Специальные выразительные средства в представлении
Специфика проведения праздника на льду обуславливает определенные особенности художественных средств, с помощью которых мы провели Новогоднее мероприятие в «Ледовом Дворце «Витязь». Одной из главных особенностей любого жанра зрелищного искусства являются его специфические выразительные средства, которые определяют жанр и без которых он просто не может существовать. Однако, это не мешает режиссерам использовать и другие выразительные средства. Например, невозможно представить себе массовое спортивно-художественное представление без музыки. Но музыка не является специфическим выразительным средством данного жанра, а лишь помогает усилить впечатление, расставить смысловые акценты в представлении. Появление специфических выразительных средств в жанре массовых спортивно-художественных представлений обусловлено, в первую очередь, главным героем представления - массой, сценической площадкой, а также уровнем развития спорта и спортивной режиссуры. К специфическим выразительным средствам массовых спортивно-художественных представлений на стадионе относят: -Массовые упражнения; -Построения и перестроения; -Сольные и групповые, или, так называемые, вставные номера; -Художественный фон (живой экран). Частично эти средства я использовала в подготовке и проведении представления «Новогодняя Сказка». Массовыми называются упражнения, выполняемые одновременно большим количеством участников. Они выполняются без предмета или с предметами. В практике массовых спортивно-художественных представлений апробировано уже очень большое количество предметов, отличающихся друг от друга по форме, цвету, целевой направленности и другим признакам. Предметы подразделяются на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят: палки, шарфы, флажки, гантели, гири, булавы, обручи, мячи, кубы, карабины, ленты и пр., а к групповым: шесты, лестницы, бревна, гимнастические скамейки, щиты и др. Особенно эффектны так называемые трансформирующиеся предметы, например, булавы, превращающиеся в букеты цветов, вымпелы или зонтики; шес-ты, оказывающиеся большими стягами, знаменами и т.п. Такие предме-ты позволяют внести в выступления элемент неожиданности и всегда очень зрелищны. По содержанию и характеру выполнения массовые упражнения делятся на вольные, поточные и пирамидковые упражнения. В массовых спортивно-художественных представлениях роль построений и перестроений очень велика. Они организуют участников, составляют основу композиции представления и являются тем средством, которое позволяет наиболее широко и контрастно раскрыть возможности массы участников как единого целого. Построение - это взаимное расположение участников на поле стадиона. Различные построения отличаются по характеру строя и содержанию рисунка. По характеру строя построения могут быть разомкнутые и сомкнутые. Первые применяются, главным образом, в массовых упражнениях типа зарядки, пирамидковых упражнениях, упражнениях с групповым предметом, на выходах и уходах, а вторые - преимущественно в поточных упражнениях, в финале, на выходах и уходах. По содержанию рисунка построения делятся на тематические и нетематические (простые). К тематическим относятся такие, рисунок которых несет определенный смысл - "звезда", "солнце", "самолет", эмблема спортивного общества и др., а также различные цифры, лозунги. Нетематическими считаются построения в виде различных геометрических фигур - квадрата, прямоугольника, ромба, круга или их сочетаний (квадрат, вписанный в круг, круг, вписанный в ромб и т.п.). Различных вариантов построения участников бесчисленное множество. Задача режиссера найти такое, которое отвечало бы его замыслу. Факторами, определяющими выбор построения, являются: - вид массового упражнения (вольные, поточные или пирамидковые); - предмет, выбранный для выполнения упражнений, его форма и возможности; - конструкции и спортивные снаряды, включенные в представление; - специальные вставные номера (сольные и групповые выступления сильнейших спортсменов, различного рода эстафеты и пр.); - тема и идея представления. Построения сами по себе не могут выразить ничего, кроме того, что они непосредственно изображают своим рисунком. Однако без них невозможно выстроить массовое представление. Это своего рода опорные вехи композиции, в которых начинается действие и через которые оно развивается. Поэтому, как выразительное средство, построения рассматриваются в связи с перестроениями. Перестроения - это передвижения участников из одного построения в другое. Они очень эмоциональны, так как связаны с перемещениями огромной массы людей. Красочное перестроение всегда вызывает восторг у зрителей, особенно в момент появления нового рисунка. В массовом спортивно-художественном представлении выделяют: - перестроения как упражнение; - перестроения переходные или монтажные. В первом случае они являются неотъемлемой частью массовых упражнений и вводятся режиссером для усиления действий массы или более полного использования возможностей предмета. Рассмотрим конкретный пример. Возьмем построение участников в виде прямоугольника, где по фронту стоит 48 человек, а в глубину - 32. Участники начинают упражнение, стоя на точках. Но вот они перестраиваются - из каждых четырех колонн образуют одну - и получается совершенно новый рисунок построения: 12 вертикальных линий. Упражнение продолжается, но выглядит совершенно иначе. Снова перестроение - из каждых двух вертикальных линий образуется 8 кругов, и на поле возникает новый рисунок - 48 кругов по 32 человека в каждом. Все эти перестроения выполняются в том же темпе и ритме, что и упражнение, нисколько не нарушая его. Более того, они усиливают действия массы участников как единого целого, делают их более динамичными, красочными, контрастными. Таким образом, для перестроений, выполняемых как упражнение, характерны следующие особенности: • незначительная амплитуда передвижения участников; • подчиненность их как действия основному упражнению (они всегда выполнятся на музыку массовых упражнений и являются их частью); • четкость и красочность рисунка в момент исполнения. Другой пример. Массовые упражнения на поле закончились, начинается совершенно новое действие, например, на стадион вносятся конструкции, спортивные снаряды. Ожидается выступление сильнейших гимнастов. Здесь уже требуется коренное изменение обстановки на поле. И режиссеру необходимо увязать действия массы со вставным номером -выступлением группы спортсменов. В этих условиях перестроение выполняет уже другую роль. Оно выступает как средство монтажа. Характерными особенностями монтажных перестроений являются: • самостоятельность их как действия (они выполняются на специально подобранную музыку); • большая амплитуда передвижения участников по всему полю. Подобные перестроения имеют место при построении тематических рисунков, при переходах от одной части представления к другой, при построении финала и ухода участников. Характерной особенностью современных массовых спортивно-художественных представлений является их высокая насыщенность по содержанию. Наряду с массовыми номерами, в них включаются различные спортивные номера в исполнении сильнейших спортсменов и номера представителей разных видов искусства. Вставными номерами они называются потому, что их выступление происходит на фоне огромной массы участников. Они как бы вставляются режиссером в эту массу. Успех вставных номеров в массовых спортивно-художественных представлениях зависит не только от их содержания и качества исполнения, но от их подачи на фоне огромной массы участников. Среди спортивных номеров наиболее характерными являются: выступления представителей спортивной и художественной гимнастики, акробатов, батутистов, борцов (как классических видов, так и восточных), боксеров, фехтовальщиков, конников, выступления на различных конструкциях и специальных снарядах и т.п. Часто в массовые спортивно-художественные представления включаются различные по содержанию и характеру эстафеты, например, туристов, пожарников или детские, военизированные, комические и пр. Главной режиссерской задачей при постановке вставных спортивных номеров является оригинальность их подачи в сочетании с демонстрацией высокого спортивного мастерства солистов. Самыми популярными из вставных спортивных номеров являются упражнения на разных по своей сложности и назначению снарядах и конструкциях. Речь идет не только о стандартных, всем знакомых гимнастических и акробатических снарядах ( перекладина, брусья, конь с ручками, брусья разной высоты, гимнастическое бревно, батуты, гимнастические колеса, лопинги, подкидывающие доски и др.), но и о специально разработанных для конкретного представления снарядах и конструкциях, которые задают определенный контекст выполнению упражнений спортсменами. Если режиссером ставится задача показать высокое спортивное мастерство исполнителей, то для этого, как правило, используются стандартные гимнастические или акробатические снаряды. Однако, в этом случае всегда возникает проблема их установки на поле стадиона. Это типично, например, для такого зрелищного снаряда, как перекладина. На рис. 15, 16 показаны специальные конструкции для прочного крепления перекладины (сварная металлическая рама и движущаяся площадка). Снаряды и конструкции, которые специально разрабатываются для представления, имеют, как правило, несколько иную задачу, а именно: как можно оригинальнее и неожиданнее показать действия спортсменов в необычных для них и зрителей условиях. Здесь для режиссера главное -подача номера, а не сложность упражнений. Выразительные средства жанра, как показано выше, достаточно зрелищны. Но разработка каждого отдельного номера и представления в целом имеет свои особенности и требует детального подхода режиссера и согласованности с темой и идеей представления. В нашем случае – Открытие Фестиваля Танцев невозможно представить без вставных танцевальных массовых и сольных композиций.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |