Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности



2016-01-26 2203 Обсуждений (0)
Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Общие, в том числе конституционные, а также специальные правовые основы участия граждан в охране общественного порядка вытекают из анализа положений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.

Анализ норм Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что участие граждан в обеспечении правопорядка является важнейшим правом и одной из форм непосредственного выражения народом своей власти. Так, согласно части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обладает всеми правами и свободами, и несет равные обязанности. В соответствии с частью 2 статьи 45 Основного закона каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации лишь в самом общем виде регулирует вопросы обеспечения указанных конституционных прав и свобод граждан. В этой связи насущной потребностью является урегулирование федеральным законодательством условий, обеспечивающих участие граждан в охране правопорядка.

Глава 2 ФЗ «О полиции» выделяет в ст. 9 в качестве одного из принципов ее деятельности «Общественное доверие и поддержка граждан», в соответствии с которым полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие и поддержку граждан. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

К сожалению, в настоящее время еще не принято единого федерального законодательного акта, регулирующего участие граждан в охране общественного порядка. В настоящее время в Комитете по безопасности Государственной Думы Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка». Законопроект регламентирует цели привлечения общественности к охране общественного порядка, формы участия граждан и организаций в обеспечении правопорядка, права и обязанности граждан в данной сфере, применение ими физической силы и специальных средств, материально-техническое обеспечение деятельности, гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, меры их поощрения.

Во многих подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, упоминается о необходимости взаимодействия с населением[180].

На уровне субъектов Российской Федерации действуют около десяти законов и более 50-ти иных нормативно-правовых актов, специально регулирующих деятельность граждан в указанной сфере, согласно которым народные дружинники наделяются определенными властными полномочиями (проверять документы при наличии законных оснований, участвовать в регулировании дорожного движения и др.)[181]. На сегодняшний день уже в 53 субъектах Российской Федерации приняты нормативные акты, определяющие деятельность общественных объединений по охране общественного порядка.

Организационные формы участия населения в охране общественного порядка достаточно разнообразны. В последнее время в ряде научных работ было предпринято несколько попыток классификации общественных объединений правоохранительной направленности. Например, функциональный[182], при котором формы взаимодействия населения с правоохранительными органами распределялись на основании того, осуществлению какой именно функции правоохранительной деятельности они способствует (дознание, следственной и т.д.). Такая классификация охватывает все виды правоохранительной деятельности, но является при этом односторонней, поскольку ориентирована исключительно на функции правоохранительных органов. К тому же, если следовать данной классификации, мы обнаружим, что многие виды участия населения в правоохранительной деятельности дублируются: внештатный сотрудник полиции, например, может способствовать исполнению функции дознания, так и следственной, оперативно-розыскной функциям.

Согласно Закону Санкт-Петербурга «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге» участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге может быть коллективным и индивидуальным[183].

Индивидуальными формами участия граждан в обеспечении правопорядка являются:

1) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел;

2) сотрудничество, осуществляемое безвозмездно на основе договора, заключаемого между гражданином и органом внутренних дел в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.

Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка осуществляется путем создания общественных объединений, уставной целью которых является оказание содействия органам внутренних дел в решении возложенных на них задач в пределах, установленных действующим законодательством. Общественные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях»[184]. В обеспечении правопорядка не могут участвовать политические общественные объединения.

В свою очередь, на основании принципов организации деятельности общественных объединений, последние можно разделить на две большие группы:

1. общественные объединения, чья деятельность непосредственно ориентирована на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

2. общественные объединения, чья деятельность не имеет выраженной правоохранительной направленности, но при этом вопросы охраны общественного порядка в той или иной мере входят (или могут входить) в сферу деятельности данного общественного объединения.

При рассмотрении объединений первой группы следует обратиться к уже упомянутым народным дружинам – как традиционному и, в свое время, наиболее распространенному виду общественных объединений правоохранительной направленности. В последние годы их деятельность постепенно восстанавливается. С марта 1993 г. действует Московская городская народная дружина[185], в октябре 2009 года приято постановление Правительства Ленинградской области о порядке создания народных дружин в данном субъекте Российской Федерации[186].

Народная дружина – это добровольное самоуправляемое некоммерческое общественное объединение, созданное на основе свободного волеизъявления граждан и общности интересов для достижения общих целей, направленных на обеспечение участия широких слоев населения в охране общественного порядка. Народные дружины действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека, гласности и добровольности.

Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации, а также положением о народной дружине. Как правило, эти положения утверждают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

Народная дружина: 1)участвует в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений; 2) проводит профилактическую и воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений; 3) участвует в мероприятиях по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий; 4) оказывает помощь пограничным войскам в охране государственной границы РФ; 5) участвует в мероприятиях по поддержанию порядка и обеспечению безопасности на городских водоемах и в местах массового отдыха населения города; 6) оказывает помощь населению, предприятиям и организациям в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; 7) организует об­щественную вахтенную охрану предприятий малого и среднего бизнеса; 8) обеспечивает круглосуточную общественную охрану автомобильных стоянок; 9) обобщает и анализирует статистические данные и информацию о состоянии общественного порядка, вырабатывает рекомендации по совершенствованию и устранению причин правонарушений, выносит их на рассмотрение органов власти и управления.

Народные дружинники привлекаются к охране общественного порядка по следующим направлениям работы отдельных подразделений полиции:

- совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы территориальных ОВД на маршрутах патрулирования, приближенных к местам массового скопления граждан;

- при дежурных частях территориальных ОВД (для обеспечения свидетельской базы и выполнения оперативных поручений дежурного по ОВД);

- при проведении культурно-массовых, церковных и спортивных городских, окружных, районных мероприятий;

- совместно с участковыми уполномоченными полиции территориальных ОВД (оказывают помощь участковым уполномоченным полиции в жилом секторе во время приема граждан, в проверке припаркованного бесхозного автотранспорта, при отработке закрепленного участка и поквартирном обходе);

- совместно с сотрудниками подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних (оказывают помощь сотрудникам ПДН при поквартирном обходе подучетных неблагополучных семей, проводят профилактические беседы с «трудными» подростками в школах);

- при проведении специальных оперативно-профилактических мероприятий;

- совместно с сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД (несут дежурство на стационарных постах-пикетах, в экипажах ДПС, при осуществление пропускного режима и расстановки автотранспорта при проведении массовых и спортивных мероприятий).

Существует еще целый ряд общественных объединений, имеющих выраженную правоохранительную направленность. Их можно назвать «специализированными» народными дружинами, поскольку их деятельность, как правило, ориентирована на охрану общественного порядка в какой-то определенной сфере. Это может быть охрана порядка на транспорте, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с распространением наркотиков и т.д. Общие принципы, методы и формы организации их деятельности такие же, как у народных дружин, и различаются только за счет специфики направленности деятельности этих общественных объединений.

Ко второй группе можно отнести, во-первых, такие общественные объединения, как различные общества охраны природы, защиты памятников и т.д. Хотя их деятельность нельзя назвать правоохранительной, но легко представить себе ситуацию, когда осуществление их функций оказывается напрямую связанным с охраной общественного порядка, или для их осуществления необходимо взаимодействие с правоохранительными органами.

К этой же группе можно отнести некоторые органы общественной самодеятельности - общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Это могут быть различные комитеты (уличные, квартальные, в школах и дошкольных учреждениях – родительские и т.д.), советы (общежитий, ветеранов) и собрания (по месту жительства, работы). В последние годы в общественной жизни заметно усилилось влияние церкви, поэтому нельзя не учитывать и такие формы организации граждан, как собрания прихожан. Понятно, что взаимодействие перечисленных видов общественных объединений с правоохранительными органами носит эпизодический характер, осуществляется для решения конкретных проблем и связано, чаще всего, с вопросами профилактики правонарушений.

Кроме двух рассмотренных групп, существуют некоторые формы участия населения в охране общественного порядка, которые трудно классифицировать по предложенной схеме. К ним относятся разного рода комиссии, которые нельзя назвать общественными объединениями поскольку их членами являются не только граждане, но и представители правоохранительных органов, депутаты, представители профсоюзов и т.д. Имеются в виду административные, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних.

Кроме того, в нашей стране существует в чем-то уникальный вид участия населения в правоохранительной деятельности - объединения казачества. Это не общественное, а социально-этническое объединение (образование), члены которого могут привлекаться к следующим видам правоохранительной деятельности[187]:

- участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

- участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

- иной деятельности на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Казачьи наряды участвуют в охране фермерских хозяйств, предприятий торговли, учебных заведений, организовано взаимодействие с природоохранной и экологической службой. Положительные результаты работы казачества отмечены в Краснодарском, Ставропольском краях, Воронежской, Оренбургской, Пермской, Ростовский, Самарской, Саратовской, Свердловской областях.

Еще одна форма участия общественности в охране правопорядка это возможное привлечение представителей различных политических партий и движений. Например в молодежном движении «Наши» создано и функционирует целое направление - «Молодежная народная дружина».

Большое внимание органами внутренних дел уделяется привлечению молодежи для охраны порядка. Так, во всех вузах города Томска созданы и действуют оперативные студенческие отряды по охране общественного порядка, которые осуществляют работу по поддержанию установленного режима в учебно-лабораторных корпусах и общежитиях, соблюдению правил внутреннего распорядка. Совместно с участковыми уполномоченными полиции они участвуют в проведении рейдов и оперативно-профилактических мероприятий по обеспечению общественного порядка. В свою очередь, руководством высших учебных заведений для членов студенческих оперативных отрядов предоставляются определенные льготы в общежитиях на период обучения, бесплатный проезд на городском муниципальном транспорте.

Таким образом, в последние годы активно возрождаются общественные объединения и иные формирования в различных формах оказывающие содействие органам внутренних дел и активно участвующие в обеспечении правопорядка. Сейчас в России существует уже 37,6 тысяч общественных объединений правоохранительной направленности, которые насчитывают в своих рядах около 328 тысяч человек. К таким объединениям, в том числе, относятся: социально-профилактические центры в микрорайонах, советы профилактики в производственных, коммерческих и других организациях (независимо от форм их собственности), общественные инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, различные добровольные объединения по охране общественного порядка, советы старост при сельских администрациях, женсоветы, молодежные советы, комиссии содействия семье и школе, сводные городские оперативные отряды, общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, пожарные команды, отряды содействия полиции и самообороны, и многие другие. Участие граждан в борьбе с правонарушениями укрепляет силы полиции, расширяет возможности в выполнении стоящих перед ней задач и создает реальные предпосылки для эффективной профилактики правонарушений. Многообразие же форм содействия граждан органам внутренних дел можно объяснить, в том числе, и отсутствием единого правового акта, призванного урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении правопорядка.

Анализ разнообразных форм участия граждан в охране общественного порядка показывает, что эти формы развиваются в двух основных направлениях: 1) расширение деятельность массовых общественных и самодеятельных организаций по охране общественного порядка (ДНД и др.); 2) участие граждан в качестве внештатных сотрудников различных служб (паспортные аппараты, ГИБДД, УУП и др.) полиции по борьбе с правонарушениями. Рассмотрим подробнее последнее из перечисленных.

Одной из главных вопросов остается отсутствие финансирования и других социальных льгот, предоставляемых дружинникам. Если раньше, в советские времена, активистам-дружинникам предоставлялись дни к отпуску, бесплатный проезд на общественном транспорте, то право бесплатного проезда не имеет сегодня даже сотрудник полиции. И в большей своей массе работа по привлечению общественности к обеспечению правопорядка проводится, исходя из убеждения граждан, что полиции надо помогать, что только вместе, сообща, можно добиться улучшения криминогенной обстановки. Сегодня необходимо активнее возобновлять старые, а с учетом сегодняшнего времени - создавать новые формы и методы участия общественности в охране правопорядка. Необходимо проводить широко разъяснительную работу с руководителями предприятий и организаций независимо от форм собственности, с населением по созданию добровольных объединений правоохранительной направленности, стимулированию их работы.

 



2016-01-26 2203 Обсуждений (0)
Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)