Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специальные выразительные средства в представлении



2016-09-16 478 Обсуждений (0)
Специальные выразительные средства в представлении 0.00 из 5.00 0 оценок




Специфика проведения праздника на льду обуславливает определенные особенности художественных средств, с помощью которых мы провели Новогоднее мероприятие в «Ледовом Дворце «Витязь».

Одной из главных особенностей любого жанра зрелищного искусства являются его специфические выразительные средства, которые опреде­ляют жанр и без которых он просто не может существовать. Однако, это не мешает режиссерам использовать и другие выразительные средства. На­пример, невозможно представить себе массовое спортивно-художествен­ное представление без музыки. Но музыка не является специфическим выразительным средством данного жанра, а лишь помогает усилить впе­чатление, расставить смысловые акценты в представлении.

Появление специфических выразительных средств в жанре массовых спортивно-художественных представлений обусловлено, в первую оче­редь, главным героем представления - массой, сценической площадкой, а также уровнем развития спорта и спортивной режиссуры.

К специфическим выразительным средствам массовых спортивно-художественных представлений на стадионе относят:

-Массовые упражнения;

-Построения и перестроения;

-Сольные и групповые, или, так называемые, вставные номера;

-Художественный фон (живой экран).

Частично эти средства я использовала в подготовке и проведении представления «Новогодняя Сказка».

Массовыми называются упражнения, выполняемые одновременно большим количеством участников. Они выполняются без предмета или с предметами. В практике массовых спортивно-художественных представлений апробировано уже очень большое количество предметов, отличающихся друг от друга по форме, цвету, целевой направленности и другим признакам.

Предметы подразделяются на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят: палки, шарфы, флажки, гантели, гири, булавы, обручи, мячи, кубы, карабины, ленты и пр., а к групповым: шесты, лестницы, бревна, гимнастические скамейки, щиты и др. Особенно эффектны так называемые трансформирующиеся предметы, например, булавы, превращающиеся в букеты цветов, вымпелы или зонтики; шес-ты, оказывающиеся большими стягами, знаменами и т.п. Такие предме-ты позволяют внести в выступления элемент неожиданности и всегда очень зрелищны.

По содержанию и характеру выполнения массовые упражнения делятся на вольные, поточные и пирамидковые упражнения.

В массовых спортивно-художественных представлениях роль построе­ний и перестроений очень велика. Они организуют участников, составля­ют основу композиции представления и являются тем средством, которое позволяет наиболее широко и контрастно раскрыть возможности массы участников как единого целого.

Построение - это взаимное расположение участников на поле стадио­на. Различные построения отличаются по характеру строя и содержанию рисунка.

По характеру строя построения могут быть разомкнутые и сомк­нутые. Первые применяются, главным образом, в массовых упражнени­ях типа зарядки, пирамидковых упражнениях, упражнениях с группо­вым предметом, на выходах и уходах, а вторые - преимущественно в по­точных упражнениях, в финале, на выходах и уходах.

По содержанию рисунка построения делятся на тематические и нетематические (простые). К тематическим относятся такие, рисунок которых несет определенный смысл - "звезда", "солнце", "самолет", эмб­лема спортивного общества и др., а также различные цифры, лозунги. Нетематическими считаются построения в виде различных геометричес­ких фигур - квадрата, прямоугольника, ромба, круга или их сочетаний (квадрат, вписанный в круг, круг, вписанный в ромб и т.п.).

Различных вариантов построения участников бесчисленное множе­ство. Задача режиссера найти такое, которое отвечало бы его замыслу. Факторами, определяющими выбор построения, являются:

- вид массового упражнения (вольные, поточные или пирамидковые);

- предмет, выбранный для выполнения упражнений, его форма и воз­можности;

- конструкции и спортивные снаряды, включенные в представление;

- специальные вставные номера (сольные и групповые выступления сильнейших спортсменов, различного рода эстафеты и пр.);

- тема и идея представления.

Построения сами по себе не могут выразить ничего, кроме того, что они непосредственно изображают своим рисунком. Однако без них не­возможно выстроить массовое представление. Это своего рода опорные вехи композиции, в которых начинается действие и через которые оно развивается. Поэтому, как выразительное средство, построения рассмат­риваются в связи с перестроениями.

Перестроения - это передвижения участников из одного построения в другое. Они очень эмоциональны, так как связаны с перемещениями ог­ромной массы людей. Красочное перестроение всегда вызывает восторг у зрителей, особенно в момент появления нового рисунка.

В массовом спортивно-художественном представлении выделяют:

- перестроения как упражнение;

- перестроения переходные или монтажные.

В первом случае они являются неотъемлемой частью массовых уп­ражнений и вводятся режиссером для усиления действий массы или бо­лее полного использования возможностей предмета.

Рассмотрим конкретный пример. Возьмем построение участников в виде прямоугольника, где по фронту стоит 48 человек, а в глубину - 32. Участники начинают упражнение, стоя на точках. Но вот они перестраива­ются - из каждых четырех колонн образуют одну - и получается совер­шенно новый рисунок построения: 12 вертикальных линий. Упражнение продолжается, но выглядит совершенно иначе. Снова перестроение - из каждых двух вертикальных линий образуется 8 кругов, и на поле возни­кает новый рисунок - 48 кругов по 32 человека в каждом. Все эти пере­строения выполняются в том же темпе и ритме, что и упражнение, нис­колько не нарушая его. Более того, они усиливают действия массы учас­тников как единого целого, делают их более динамичными, красочными, контрастными.

Таким образом, для перестроений, выполняемых как упражнение, характерны следующие особенности:

• незначительная амплитуда передвижения участников;

• подчиненность их как действия основному упражнению (они всегда выполнятся на музыку массовых упражнений и являются их частью);

• четкость и красочность рисунка в момент исполнения.

Другой пример. Массовые упражнения на поле закончились, начина­ется совершенно новое действие, например, на стадион вносятся конст­рукции, спортивные снаряды. Ожидается выступление сильнейших гим­настов. Здесь уже требуется коренное изменение обстановки на поле. И режиссеру необходимо увязать действия массы со вставным номером -выступлением группы спортсменов. В этих условиях перестроение вы­полняет уже другую роль. Оно выступает как средство монтажа.

Характерными особенностями монтажных перестроений являются:

• самостоятельность их как действия (они выполняются на специаль­но подобранную музыку);

• большая амплитуда передвижения участников по всему полю.

Подобные перестроения имеют место при построении тематических рисунков, при переходах от одной части представления к другой, при пост­роении финала и ухода участников.

Характерной особенностью современных массовых спортивно-худо­жественных представлений является их высокая насыщенность по со­держанию. Наряду с массовыми номерами, в них включаются различ­ные спортивные номера в исполнении сильнейших спортсменов и номе­ра представителей разных видов искусства. Вставными номерами они называются потому, что их выступление происходит на фоне огром­ной массы участников. Они как бы вставляются режиссером в эту массу. Успех вставных номеров в массовых спортивно-художественных представлениях зависит не только от их содержания и качества исполне­ния, но от их подачи на фоне огромной массы участников.

Среди спортивных номеров наиболее характерными являются: выс­тупления представителей спортивной и художественной гимнастики, ак­робатов, батутистов, борцов (как классических видов, так и восточных), боксеров, фехтовальщиков, конников, выступления на различных конст­рукциях и специальных снарядах и т.п. Часто в массовые спортивно-ху­дожественные представления включаются различные по содержанию и характеру эстафеты, например, туристов, пожарников или детские, вое­низированные, комические и пр.

Главной режиссерской задачей при постановке вставных спортив­ных номеров является оригинальность их подачи в сочетании с де­монстрацией высокого спортивного мастерства солистов.

Самыми популярными из вставных спортивных номеров являются упражнения на разных по своей сложности и назначению снарядах и конструкциях. Речь идет не только о стандартных, всем знакомых гим­настических и акробатических снарядах ( перекладина, брусья, конь с ручками, брусья разной высоты, гимнастическое бревно, батуты, гимна­стические колеса, лопинги, подкидывающие доски и др.), но и о специ­ально разработанных для конкретного представления снарядах и конст­рукциях, которые задают определенный контекст выполнению упражне­ний спортсменами.

Если режиссером ставится задача показать высокое спортивное мас­терство исполнителей, то для этого, как правило, используются стандар­тные гимнастические или акробатические снаряды. Однако, в этом слу­чае всегда возникает проблема их установки на поле стадиона. Это ти­пично, например, для такого зрелищного снаряда, как перекладина. На рис. 15, 16 показаны специальные конструкции для прочного крепления перекладины (сварная металлическая рама и движущаяся площадка).

Снаряды и конструкции, которые специально разрабатываются для представления, имеют, как правило, несколько иную задачу, а именно: как можно оригинальнее и неожиданнее показать действия спортсменов в необычных для них и зрителей условиях. Здесь для режиссера главное -подача номера, а не сложность упражнений.

Выразительные средства жанра, как показано выше, достаточно зре­лищны. Но разработка каждого отдельного номера и представления в целом имеет свои особенности и требует детального подхода режиссера и согласованности с темой и идеей представления. В нашем случае – Открытие Фестиваля Танцев невозможно представить без вставных танцевальных массовых и сольных композиций.

 

 



2016-09-16 478 Обсуждений (0)
Специальные выразительные средства в представлении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специальные выразительные средства в представлении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)