Значение Улуг Улуса в мировой истории 5 страница
ВОПРОС № 49 С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части проживавшего в городах, открывались школы. В них учились и казахские дети. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в. приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Организацию народного образования в Казахстане возглавили русские миссионеры, такие как Н. Ильминский, А. Алекторов и другие. Н. Ильминский разработал свою систему просвещения нерусских народов России. Несмотря на реакционные цели, система Ильминского способствовала распространению русского образования среди казахских детей. В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете. Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки. Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 рублей. Учебный год начинался в сентябре-октябре и кончался в мае-июне. В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре. И. Алтынсарин. Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился неподалеку от Костаная в семье известного бия Балгожи, в 1857 г. окончил казахскую семилетнюю школу в Оренбурге. В результате систематического самообразования он стал высокообразованным человеком своего времени. Глубокое изучение истории и современного состояния русской педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось в январе 1884 г. в Торгае, в 1888 г. в Иргизе, в 1884 г. в Костанае открыть казахские школы. С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Он открыл несколько школ для девушек с интернатами, в которых в 1886 г. обучались 211 учениц. Его заслугой также является открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разработка дидактических принципов обучения и воспитания детей, создание учебных и методических пособий. Написанные им "Киргизская хрестоматия", "Руководство по обучению киргизов русскому языку", "Мактубат" имели огромное значение в истории казахской культуры. В этих учебниках для казахских школ использован русский алфавит. "Только с применением русского алфавита киргизский (казахский) язык избавится от арабских, татарских слов, которые неуместно вошли в киргизский язык. Только при употреблении русского шрифта казахские книги будут писаться правильно",-писал И. Алтынсарин. Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа. ВОПРОС № 50 Видным представителем религиозной мусульманской казахской литературы был Аубакир Кердери (1858-1903). В своих произведениях уделил большое внимание религиозным вопросам, хотя не отрицал проблемы светской жизни. Он признавал "культурную миссию" России. В его произведениях нет антирусских мотивов. Наоборот, он считал, что "белый царь" заботится обо всех народах страны. Аубакир пропагандировал царские указы в степи, положительно относился к реформам 1867-1868 гг. По его взгляду, передовая экономическая жизнь России окажет позитивное влияние на хозяйство казахов. Призывал соотечественников к светскому знанию, технике и искусству. Не знающие искусства, говорил, он, должны терпеть в жизни неудачи. "Если бай без знаний, то он станет бедным". "Кто по-русски не образован, тот стал совсем бесполезным",-утверждал он. Сожалеет, что мусульмане не такие как раньше, тоскует по ханским временам. Его консерватизм особенно выражался в вопросах брака и семьи. ВОПРОС № 51 Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель. Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников. Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Есть местная правящая верхушка, которая возненавидела Абая за его любовь и сострадание к обездоленным. Особое место в творчестве Абая занимает "Кара соз". Под этим наименованием объединены 45 "Слов" - небольших законченных фрагментов, выраженных в тщательно, художественно стилистически обработанной прозаической форме. Абай хочет, чтобы его голос не был гласом вопиющего в пустыне. Основное чувство, пронизывающее "Слова назидания" - это боль по поводу неразвитости основной части и надежда, вера в могущество разума и внутренних потенций, накопленных историей. В педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир. Широта взглядов, общечеловечность обязывает изучать языки других народов. Абай пропагандирует как всеобще значимый путь приобщения к достижениям европейской цивилизации. Абай как Валиханов и Алтынсарин, по сути дела действовали в одиночку, предпринимая индивидуальные усилия. Во-вторых, продолжатели заветов Абая связывали общие нравственные требования с конкретной политической программой обретения независимости и социально-экономического прогресса. ВОПРОС № 52 Первая буржуазно-демокр-кая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение, поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень. В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие. Национально-освободительное движение объединяло различные слои казахского аула, начиная от широких масс коренного населения в лице сельскохозяйственных батраков и бедноты до зарождавшейся буржуазии, национальной интеллигенции, феодальных кругов и мусульманского духовенства. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и других городов. Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. С событиями революции 1905—1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске (ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров Своебразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский союз на Успенском руднике. Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянских выступлений. В повышении политического сознания населения Казахстана определенную роль сыграли выборы в Государственную думу В I Государственную думу от Казахстана было избрано девять депутатов: четыре от казахского населения и пять — от русского населения, Во II Государственной думе от Казахстана было уже 13 депутатов, в том числе от казахского населения — пять. Во 2 Гос. думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию, совместно с другими «националами» России добивались прекращения переселения крестьян на окраины. Таким образом, события в Казахстане в годы первой российской революции 1905—1907гг., в особенности выступлениярабочих, крестьян и интеллигенции, националъно-освободительное движение и т. д., несмотря на их слабость и разрозненность, стали политической школой для местныхтрудящихся, опыт которой имибыл использован в дальнейшей борьбе за национальное исоциальное освобождение. ВОПРОС № 53 Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная интеллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах». Журнал «Айкап», выходивший в 1911—1915 гг. (издатель и редактор — Мухамеджан Сералин (1871—1929 гг.), выражал аграрно-демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале «Айкап» был аграрный вопрос, т, е. земельные отношения, оседаниекочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и др. Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничали лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. Формирование и судьбы национальной интеллигенцииКазахская национальная интеллигенция начала складываться задолго до революции Октября 1917 г. Ее численность и структура, уровень образования и подготовки определялись общественным строем и условиями жизни. По неполным данным, в дореволюционном крае насчитывалось 3 тыс. учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 средних медицинских работника. Малочисленность и нехватка кадров специалистов еще более обострилась в результате гражданской войны и иностранной интервенции. Так, к 1919 г. на всей территории Казахстана осталось всего 33 врача и несколько ротных фельдшеров. Нелегким и длительным был процесс использования старой интеллигенции, переход ее на позиции социализма. 4 апреля 1919 г. ВЦИК объявил амнистию лидерам партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда». Возвращению старой интеллигенции к работе по спе-циальности благоприятствовали также наступлениение долгожданного мира, введение нэпа, успешное преодоление последствий двух войн. Тактичное, деловое отношение к старым специалистам, работникам умственного труда вообще стадо нарушаться с приходом Ф. И. Голощекина в 1925 г. к руководству краевой партийной организацией. На III пленуме Казкрайкома ВКП(б) 1926 г. резкой критике подверглись А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Менде-шев, Ж. Аймаутов, С. Ходжанов и др. Вскоре критика переросла в открытые гонения и репрессии против интеллигенции. В 20—ЗО-е гг. высшая школа хотя и росла количественно, не оказала решающего влияния на пополнение рядов специалистов и формирование кадров интеллигенции. Ибо. во-первых, казахстанские вузы и техникумы были еще слабы, во-вторых, потребности в специалистах опережали рост их выпуска. Поэтому на должности специалистов выдвигались рабочие и крестьяне. Для них открывались многочисленные краткосрочные курсы.Массовое перемещение рабочих и крестьян в сферу умственного труда вызвало количественный рост интеллигенции. За 1926—1939 гг. численность занятых умственным трудом в Казахстане выросла в 7,9 раза — с 54 тыс. до 429,8 тыс. человек29. Однако это не означало, что в республике сложилась собственная интеллигенция. Значительная часть их не имела соответствующего образования. Удельный вес казахов-специалистов оставался низким. В 1939 г. среди казахов численность интеллигенции составляла 8%я0. Нехватка кадров специалистов особенно ощущалась в аульно-ссльской местности. В составе работников умственного труда слабо были представлены женщины. Пагубно отразились на процессе формирования интеллигенции репрессии 1937—1938 гг, В послевоенные годы решающий вклад в дело подготовки кадров специалистов внесли высшие и средние специальные учебные заведения. Только за 1945—1957гг. вузы Казахстана подготовили 43,5 тыс. специалистов, в том числе 16,5 тыс. казахов-"''. Большое количество их приобрело специальность в учебных заведениях союзных республик. С I960 по 1977 г. численность казахов-специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Казахстана, возросла почти в 5 раз (с 65,3 до 315,7 тыс.), русских — примерно в 3 раза (с 202,2 до 601,9 тыс.), украинцев — в 2 с лишним раза (с 33,2 до 82 тыс.), татар — в 3 раза (с 8,3 до 23,8 тыс.), узбеков — в 5 раз (с 2,9 до 14,7 тыс.)32. На рубеже 60—70 гг. завершился процесс формирования казахской национальной интеллигенции. К этому периоду в социальной структуре казахского населения интеллигенция представляла крупную социальную общность (в 1959 г. —16%, в 1970 г. — 25,1%). В 70-х гг. доля казахов в составе работников умственного труда республики выросла до 30%". Таким образом, потребовалось более полувека после Октябрьской революции 1917 г., чтобы в Казахстане сложилась многочисленная и стабильная национальная интеллигенция с высоким уровнем образования и основными социально-профессиональными отрядами. ВОПРОС № 54 25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18-43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию обор. сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Всего, должно быть мобилизовано 390 тыс. человек. Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение. Мобилизация проводилось во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства, и без того расшатанного постоянными изъятиями земель для переселенцев. Фактически оставшиеся казахи обрекались на голодную смерть зимой 1916-1917 гг. Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов. Восстание в Торгайской области. В аулах Костанайского, Иргизского, Актюбинского уездов начались стихийные выступления крестьян. Губернатору Торгайской области стали поступать тревожные сведения о вооруженных выступлениях казахского населения. Администрация в тревоге отмечала, что восстание охватывает всю область. ВОПРОС № 55 В феврале 1917 г. в России победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая ненавистный народу царизм. Весть о февральских событиях в Петрограде быстро долетела до Казахстана. Многочисленные митинги и демонстрации рабочих и других трудящихся, приветствовавших свержение царизма, происходили в начале марта во всех крупных городах и на железнодорожных станциях Казахстана. В первое время после Февральской революции трудовое население края еще верило во Временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам — землю, а рабочим — 8-часовой рабочий день. В марте 1917 г. Советы рабочих депутатов возникли в Перовске, Казалинске, Челкаре, Актюбинске, Уральске, Петропавловске и других городах, расположенных на железнодорожных линиях. Многие Советы рабочих депутатов вскоре объединились с Советами солдатских депутатов. Главным своеобразием Февральской революции было то, что в стране образовалось двоевластие, буржуазное Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Реальной основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и наместах явились. Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников-колонизаторов, а также представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Букейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а М. Тынышпаев — комиссаром Семиреченской области. В Казахстане были образованы и национальные казахские областные и уездные комитеты во главе с казахской интеллигенцией. Март 1917 г. был месяцем выхода местных социал-демократов из подполья и развертывания работы среди железнодорожников, городских рабочих и других слоев трудящихся. Упорной и терпеливой деятельностью большевики завоевывали массы трудящихся Казахстана на свою сторону. Серьезным успехом рабочего движения Казахстана после победы Февральской революции было создание широкой сети профессиональных союзов. большевика П. А. Кобозева, приступившего тогда же к исполнению обязанностей ее начальника43. Одним из основных лозунгов рабочих в этот период был о требование 8-часового рабочего дня, который фактически вводился рабочими почти на всем протяжении Оренбургско-Ташкентской и Омской железных дорог. На Риддерской железной дороге ввиду отказа администрации ввести 8-часовой рабочий день и повысить заработную плату рабочие отстранили администрацию от руководства и в течение нескольких дней управляли дорогой сами4*.Рабочие стали все яснее понимать контрреволюционную сущность политики Временного правительства. Местные органы Временного правительства в Казахстане, опираясь на кулаков, верхи казачества, на байство казахского аула, стремились ослабить революционный порыв рабочих и трудящихся, продолжали грабить население, заставляя ихнести бремя империалистической войны. Временное правительство в Казахстане продолжало прежнюю политику самодержавия. Оно приняло постановление об амнистировании участников карательных отрядов, подавлявших восстание 1916 г. в Казахстане и Средней Азии, на местах бывшие уездные и волостные начальники, губернаторы становились комиссарами, председателями гражданских комитетов. В силе оставались старые законы, лишавшие казахов политических прав, в полной неприкосновенности оставались огромные земельные владения и сословные привилегии казачьих войск, свою деятельность продолжало Переселенческое управление, отбиравшее лучшие земли казахского населения. Временное правительство о проведении земельной реформы решило объявить на Учредительном собрании, которое должно было состояться после победы на войне. В национальном вопросе Временное правительство провозгласило декрет «Об отмене вероиповедованных и национальных ограничений», однако право нации на самоопределение, о судьбах малых народов и национальных меньшинств и другие вопросы были обойдены. ВОПРОС № 56 Первый всеказахскии съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию «Алаш». Лидерами партии «Алаш» стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления, это была партия либерального байства и мелкобуржуазной демократии. В партию «Алаш» вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М.Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, Г. Карашев, С. Торайгыров, X. Габбасов, А. Ермеков, Ж. и X. Досму-хамедовы и др. Абсолютное большинство из них в условиях лета 1917 г. не восприняли социалистическую программу, поскольку казахское общество в целом не было готово к этому. Они объединились под лозунгом: «Освобождение казахского народа из-под колониального ига». Проект программы состоял из десяти пунктов. Наиболее существенные из них следующие: «I. Государственное устройство. Россия должна быть демократической Федеративной Республикой... каждое государство, входящее в Федеративную Республику, являясь самостоятельным, действует в единении с другими государствами — членами федерации... II. Местная свобода. Автономия казахов слагается из областей, населенных ими, и составляет часть Российской Федеративной Республики... Партия «Алаш» является сторонником справедливости, для нее бедные — товарищи, мироеды — враги... III. Основное право. В Российской Республике все являются равноправными без различия вероисповедания, происхождения, пола. В Российской республике существует равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, союзов... IV.Религия. Религия отделяется от государства. Все религии равноправны... у казахов должен быть свой муфтиат... V. Власть и суд. Власть и суд должны строиться в соответствии с особенностями каждого народа. Вий и судья должны знать язык местного народа... В районах, где казахи составляют большинство, языком суда является казахский. VI. Защита народа. Для защиты народа должно быть войско... Казахи отбывают службу в виде конной милиции. VII.Налог. Взимание налогов происходит по степени богатства и имущественного состояния; богатый платит больше, бедный — меньше. Рабочие. Рабочие должны защищаться законом... Партия «Алаш» поддерживает в этом вопросе программу меньшевистской группы социал-демократов. ВОПРОС № 57 В условиях резкого падения авторитета временного правительства и фактического безвластия 7 ноября 1917 г. в Петрограде был совершен вооруженный переворот. Функции правительства передавались Совету Народных Комиссаров во главе с В.И. Ульяновым (Ленином). Декреты, принятые на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласили выход России из войны, передачу земли крестьянам и повсеместное установление власти Советов различных уровней. Политическая ситуация в Казахстане была достаточно своеобразной. Пролетариат здесь был немногочисленным. Достаточно быстро взяли в свои руки власть Советы в Сырдарьинской и Семиреченской областях, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Это было обусловлено поддержкой, оказанной большевикам со стороны местного чиновничьего аппарата, верхушки переселенческой деревни и армейских частей. Колониальный характер Советской власти в южных областях Казахстана наглядно был продемонстрирован III Краевым съездом Советов, прошедшим в Ташкенте 15-22 ноября 1917 г. Здесь была провозглашена Советская Туркестанская Автономия, однако представители местных народов были отстранены от власти под предлогом их неготовности к пролетарской революции. Недовольство казахского и узбекского населения было подавлено вооруженной силой. Не менее драматические события происходили в Тургайской области и ее центре - г. Оренбурге. При нейтралитете основной части казачества в городе в ноябре 1917г. была установлена Советская власть, однако просуществовала она недолго. Атаман Оренбургского казачьего войска А. Дутов при поддержке партии "Алаш" и меньшевиков арестовал членов Оренбургского Совета. В конце 1917г. власть перешла в руки Советов в Кустанае, Тургае, Актюбинске, а в январе 1918г. - в Оренбурге. Дутов и его союзники отступили в степь. Вооруженным путем Советская власть была установлена в Семипалатинске в феврале и в Верном в марте 1918г. Только в г. Уральске большевикам не удалось свергнуть войсковое правительство казачьего войска.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |