъекты полит . - народ , государства , полит. лидеры ,элита , полит. партии , личность .Виды субъектов полит . : 1)первичные (суб.полит . интересов. : крупные соц. группы );2) вторичные( суб.полит. действий : полит. партии , общественные организации).3)третичные( суб. принятия полит . решений : полит. лидеры , элита )
Политическая власть.
Легитимность и легальность власти. Легитимность-это признание народом и политич силами власти,и добровольное выполнение её распоряжений. Признание легитимности власти с точки зрения междунар. сообществ:1-легитимной признаётся власть получ по закону 2-легитимной призн. власть способн.овладеть сложной ситуацией в стране и поддерживать в обществе порядок. Источники признания легитимности власти с точки зрения народа:1-участие народа в управлении2-гарантия права и свобод граждан3-сила власти4 легальность(Юридич.характ-ка власти,кот.свидт о том,что власть и получена и управл. В соотв. с законом)Историч.типы легитимности власти:1-традиционная(народ признаёт власть получ в соотв. с законом)2-легальная легитимность(народ признат власть полч.в соотв. с законом)3-харизматическая легитимность (народ признаёт власть лидера обладающ. исключит. способностями).
Понятие, структура и функции политической системы. Политич.система-это совок.госуд. и негосуд. Институтов,норм,отношений и мезанизмов,посредством кот. реализуются политич.отнош.в обществе,обеспечив.управление обществом.Сущность политич.систем-это управление обществом.Стр-ра :1-политич.институты(госуд-во,политич.партии и др.обществ.организ)2-Ср-ва массовой инф.,политич.правовые нормы,регулир.политич жизнь.3-политич.нормы(решение партийных съездов,лидеров)4-этикоморальн.принципы5-неписанные обычаи и традиции регулир.политич.поведене граждан.Ф-ции:1-Властно-интеграционная (Объедин.всех соц групп. Общества,на основе определ.ценностей)2-Целеполагающаяост.в определении целей и задач политич., экономич., соц.и культурного развития3-.Организаторская(мобилизация средств и ресурсов для достиж.поставл.целей.)4-ф-ция контроля(контроль за выполн. Политич. и иных норм поведения)
Основные направления развития политической системы Республики Беларусь. 1-соблюдение принципа разделения властей2-повышение роли парламента3-совершенствование механизмов включения политич. партий в систему власти4-повышение уровня правовой и политич.культуры общества.Политич.система-совок.госуд. и не госуд.институтов,норм,отношений и механизмов,посредством которых реализуються политич.отношен. в обществе,обеспечив. управление обществом(сущность)
8. Тоталитарный политический режим. Тоталитарный режим – режим, при кот.государство, не довольствуясь ф-цией соц. представительства выступает единственным и исключительным выразителем общих потребностей и движений. Признаки тоталитаризма:1.центральн. руковод-ство и управление в экономич.сфере 2.система всеобщего контроля за повед.индивидов в соц. Сфере 3. признание руководящей роли 1 партии в политич.сфере и осущ. ее диктатуры4. господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное ее навязывание 5. Сосре-доточение в руках партии государства средства массовой коммуникации6 .культ руководящей личности на всех уровнях.7.сращивание партии и государственного аппарата, контроль исполнитель-ными органами выборных 8.выход карательных органов из подчинения закону и обществу и, как результат, произвол, государственный террор и массовые репрессии 9.проникно-вение власти во все части соц.механизма Страх и слепая вера – основн.источники тоталитарного режима. Разновидности тоталитаризма:1.Фашизм (Италия, Испания, Чили) 2. Коммунистический (СССР, Куба) 3. Национал – социализм (Германия) Тоталитарный режим эффективен во время вой . При тоталитаризме отсутствует безработица, существует широкая социальная подготовка, малозаметный контроль в имущес-твенном положении граждан, большое внимание уделяется воспитанию и образованию. Тоталитарный режим способен меняться, эволюционировать. Пост тоталитарный режим – особый тип недемократич. режима, возник. как правило после смерти вождя-создателя тоталитарного режима. Главн. характер-ками пост тоталитаризма явл.: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощ. армии; разрешение кризиса управления путем созд.центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации. 9.Авторитарный политический режим.Авторитаризм означ. Антидемократич.принцип власти. Авторитарным можно назвать политич.режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя или группировки, грубо нарушающих права и нравственность. При авторитарной власти осущ. централизованность и однолинейность сверху, игнорир.или существенно сниж.роль др. представит. институтов Оппоненты – личные враги руководителей режима. Для авторитаризма характерна монополия власти и политики. Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отнош.государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует обществен.жизнь, не стремится навязыв.обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политич. мышлении, мнениях и действиях. Руководство различн. сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над соц. и экономич. инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, ср-вами массовой информации Разновидности авторитаризма: 1 – теократический, когда власть сосредоточена у религиозн.клана (Афганистан) 2 – связан с правлением военных Политич. дея-сть ограничена или вообще запрещена (единств. У Ганда – режим Амина) 3 – персонифицированный режим Когда власть принадлежит лидеру, бессильность институтов власти 4 – монархии Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ 10. Демократический политический режим. Демократич. режим - это одна из разновидностей либеральн.режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократ. государство не ограничив. только их провозгла-шением,т.е.формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечив. для них социально экономич. основу и устанавлив. конституционные гарантии этих прав и свобод. . Представительные органы и должностные лица в демокра-тическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его полити-ческие взгляды,профессионализм.Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятель-ности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое общество характери-зуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни.При демократии сущ. Институциональн. и политич. плюрализм: партии,профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы,кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Разделение властей – один из основн. принципов демократич. режима. Гласность деят-ти государства – один из принципов, обеспеч. открытость работы органов управления, доступность для общественного ознакомления.
11.Теории происхождения государства. Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее исходят из того, что источником государственной власти является Божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в Бога, Божественное начало всего сущего. Одной из известных с древних временявляется патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, о которых он должен проявлять отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате объединения родов в племена, племен в общности, государства.Договорная теория, как и предыдущие теории, зародилась в глубокой древности. Ее родоначальником является древнегреческий философ Эпикур, по мнению которого, государство покоится на общественном договоре. Люди создали государство на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Ирригационная теория обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т.п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство.По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, создали специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания.Следствием победы большинства над меньшин-ством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится орга-ном управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность Согласно марксистской теории происхождения государства, на определенном этапе формирования общества вследствие развития его производи-тельных сил (отделения скотоводства от земледелия, возник-новения ремесел, торговли) появляются излишки продуктов сверх необходимого для личного потребления минимума и накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность, что, в свою очередь, приводит к расколу общества на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, «машина», с помощью которой можно удерживать в повиновении угнетенный класс. Происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возник-новения государства: углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1094)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |