Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восстановление разрушенного хозяйства. Реформы Н. С. Хрущев «Оттепель». Внешнеполитический курс. Годы «застоя»



2016-01-26 1107 Обсуждений (0)
Восстановление разрушенного хозяйства. Реформы Н. С. Хрущев «Оттепель». Внешнеполитический курс. Годы «застоя» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

За годы Великой Отечественной войны СССР потерял около 30% национального богатства, понес огромные людские потери (27 млн человек). Хроническим был структурный перекос в экономике: более половины промышленного производства в 1945 г. составляла оборонная продукция.

Основные задачи в социально-экономической сфере:

• восстановить разрушенное хозяйство,

• возродить экономику ранее оккупированных территорий,

• перепрофилировать промышленность на работу в условиях мирного времени,

• демобилизовать армию, численность которой составляла 11,4 млн человек.

Ресурсы экономического роста в послевоенные годы:

• репарации с Германии;

• труд военнопленных и заключенных в ГУЛАГе;

• перекачка денег из сельского хозяйства в промышленность;

• конфискационная денежная реформа 1947 г. (10 руб. старых денег = 1 руб. новых), в ходе которой около трети наличной денежной массы не было обменено на новые дензнаки;

• принудительные займы у населения (трудящиеся вынуждены были в принудительном порядке приобретать облигации государственного займа, на что уходила приблизительно одна месячная зарплата в год).

За годы четвертой пятилетки (1946-1950) основная задача была выполнена: разрушенное войной народное хозяйство - восстановлено. Было восстановлено и построено около 6200 крупных предприятий. На 25 % возросла производительность труда в промышленности по сравнению с 1940 г. Произведено частичное техническое перевооружение предприятий за счет трофейного оборудования и оборудования, полученного из Германии в качестве репараций. Восстановлена металлургическая и топливно­энергетическая база. Восстановлены важнейшие отрасли земледелия, но в 1950 г. валовая продукция сельского хозяйства составляла 97 % от довоенного уровня. К 1950 г. в основном восстановлен железнодорожный транспорт.

В годы пятой пятилетки (1951-1955) экономика страны получила свое дальнейшее развитие. Объем валовой промышленной продукции вырос на 85 %. Были введены в строй новые промышленные объекты: Усть-Каменогорская и Куйбышевская ГЭС, Череповецкий металлургический комбинат, первая в мире АЭС в Обнинске и др. Несколько улучшилось положение в сельском хозяйстве: посевная площадь под зерновыми культурами увеличилась на 20 %, сельчане получили около 540 тыс. тракторов, 93 тыс. зерновых комбайнов. К 1950 г. было электрифицировано 76 % совхозов и 15 % колхозов. В 1953 г. были повышены закупочные цены, снижены нормы обязательных поставок государству, увеличились капиталовложения в сельскохозяйственное машиностроение в 1,5 - 2 раза.

По сравнению со временем военных лишений жизненный уровень народа несколько улучшился, в декабре 1947 г. была отменена карточная система. Но уровень жизни городского населения достиг довоенных показателей только к 1951 г., в то время как доходы колхозников оставались в 4 раза ниже, чем доходы рабочих и служащих.

Общественно-политическая жизнь страны

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны. Его функции перешли к Совнаркому, ЦК ВКП(б) и Верховному Совету СССР. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат. В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея.

15 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет Министров.

Председателем Совета Министров в 1946 - 1953 гг. являлся Сталин, затем - Маленков. Совет министров и партия, переименованная в 1952 г. на XIX съезде в КПСС, стали принимать совместные постановления по наиболее важным вопросам.

После окончания войны многие чрезвычайные судебные и административные меры были отменены: отменялась смертная казнь, вводилась выборность судей, уменьшалось количество трибуналов. Верховный суд избирался Верховным Советом на 5 лет, остальные - на 3 года. В 1945 - 46 гг. активизировалась деятельность прокурорского надзора. В 1946 г. была введена должность Генерального прокурора. С 1943 г. в области охраны государственной безопасности и общественного порядка действовали НКВД и НКГБ. В 1946 г. они были преобразованы в Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности.

В послевоенные годы ужесточился контроль партии за общественной жизнью, усилился идеологический диктат в сфере духовной культуры. Продолжается политика репрессий, основной целью которой было укрепление личной власти Сталина. Наиболее крупные политические процессы этих лет - это «ленинградское дело», «мингрельское дело», «дело врачей».

После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г. наиболее влиятельными фигурами в СССР стали: руководитель государственного аппарата управления Маленков, руководитель партаппарата Хрущев и возглавивший карательные органы Берия. Между ними развернулась борьба за власть.

Стремясь получить поддержку народа, Маленков выдвинул программу преобразований, предполагавшую смещение акцента народно-хозяйственного развития в сторону удовлетворения непосредственных материальных и культурных потребностей населения - как главной задачи. Берия стремился к получению им и его ведомством чрезвычайных полномочий. С этой целью 27 марта 1953 г. была проведена амнистия всех заключенных, чей срок не превышал 5 лет. Эта амнистия не коснулась политзаключенных, которые получили большие сроки. В результате амнистии было освобождено большое количество уголовников, что создало в городах взрывоопасную обстановку, и давало основания Берии требовать увеличения полномочий его ведомств.

Однако Берия и Маленков не имели связей в среде высших военных руководителей, которые не доверяли им. Объективно ситуация сложилась благоприятно для Хрущева. Хрущев добился возвращения в Москву Жукова, командовавшего в то время Уральским военным округом. Именно Хрущев взял на себя инициативу объединить членов руководства против Берии.

В июле 1953 г. на одном из заседаний ЦК Берия был арестован и впоследствии казнен. В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС.

В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС, в 1958 г. он стал Председателем Совета Министров СССР, сменив на этом посту Н.А. Булганина и сохраняя за собой пост Первого секретаря ЦК КПСС. Этап борьбы за власть в высшем политическом руководстве завершился полной победой Хрущева.

После избрания Хрущева Первым секретарем ЦК в прессе начали появляться статьи о вреде культа личности, начался пересмотр «Ленинградского дела». По инициативе Хрущева и под его личным контролем был ликвидирован ГУЛАГ - это явилось важным шагом в процессе десталинизации. В течение 1953 - 1955 гг. были пересмотрены все основные политические дела послевоенного времени. Были сняты политические обвинения с репрессированных народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, крымских татар, немцев Поволжья), восстановлена государственность многих из них. Были упразднены особые внесудебные органы. Началась реабилитация и освобождение из лагерей политических заключенных.

На XX Съезде КПСС (февраль 1956 г.) Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Период, связанный со съездом, получил название «оттепели» (по названию одноименного романа И. Эренбурга). 30 июня 1956 г. в специальном Постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» была дана оценка культа личности Сталина как чуждого природе социализма явления, приведшего к деформациям социализма. Причины этого виделись как в сложной внешне- и внутриполитической ситуации 20 - 30-х гг., так и личных качествах Сталина. После съезда было создано около 90 комиссий, полномочия которых приравнивались к полномочиям Президиума Верховного Совета, для ускорения процесса реабилитации. На свободу вышли сотни тысяч человек. В феврале 1957 г. была восстановлена автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого, карачаевского народов.

В определенной мере процесс десталинизации затронул и сферу культуры. Возникли новые, демократической направленности журналы «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник», ведущую роль играл журнал «Новый мир» во главе с И.Т. Твардовским. Произведения А.И. Солженицына приоткрыли завесу молчания над историей ГУЛАГА. Однако культура продолжала испытывать сильное административно-идеологическое давление. Одной из форм партийного контроля за духовной сферой в 1957-1962 гг. стали «установочные» встречи руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции.

Сам Хрущев проявлял большой интерес к вопросам культуры, но разбирался в них слабо и относился к свободе художественного творчества без должного уважения. Его личная неуравновешенность, как и подсказки недобросовестных консультантов (министром культуры была Е.А. Фурцева), приводили к неоправданно резким выпадам против «формалистов» и «абстракционистов» - поэта А.А. Вознесенского (хотя Хрущев признавался, что стихов его не читал), скульптора Э. Неизвестного, художника P.P. Фалька и др. За публикацию за границей романа «Доктор Живаго» был исключен из Союза писателей Б.Л. Пастернак, его вынудили отказаться от Нобелевской премии. С конца 50-х гг. «оттепель» в духовной жизни явно пошла на убыль.

Таким образом, во второй половине 50-х годов произошла частичная ликвидация наиболее негативных сторон системы государственного социализма. Однако по-прежнему органы советской власти функционировали под руководством и контролем партии. На сессиях Верховного Совета как и ранее единогласно утверждались заранее подготовленные документы.

Хрущевым предпринимались попытки модернизации исполнительной власти. В 1957 г. была произведена замена централизованного отраслевого управления (министерств) территориальными (совнархозами) при сохранении строго централизованного управления оборонными отраслями. На первых порах это дало положительный эффект за счет лучшей информированности управленцев о реальном состоянии и нуждах каждого конкретного предприятия. Но вскоре проявились и негативные результаты, главным из которых было то, что стала невозможна единая техническая политика в масштабах отрасли. Затормозился технический прогресс, прекратился обмен передовым опытом между родственными предприятиями, кустарными методами стали решаться многие вопросы подготовки кадров. Практически одновременно в 1957 - 1958 гг. создавались госкомитеты при Совете Министров СССР, которые постепенно подчинили себе предприятия и совнархозы. Таким образом, была восстановлена ведомственно­отраслевая система.

Не всегда продуманной была и национально-государственная политика Н.С. Хрущева. В те годы, когда он находился у власти, проходило весьма интенсивное перераспределение земель между республиками. Так, Узбекистан передал Таджикистану свыше 50 млн. га, Казахстан Узбекистану - 3,5 млн. га. РСФСР передала Украине территорию Крыма. Все эти акции предпринимались без гласного обсуждения их положительных и отрицательных сторон.

В 1959 г. на XXI съезде партия заявила, что страна вступает в этап непосредственного строительства коммунизма. На ХХІІ съезде КПСС (октябрь 1961 г.) была принята новая Программа партии - программа построения коммунизма, рассчитанная на 20 лет. Считалось, что через 20 лет материально-техническая база коммунизма будет уже построена.

В 1962 г. бьгл7 осуществлена перестройка партийного руководства народным хозяйством. В границах существовавших областей вместо одной создавались две партийные организации - промышленная и сельская, промышленный и сельский обкомы КПСС. По производственному принципу были также перестроены советские органы, профсоюзные и комсомольские организации. Это привело к росту числа чиновников, смешению функций руководящих органов, к безответственности и дезорганизации управления.

К 1964 г. стал очевидным кризис политического курса Хрущева: утрата им личной популярности, поддержки со стороны партийно-государственного аппарата, разрыв со значительной частью интеллигенции, отсутствие зримых перемен в уровне жизни большинства населения. Все это предопределило его отставку. В октябре 1964 г. он был срочно вызван из Пицунды, где находился на отдыхе, в Москву и поставлен перед фактом своей отставки.

Н.С. Хрущев заявил, что бороться за власть не будет и уходит на пенсию по состоянию здоровья. На октябрьском Пленуме ЦК КПСС 1964 г. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев.

Сельское хозяйство

Приоритетным направлением экономики для Хрущева было сельское хозяйство, в котором он считал себя специалистом. Сентябрьским (1953 г.) Пленумом ЦК были намечены меры по подъему сельского хозяйства: списана задолженность с колхозов, в три раза повышены закупочные цены, снижен налог с личного приусадебного участка, проведена паспортизация колхозников. Но основной упор делался на экстенсивные факторы: с 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая, Южного Урала, что потребовало огромных финансовых вложений. Освоение приблизительно 40 млн гектаров новых земель позволило добиться быстрого (хотя иногда и кратковременного) и заметного результата: к концу десятилетия валовой сбор зерна увеличился на 40 %.

Сельское хозяйство в полной мере испытало на себе и перегибы хрущевского правления. После принятия в 1955 г. программы развития животноводства началось принудительное внедрение кукурузы как решающей для формирования кормовой базы агрокультуры. За два года кукурузой были засеяны 18 млн га, причем часто ее сеяли в районах с неподходящими климатическими условиями. Вместе с тем покупка гибридных сортов кукурузы, попытка внедрения американской технологии ее возделывания в тех районах, где она могла дать полноценный рост, способствовали приращению зерна и корма для скота, действительно помогали справиться с проблемами сельского хозяйства.

В 1953 - 1956 гг. сельское хозяйство развивалось достаточно успешно, производство сельскохозяйственной продукции увеличивались на 25 % ежегодно. Основываясь на этом, в 1957 г. Хрущев выдвинул лозунг: «Догнать и перегнать Америку!» Начинается соревнование с США в производстве мяса и молочных продуктов. Стали выдвигаться невыполнимые цели.

В 1958 г. были ликвидированы машинно-тракторные станции (МТС), колхозы были вынуждены втридорога выкупать у государства изношенную технику, вновь оказавшись в долгах. С конца 50-х гг. в сельском хозяйстве был проведен ряд волюнтаристских мероприятий, мотивированных скорым вступлением страны в коммунизм и необходимостью приблизить общественные отношения на селе к коммунистическому идеалу: происходило массовое преобразование колхозов в совхозы, шла ликвидация так называемых «неперспективных» деревень. Началось новое укрупнение колхозов.

Реформы, порожденные желанием быстро и с наименьшими затратами получить существенные результаты, сопровождались сильным давлением на председателей колхозов, а те в свою очередь оказывали давление на колхозников. Выражением этого стала кампания против приусадебных подсобных хозяйств, рассматривавшихся как частнокапиталистический пережиток. Колхозников обязали продать колхозам весь крупный рогатый скот, в стране практически полностью было уничтожено поголовье лошадей. Данная кампания была крайне непопулярна и оказала отрицательное воздействие на все сельскохозяйственное производство. С конца 50­х гг. наступила полоса стагнации сельского хозяйства. С 1962 г. СССР приступил к регулярным закупкам зерна за рубежом.

Реформы в промышленности

В промышленности была сделана попытка преодолеть научно­техническое отставание от Запада. С 1955 г. главными в развитии промышленности были намечены электрификация, комплексная механизация и автоматизация, затем - и химизация. В реализации отдельных программ были достигнуты впечатляющие успехи: в 1954 г. построена первая атомная электростанция, в 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли, в 1959 г. построен первый в мире атомный ледокол «Ленин», а 12 апреля 1961 г. также впервые в мире осуществлен запуск космического корабля с человеком на борту. В СССР были построены первые заводы- автоматы (Московский шарикоподшипниковый), практически заново создана химическая промышленность. В конце 50-х гг. СССР вступил в этап научно-технической революции, но десятилетнее отставание от Запада наверстать так и не удалось. Вместе с тем следует отметить, что ведущим ученым страны, особенно работающим на военно-промышленный комплекс, оказывалась всяческая поддержка. В 1956 г. был открыт Институт ядерных исследований в Дубне и создан первый реактивный пассажирский самолет ТУ-104. В 1957 г. в СССР был создан самый мощный в мире синхрофазотрон, открыто Сибирское отделение АН СССР. В 1956­1958 гг. было создано 48 новых НИИ.

В целом же промышленность продолжала развиваться по экстенсивному пути. Приоритетным оставался военно­промышленный комплекс (ВПК). Нарастал разрыв между производством группы «А» (средства производства) и группы «Б» (предметы потребления). Темпы экономического развития страны, достигнутые в середине 50-х гг. (10% ежегодного прироста национального богатства), сохранить не удалось, пришлось даже два последних года шестой пятилетки, задания которых оказались невыполнимы, присоединить к следующему пятилетнему плану, превратив его в семилетний.

Социальные программы и их результаты

В годы «оттепели» заметно повысился уровень жизни народа, причем в городах он был по-прежнему выше, чем в сельской местности. С 1956 г. началось снижение продолжительности рабочего дня. Был установлен 6 часовой рабочий день для подростков 16 - 18 лет, 7-часовой рабочий день для всех рабочих и служащих. С 1957 г. началось увеличение заработной платы низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих. В 1956 г. более чем в два раза возросли размеры пенсий. В 1964 г. были введены пенсии колхозникам. Отменялись обязательные покупки рабочими и служащими облигаций госзаймов, отменялись все виды платы за обучение, улучшился рацион питания населения, став более полноценным. Много средств вкладывалось в здравоохранение, увеличилась по сравнению с предшествующими годами продолжительность жизни советских людей. Наконец, шло массовое строительство жилья: за 1956 - 1960 гг. в новые малогабаритные квартиры («хрущевки») въехало более 50 млн человек - четверть населения страны.

Однако на рубеже 50 - 60-х гг. возможности проведения благоприятной социальной политики уменьшились: сказались сбои в экономике, новое обострение «холодной войны» привело к росту военных расходов. Миф о коммунизме окончательно рухнул в сознании тех людей, которые в него еще верили.

Период с 1965 г. по 1984 г. - это время наиболее стабильного развития советского общества. В эти годы практически отсутствовали внутри- и внешнеполитические катаклизмы, были достигнуты наивысшие уровни в экономической, социальной и культурной областях. Но в это же время начался всеобъемлющий кризис советского государства и общества, а годы пребывания Л.И. Брежнева у власти часто именуются «застоем».

В 1965 - 1984 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Законодательная власть в СССР осуществлялась Верховным Советом, состоящим из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно функционировавшим органом законодательной власти был Президиум Верховного Совета. Исполнительная власть в государстве осуществлялась Советом министров, в 1978 г. появился Президиум Совмина.

Решающую роль в системе управления играла КПСС. Несмотря на рост численности членов партии, авторитет КПСС падал. На съездах, конференциях партии голосовали «единогласно» за спущенные «сверху» решения. Выборы в партийные органы практически исчезли: выдвигался один кандидат на тот или иной пост. Генеральными секретарями ЦК КПСС были: с 1966 г. по 1982 г. - Л.И. Брежнев, с ноября 1982 г. по 1984 г. - Ю.В. Андропов, с 1984 г. по март 1985 г. - К.У. Черненко.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, в которой в отличие от предыдущей определение социальной базы советского строя было расширено: рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция. В 6-й ее статье законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. В Конституции дано новое определение политической основы государства - Советы народных депутатов. Как и прежде, провозглашались основные демократические свободы. Она утвердила положение о всеобщем среднем образовании, о праве на жилье. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.

Складывается новая идеология. В 1967 г. на Торжественном заседании в честь 50-летия Октябрьской революции Л.И. Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом пути является построение развитого социалистического общества.

В условиях разрыва между официальной пропагандой и реальностью в стране возникло движение диссидентов (диссидентство - инакомыслие). Значительным явлением в диссидентстве стало правозащитное движение. Идейным лидером правозащитного движения был создатель водородной бомбы А.Д. Сахаров.

Экономическое и социальное развитие страны

В экономике в 1965 - 1967 гг. была предпринята попытка проведения одной из самых крупных экономических реформ, инициатором которой был А.Н. Косыгин. Суть реформы заключалась в сочетании комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги управления, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование.

Одной из наиболее удачных за все послевоенное время была восьмая пятилетка (1966-1970), которую часто именуют «золотой». С 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными. С 1966 г. по 1970 г. удельный вес интенсивных факторов в обеспечении прироста национального дохода увеличился с 34 % до 40 %. В строй было введено около 1 900 крупных предприятий, в том числе Красноярская ГЭС, Карагандинский металлургический комбинат, Волжский автомобильный завод в Тольятти. Увеличилось производство предметов народного потребления.

Однако хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего развития. Уже с IX пятилетки положение дел в экономике ухудшается. Экономика натолкнулась на демографический барьер, и темпы ее роста стали определяться производительностью труда, темпы которой все время снижались. Серьезной проблемой стало истощение традиционной сырьевой базы и постепенное смещение добывающей промышленности, прежде всего топливно­энергетического комплекса, на восток, что вело к повышению себестоимости сырья, а также обостряло транспортную проблему. Сказывался физический износ и моральное старение оборудования и основных фондов, повышение удельного веса военных расходов, непосредственно отражавшиеся на развитии гражданского производства. Назревал кризис организации труда, проявлявшийся в неспособности системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.

Сложным было положение сельского хозяйства. Для решения продовольственной проблемы в 1982 г. была принята специальная Продовольственная программа. Было решено создать агропромышленные комплексы (АПК), в которые были объединены совхозы, колхозы, машиностроительные и химические предприятия, работающие для нужд сельского хозяйства. Однако АПК не стали жизнеспособными экономическими механизмами, не оправдали себя. Несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема к середине 80-х годов значительно обострилась. Во многих местах снова появились карточки и талоны.

В Х пятилетке ставка делалась на закупку по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников.

Одной из черт экономического развития СССР стало формирование «теневой экономики». Она выступала как в форме подпольных производств (особенно распространенных в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии), так и на базе легального производства за счет различного рода махинаций с госсобственностью. Наиболее всего этим были поражены такие отрасли, как торговля и строительство, их чиновничий аппарат вкупе с партработниками (выдвинутыми часто из их среды) создавал условия для формирования капитала на криминальной основе.

Ярким показателем экономического кризиса явилось снижение темпов роста валового национального продукта. За период с VIII (1966-1970) по XI (1981-1985) пятилетки он составил (по официальным данным) 42, 36, 23, 19 процентов соответственно. Показателем экономического кризиса было то, что Запад перешел от НТР к технологической революции, к созданию постиндустриального общества, в то время как СССР оставался в рамках индустриального типа развития экономики.

После Второй мировой войны значительно возросли международный авторитет и влияние СССР и США. Постепенно складывалась двухполюсная картина международных отношений: формировался блок просоветски ориентированных государств (социалистический лагерь) и противостоявших им западных стран, также вступивших в союзнические отношения. В течение 1945 - 1948 гг. в ряде стран Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии) при активном давлении СССР были сформированы коммунистические по составу правительства. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме, Северной Корее и Китае. СССР заключил с этими государствами договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, позволявшие контролировать их политический курс, но в то же время обеспечивавшие им немалую экономическую помощь, в том числе через учрежденный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно­политическое объединение социалистических стран Европы.

Стремление СССР к расширению своего влияния вызывает тревогу на Западе. 5 марта 1946 г. в Фултоне (штат Миссури) У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна произнес речь о необходимости опустить через всю Европу «железный занавес», который препятствовал бы распространению советского влияния, опираясь на американскую ядерную монополию. В марте 1947 г. конгрессу США была представлена «доктрина Трумэна» - внешнеполитическая концепция США, предусматривавшая повсеместное силовое противодействие коммунизму с целью его «сдерживания» и «отбрасывания». Экономической основой для формирования блока противостоявших советскому влиянию западно-европейских государств стал «план Маршалла» (руководитель госдепартамента в администрации Трумэна), намечавший предоставление Европе американской помощи на сумму более 12 млрд долларов.

Военно-политическим итогом сближения Западной Европы, США стало подписание 4 апреля 1949 г. десятью европейскими странами, США и Канадой Североатлантического договора. Данные государства договаривались совместно обороняться от нападения противника и создавали для этих целей Организацию Североатлантического договора (НАТО).

Данные события стали началом «холодной войны» - политической, экономической, идеологической конфронтации между государствами и системами, продолжавшейся с 12 марта 1947 г. (доктрина Трумэна) до 21 декабря 1991 г. (распад СССР) и расколовшей мир на две военно-политические и экономические группировки.

Важным элементом холодной войны явилась гонка вооружений, начавшаяся после создание в СССР атомного оружия в 1949 г., что ликвидировало монополию США в этой области.

Противостояние двух блоков государств проявилось в целом ряде кризисных ситуаций. Особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. Западная Германия являлась сферой действия плана Маршалла. 18 июня 1948 г. в Западной Германии провели денежную реформу, там была введена новая немецкая марка. В ответ на это СССР перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад, - началась транспортная блокада Западного Берлина, продолжавшаяся 324 дня. Это была первая открытая конфронтация СССР с бывшими союзниками. В 1949 г. произошел раскол Германии: в мае была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ), в октябре 1949 г. - Германская Демократическая Республика (ГДР). В 1961 г. разразился берлинский кризис, закончившийся возведением стены вокруг Западного Берлина.

Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился «карибский кризис». В 1962 г. СССР принял решение разместить на Кубе ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, таким образом возникла угроза безопасности США, которые потребовали убрать ракеты с Кубы, угрожая нанести по ним ядерный удар. В последний момент благодаря прямым телефонным переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущевым удалось предотвратить ядерную войну. В результате СССР вывел ядерные ракеты с Кубы, а США обещали не организовывать вторжение на остров и вывели из Турции ракеты, нацеленные на СССР.

После этой кульминации напряженности были достигнуты и некоторые позитивные сдвиги в международных отношениях. Был заключен московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в космосе, под водой и в атмосфере.

Крайне противоречивый характер носила внешняя политика СССР в брежневский период. Годы с 1969 по 1979 именуют периодом разрядки. Политика разрядки характеризуется отказом от политики недоверия, соперничества и напряженности, от использования силы, угрозы применения силы, укреплением взаимного доверия и взаимопонимания, развитием контактов в политической, экономической, культурной и научно-технической областях.

К рубежу 60 - 70-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета с США. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. В 1972 г. был подписан советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Важнейшим событием мировой политики стало Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее 30 июля - 1 августа 1975 г. Руководители 33 европейских государств, США и Канады подписали заключительный акт, в котором зафиксированы принципы стран- участниц совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела.

Однако во второй половине 70-х гг. процесс разрядки затормозился. В 1979 - 1985 гг. происходит новое обострение международных отношений. СССР руководствовался во внешней политике «классовым подходом», осуществлял действия, основанные на тактике «мировой революции». Показательно в этом плане участие СССР в афганской войне. В январе 1981 г. в США к власти пришел Р. Рейган, который выпустил тезисы о «советской военной угрозе». В марте 1983 г. Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ) - долгосрочной программой создания широкомасштабной противоракетной обороны с элементами космического базирования. Военно-политическое положение СССР ухудшилось, а напряженность в мире возросла.

 



2016-01-26 1107 Обсуждений (0)
Восстановление разрушенного хозяйства. Реформы Н. С. Хрущев «Оттепель». Внешнеполитический курс. Годы «застоя» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восстановление разрушенного хозяйства. Реформы Н. С. Хрущев «Оттепель». Внешнеполитический курс. Годы «застоя»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1107)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)