Значение Улуг Улуса в мировой истории 7 страница
ВОПРОС № 70 Продовольственные затруднения конца 40-х-начала 50-х г. привели к поискам властями путей выхода из кризиса. Началось повышение закупочных цен на продукцию колхозов, уменьшение обязательных поставок, списаны долги колхозов, находившихся на грани разорения. Однако без коренной ломки всей экономической системы поднять сельское хозяйство было невозможно. Поэтому увеличение объема продукции было решено достигнуть путем механического расширения посевных площадей. В 1954 г. ЦК КПСС принял решение о расширении посевных площадей в стране за счет освоения целинных земель в северных районах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Это были зоны рискованного земледелия с очень уязвимыми к эрозии почвами и недостаточной увлажненностью. Уже к августу 1954 г. в Казахстане было распахано 6,5 млн. га. К началу 1955 г. площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 г. началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960гг.) было распахано 25,5 млн. га. Всего на освоение целины в 1954-59 гг. было выделено более 20 млрд. руб. Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 г., были достаточно благоприятными. В 1956 г. в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. тонн зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годов стали превращаться в серьезную проблему. К I960 г. в Северном Казахстане из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 млн. га. почв. ВОПРОС № 71 Экономическая реформа, начатая в 1966 г., на первых порах дала определенный импульс экономическому развитию. Экономическая реформа с самого начала несла на себе печать непоследовательности, половинчатости. Тоталитарная система не допустила ее выхода за пределы существующих экономических структур, скованных в своем развитии господствующей парадигмой бестоварного социализма. Основной замысел реформы — расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Многие предприятия в погоне за прибылью пошли по наиболее легкому пути — искусственному повышению цен на свою продукцию. Прибыль, полученная за счет роста цен, позволила увеличивать заработную плату, динамика которой стала опережать рост производительности труда, что стало причиной инфляционных тенденций уже в начале 70-х годов, отрицательно влиявших на развитие экономики. Половинчатость реформы проявилась и в том, что, расширив самостоятельность предприятий, она усилила административные и экономические полномочия министерств и ведомств. Но основные причины неудачи реформы крылись в в том, что ограниченная только орг-но-тех. сферой экономики, она не затронула политических структур общества, отношений собственности, сохранила монополию государственной собственности. В начале 70-х гг. происходит свертывание реформы.Поднять эффективность общественного производства не удалось. Негативные явления нарастали — снижалась фондоотдача, медленно осваивались новые производственные мощности, усиливался расточительный характер экономической деятельности, экстенсивные факторы по-прежнему определяли развитие экономики. В структуре валового общественного продукта в 1970 г. ее удельный вес составлял 48%3. В 1970—1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. В развитие промышленности было вложено 40,8 млрд. руб., или 32% от всех капиталовложений в народное хозяйство. За 15 лет общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а таких отраслей, как машиностроение и химическая промышленность, более чем втрое. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и цехов. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет вовлечения в народнохозяйственный оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Доля добывающих отраслей в промышленности в начале 80-х годов была в 1,7 раза выше, чем в среднем по стране. Насущные задачи в экономике решались преимущественно административно-командными методами. С начала 70-х гг. развитые капиталистические страны вступили в новый этап научно-технической революции. В экономике республики в 70—80-е годы проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Общественные организации, целью которых было привлечение рабочих к управлению производством, различные общественные бюро, комиссии, постоянно действующие производственные совещания и т. п. в подавляющем своем большинстве работали вхолостую. Производственная активность также не повышалась, а снижалась. Прямым следствием этого явилось падение темпов развития производства, ухудшение качества продукции, падение технологической и трудовой дисциплины, нарастание отставания в сфере науч-но-техни ческого процесса. В производстве стали привычными равнодушие, небрежность, безынициат-ность, хищения идругие черты бесхозяйственного отношения к делу. ВОПРОС № 72 В первой половине 70-х гг. в производственных отраслях народного хозяйства были установлены новые ставки и оклады, минимум зарплаты доведен до 70 руб. в месяц. В 1977—1978 гг. были введены новые ставки и оклады для работников непроизводственной сферы. Такие факторы, как повышение цен государством и предприятиями-монополистами, снижение качества товаров, рост дефицита, искусственно заниженный размер заработной платы, уравниловка в оплате вели к стагнации жизненного уровня населения. Несколько улучшилось обеспечение населения за счет общественных фондов потребления. Значительная их часть шла на выплату пособий, пенсий и стипендий, получение бесплатного образования, на развитие здравоохранения, культурного и бытового обслуживания. Были приняты меры по охране материнства и детства, улучшены материально-бытовые условия участников ВОВ, увеличены пособия инвалидам с детства. У значительной части населения, особенно пенсионеров, многодетных семей, доходы оставались низкими и не обеспечивали нередко даже прожиточного минимума. Нарастал дефицит. Из продажи исчезали дешевые товары для детей, людей пожилого возраста, не хватало многих продовольственных продуктов. Ухудшилось качество продуктов питания, что одновременно означало их удорожание. Привычными стали многочасовые очереди, непременный атрибут советского строя. Одной из самых острых проблем социальной сферы оставалась жилищная проблема. В рассматриваемый период произошли некоторые сдвиги в ее решении. Было построено 2208,7 тыс. квартир, около 13 млн. человек улучшили свои жилищные условия, получив новые, построив собственные квартиры или расширив свою жилплощадь17. Подчинение экономики республики центральным ведомствам, недооценка проблем социально-культурной сферы, действие остаточного принципа выделения ресурсов на ее развитие вели к тому, что по многим показателям, определяющим уровень жизни народа, Казахстан отставал от общесоюзных показателей. Многие районы Казахстана, прежде всего расположенные в зоне действия Семипалатинского ядерного полигона, Приаралья, находились в бедственном положении. Уровень жизни улучшился. Почти исчезли бараки — характерный атрибут довоенной и послевоенной жизни, сократилось число живущих в коммунальных квартирах. Все больше людей стали совершать туристические поездки за границу и по стране, лечились в санаториях, отдыхали в домах отдыха по льготным путевкам. Однако проблемы в соц. сфере нарастали быстрее, чем решались, остаточный принцип ее финансирования вел к отставанию в качестве медицинского обслуживания, дошкольного воспитания, образования. Особенно неблагополучным было положение в сельской местности. Массовым явлением стало безразличие к труду, хищения на производстве, падение трудовой дисциплины, пьянство, преступность, развивалась «теневая экономика». Произошло обострение социальных противоречий. Экономика была разрушена. Производство не растет, а снижается, а соответственно падает производительность труда и уровень потребления. Социальная справедливость переросла в проблему социальной защиты таких групп, как дети, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. Развились в невиданных масштабах спекуляция и черный рынок. Социальная дифференциация еще более усилилась. Доходы большинства людей стали ниже потребительского минимума. Развитие инфляции, начавшаяся безработица лишают людей каких-либо надежд на будущее, негативно сказываются на материальном положении населения. ВОПРОС № 73 Конец 80-хгг. знаменовал начало распада Советского государства. Уже на первом съезде народных депутатов и партийных форумах стала обсуждаться идея суверенитета, экономической самостоятельности, разделения полномочий между центром и субъектами федерации, заключения нового Союзного договора. Идея формирования Союза с учетом новых реалий нашла широкую поддержку. В Казахской ССР была разработана концепция самоуправления и. самофинансирования республики. Движение к обновлению общества возглавил Назарбаев. В противовес правому и левому радикализму Назарбаев проводит политику последовательных демократических реформ и социального прогресса, сохранения межнационального согласия на основе равенства прав всех казах-станцев. Но начавшийся в Казахстане демонтаж административно-командной системы тормозился жестким диктатом государственных управленческих структур, Коммунистической партией Казахстана. Усилия отдельных партийных организаций по перестройке своей работы с учетом новых требований не приводили к серьезным результатам. Начиная с 1988 г., наметился переход к критике Компартии Казахстана со стороны нарождавшихся политических оппонентов. Закономерным явлением общественной жизни в Казахстане стало развитие неформального движения.. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся пленум Центрального Комитета Ком. партии Казахстана.На повестке дня стоял организационный вопрос — выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем ЦК КПК, был единогласно избран Г. Колбин. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня. К полудню 17 декабря на площади им. Л. Брежнева демонстрантов было около 5 тысяч. С утра площадь была оцеплена силами МВД. Перед собравшимися выступали с увещеваниями и призывами разойтись секретарь ЦК 3. Камалиденов, Председатель Президиума Верховного Совета С. Мукашев, Председатель Совета Министров Н. Назарбаев. Успеха эти речи не имели. Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки. Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось "вытеснение" демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана. По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям. После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек "были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС — 52, из ВЛКСМ — 758. 25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как "факты проявления национализма", а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление "О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся", в котором декабрьские события были названы "проявлением казахского национализма". В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года, активно шел поиск "националистов". Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на Первом съезде народных депутатов СССР. Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС. В июле 1989 года была создана Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР, по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями. Однако в ноябре 1989 года, Верховный Совет, заслушав отчет сопредседателя Комиссии М. Шаханова, постановил преобразовать ее в "рабочую группу по рассмотрению жалоб "декабристов". Шел процесс пересмотра дел осужденных "декабристов" — 32 из них освободили за отсутствием состава преступления. В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года "оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной..." Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы. ВОПРОС № 74 Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М. Горбачёвым, имел на начальном этапе ту цель, что и попытки предшественников – показать себя со стороны хорошего деятеля и демократичного реформатора. Эта система реформ вошла в историю как «перестройка», которая делилась на три этапа: Апрельский пленум 1985 г. – лето 1987 г. В рамках первого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась в сельском хозяйстве. Колхозники, будучи бесправными, были равнодушны к общественному производству и воспринимали эту работу как своеобразную обязанность. В средней Азии и Казахстане были вырублены бесчисленные насаждения виноградных культур, которые до сих пор не удалось восстановить. Второй этап. Лето 1987-май1989 гг. Общество начало понимать, что путь к развитию экономики лежит через рынок и частную собственность, через которые прошли все цивилизованные государства. Однако руководство страны продолжало находиться в состоянии медлительности и излишней осторожности. Требовались гораздо более радикальные меры. Третий этап. Май 1989 г. – август 1991 г. В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни. Однако уже декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате показали невозможность реализации такой идеи в рамках тоталитарного режима. Этот этап перестройки, завершился летом 1989 года, когда пленум ЦК КПК избрал первым секретарем ЦК КПК Н. Назарбаева. Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. 22 сентября 1989 года был принят Закон "О языках в Казахской ССР". Согласно закону, государственным языком Казахской ССР объявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. В дополнение к Закону, в том же 1989 году была принята Государственная программа возрождения казахского языка. Весной 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Казахской ССР. На 340 депутатских мандатов было выдвинуто 1 403 и зарегистрировано 1 242 кандидата. Социальный, профессиональный и половой состав выбранного парламента оказался, в результате подобной "селекционной работы", следующим: 19,4% — рабочие и колхозники, 3,8% — юристы, 1,8 — учителя, 5,3 — врачи, 7,4% — женщины. Лишь 3,3% депутатов было до 30 лет. 94,4% являлись членами КПСС. 1 декабря 1991 года в республике был избран первый Президент Казахстана. Им стал Н. Назарбаев, за которого проголосовали 98,8% избирателей. В 1990—1991 гг. Верховный Совет принял законы "О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР" и "О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР. В течение 1990—1991 гг. Казахстан лидировал среди республик СССР в принятии законов экономического блока. В 1990 году была принята Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям, которая предусматривала приватизацию гос. собственности, как главное условие перехода к рынку. По вопросу о судьбе СССР позиция Казахстана в течение 1989— 1990 гг. была практически неизменной. Казахстан выступал за сохранение СССР в виде "обновленной федерации". В октябре 1990 года, последняя в СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. Декларация провозглашала приоритет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан — Центр. С принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из Центра и на условиях Центра. ВОПРОС № 75 Население суверенного государства Республики Казахстан в процессе формирования своей этнической территории и демографического состава прошло сложный и трудный исторический путь. Во всех областях, негативно отразившихся на демографическом развитии казахского народа, отрицательную роль сыграла миграционная политика. В 1925—J926 гг., опредилился баланс прилива и отлива мигрантов. Общая численность мигрантов при 6268 тыс. постоянного населения, отмеченная на момент переписи 1926 г, достигла 1601 тыс. человек. Переселившихся в республику было больше, чем выехавших за ее пределы, на 638,8 тыс. Большая часть мигрантов прибывала с Украины, из Поволжья, с Севера, Запада, Центра РСФСР, меньшая из Сибири, Урала, Белоруссии, Средней Азии, Дальнего Востока. Мигранты из европейской части предпочитали районы богарного земледелия. Так, в Кустанайском округе разместилось 15% всех прибывших, в Акмолинской и Актюбинской — 40, в Семипалатинской —24% мигрантов. К тому же приехавшие из европейской части России в этих зонах попадали в близкую этническую среду. В 1926—1928 гг. в Казахстане продолжался рост темпов прироста населения. В 1930—1933 гг. в Казахстане произошелся голод. Погибли сотни тысяч русских, украинцев, уйгуров и т. д. национальностей, но основная часть погибших приходилась на казахов. Только по организованномунабору рабочей силы в Казахстан из других районов страны в 1931—1940 гг. прибыло 509 тыс. чел. Параллельно шло аграрное переселение. В течение 1928—1930 гг. в Казахстан на работу в создаваемые совхозы из разных областей страны прибыли 65 тыс. семей. В конце 30-хгг. началась депортация ряда этнических групп, часть которых выселялась в Казахстан. По переписи 1939 г. в республике проживало 6094 тыс. чел., т.е. по сравнению с 1.926 г. население республики сократилось на 105 тыс. чел., или на 1,7%. Наибольший урон приходился на казахов, численность которых теперь составляла всего 2 314 тыс. чел. Таким образом, к 1939 г. в Казахстане сложилось совершенно новое соотношение этносов. Удельный вес казахов по сравнению с 1926 г. упал на 20,5 пункта и равнялся 38%, русские представляли наибольшую этническую группу Казахстана, 40,2%. В годы войны миграционный поток в Казахстан резко усилился. В августе 1941 г. в Казахстан переселили 349713 человек. В феврале 1944 г. в Среднюю Азию и Казахстан насильственно были переселены чеченцы и ингуши, в марте —балкарцы, в ноябре — турки-месхетинцы, а также крымские татары, карачаевцы и др. народы. После восстановления в 1957 г. автономии чеченского и ингушского народов началось их возвращение на Северный Кавказ. После войны, до середины 50-х гг. организованное переселение в Казахстан проводилось слабо. На освоение целинных и залежных земель в Казахстан в 1954—1962 гг. прибыло около 2 млн. чел., в основном из европейской части страны. Население республики в 1959 г. составляло 9294741 человек, т. е. в 1,5 раза превышало довоенную численность. К 1970 г. население Казахстана составляло уже более 13 млн. чел. Наиболее многочисленным этносом Казахстана на продолжении между переписями 1939, 1959, 1970гг. оставались русские. Тем не менее именно в 1959—1970 гг. произошел перелом в демографическом развитии казахского народа. Заметно сократился 1970 г. разрыв в уровне урбанизированности основных этносов. Уровень урбанизированности казахов и русских в 1970 г. различался более, чем вдвое, тогда как в 1926 г. эта разница была в 10 раз. Резкому сокращению этой разницы способствовали индустриализация республики, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция в СССР. В 1979—1989 г. наиболее быстрые темпы урбанизации имели казахи — 53,3%, уйгуры — 52,8%, узбеки — 30%. В целом в 1951—1970 гг. наблюдалось угасание миграционного процесса в Казахстан из других республик СССР. Рост отриц-ного межреспубликанского миграционного прироста наблюдался в 1970—1990 гг. Усилился процесс собирания казахского этноса. С 1989 г. вновь продолжился процесс возвращения казахов в Казахстан из Узбекистана, России, Туркмении. Динамика этнодемографического состава в 1979—1989 гг. показывает, что в 1979—1989 гг. удельный вес казахов в общем приросте населения составил 70, русских — 13, немцев — 3% и т. д. Причем прирост казахов в Казахстане составил 23,5%, русских—3,9%, немцев — 6,4%, татар — 4,6, узбеков — 26,1, белорусов — 0,6, уйгуров — 25,3 и корейцев 12,3%. Начиная с 1980 г. наблюдается перемещение казахов с юга на север Казахстана, а также с запада на север республики. Вместе с тем очевидно продолжение возвращения части казахов в Казахстан из России, Средней Азии, Монголии и др. стран. ВОПРОС № 76 В марте 1991 года по инициативе М. Горбачева проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. 5 сентября 1991 года съезд принял Конституционный закон о власти в переходный период, а затем сложил свои полномочия перед Государственным советом СССР и тогда еще не сформированным Верховным Советом СССР. В октябре восемь союзных республик подписали Договор об экономическом сообществе, но он не соблюдался. Процесс дезинтеграции Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование — Союз Суверенных Государств (ССГ). Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и, как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов. 13 декабря 1991 года на срочно созванной встрече в Ашхабаде лидеров "пятерки" (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан) руководитель Туркмении С. Ниязов (по свидетельству Н. Назарбаева) предложил рассмотреть возможность создания Конфедерации Центрально-азиатских государств в ответ на решения в Беловежской Пуще. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе одиннадцати государств. 25 декабря М. Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать — Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР. СССР перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым: - констатировалась территориальная целостность входивших в Содружество государств; - сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; - создавались высшие органы власти СНГ "Совет глав государств" и "Совет глав правительств"; - объявлялся открытый характер Содружества. Обсуждение и принятие Конституции 1993 года.Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции. Первый проект Конституции предлагал формулу "экономика Казахстана основывается на — частной, коллективной и государственной". Второй вариант проекта оставил две формы собственности — государственная, частная. Первый проект Конституции гласил: "В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. Русский язык является языком межнационального общения. Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку не владения государственным языком или языком межнационального общения". В проекте была записана норма — Казахстан — суверенное, демократическое и унитарное государство. Территория Казахстана является целостной, неделимой и неприкосновенной. По предложению Президента, Верховному Совету и общественности были предложены идеи о включении в проект Конституции статей о роспуске парламента президентом, создании двухпалатного парламента, импичменте президента и возможности принятия Конституции путем референдума. Эти предложения были в основном поддержаны оппозицией, но отвергнуты Верховным Советом. По иронии судьбы, в декабре 1992 года, только что начавший выходить еженедельник "Панорама" опубликовал данные социологического опроса, проведенного агентством "Бриф" в ноябре среди алмаатинцев, внеся свою "ложку дегтя в бочку меда" официальных гогов. Согласно этим данным, каждый второй алмаатинец вообще не читал проект Конституции (т.е. почти 50%), в официальном обсуждении приняло участие 4% опрошенных, 71% выступил за госурственное двуязычие, 34% — за федеративное устройство страны, за Двухпалатный парламент. 28 января 1993 года за проект Конституции Верховный Совет проголосовал почти единогласно (309 из 312 голосов). Первая Консти-суверенного Казахстана стала реальностью. ВОПРОС № 77 4 июня 1992 года день рождения государственного герба Республики Казахстан. Вообще широко применяемый сегодня термин "герб" происходит от немецкого слова "ербо". В переводе на казахский он означает понятие "танба" (тамга, знак). Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. Герб имеет форму круга. Круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Это символ жизни, вечности. Следующей составной частью герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия. В центре герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. В основном их две: золотистая и голубая. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты. Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Главным элементом гос. флага является его цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды. Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Лучи солнца в флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |