Сущность, состав и оценка основных фондов. Износ и амортизация
Успешное функционирование производства во многом определяется эффективностью использования всех факторов производства и в первую очередь основных фондов. Основные средства ( фонды) – та часть средств производства, которая - имеет длительный срок оборота, - участвует во множестве производственных циклов, - долго сохраняет свою натуральную форму, - её стоимость переносится на себестоимость изготовления готового продукта частями по мере износа. В зависимости от основного назначения и характера выполняемых функций основные средства подразделяются в соответствии с классификатором на ряд групп и имеют для энергопредприятий следующую примерную структуру: - здания (производственно-технические, служебные и другие – 14%); - сооружения (водопроводные, гидротехнические, канализационные и др. – 16%); - передаточные устройства (электросети, теплосети, трубо- и газопроводы – 33%); - машины и оборудование, в том числе: а) силовые машины и оборудование (генераторы, двигатели, котлы, турбины, электродвигатели, трансформаторы и т.д. – 33%); б) рабочие машины и оборудование (металлорежущее, прессовое, химическое, электросварочное, электротермическое и т.д. – 1%); - измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование – 1%; - вычислительная техника – 2%; - транспортные средства; - прочие основные фонды (производственный и хозяйственный инвентарь, инструменты, земельные участки и т.д.). Классификация основных фондов в зависимости от характера участия в процессе воспроизводства представлена в таблице 3.1. Таблица 3.1- Классификации основных фондов
Технологическая структура основных фондов энергетики характеризуется относительно низким удельным весом рабочих машин и оборудования и сравнительно высоким – силовых машин и оборудования, передаточных устройств. Особенность основных фондов в энергетике – высокая стоимость отдельных агрегатов и электростанций. В производственной практике и экономической теории используются следующие виды оценки стоимости элементов основных фондов: 1) Первоначальная стоимость -стоимость фактического создания, транспортировки, монтажа и испытания элементов основных фондов. Первоначальная стоимость основных фондов определяется по формуле: (3.1) где - соответственно затраты на приобретение оборудования, строительные работы и на монтаж основных фондов. Но при такой оценке возникает ряд неудобств, т.к. цены на оборудование, материалы и строительно-монтажные работы со временем изменяются. В результате фонды, введенные в разное время, учитываются в разных ценах, что приводит к несопоставимости данных. 2) Восстановительная стоимость-это сумма, в которую обошлось бы создание тех же фондов в данный момент временипри существующих ценах и расценках. Восстановительная стоимость находится путем переоценок. В производственной практике восстановительная стоимость используется незначительно (только в момент генеральных переоценок), так как с ростом технического прогресса стремительно меняются типоразмеры и модификации оборудования. Восстановительная стоимость основных фондов в год рассчитывается по формуле: (3.2) где - первоначальная стоимость основных фондов; - моральный износ основных фондов за год . 3) Остаточная стоимостьэлементов основных фондов - это та часть стоимости фондов, которая ещё не перенесена на производимую продукцию (энергию). Остаточная стоимость количественно равна первоначальной или восстановительной стоимости за вычетом износа.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |